Общественный жилищный фонд: что это значит

Статья 19 ЖК РФ. Жилищный фонд

1. Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

3. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;

2) специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

4. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

6. Мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для жилищного фонда характерна множественность собственников; каждый из них владеет определенной частью жилищного фонда.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц;

государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд РФ) и ее субъектам (жилищный фонд субъектов РФ);

муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Следует упомянуть, что ЖК РСФСР различал государственный и общественный жилищные фонды, что не соответствовало положениям ГК РФ. Общественный фонд не может признаваться самостоятельным видом, поскольку относится к частному жилищному фонду.

На первое место закон поставил частный жилищный фонд, что свидетельствует о его значимости в жилищной сфере.

Резкому увеличению частного жилья способствовало принятие Закона о приватизации жилых помещений, а также нормы гражданского законодательства. В ГК РФ гл. 18 посвящена праву собственности на жилое помещение. Согла ст. 218 ГК РФ член жилищного и жилищно-строительного кооператива, полностью внесший свой пай за квартиру, становится ее собственником.

Снят целый ряд ограничений на приобретение жилья в собственность, на пользование и распоряжение таким жильем. Ранее граждане, в том числе совместно проживие супруги и дети, могли иметь на праве собственности только один дом или квартиру под угрозой принудительной продажи жилья “сверх одного” (ст. 106 и 107 ГК РСФСР). В настоящее время ограничений по размеру и количеству жилья, принадлежащего человеку (супругам и детям) на праве собственности, не существует (ст. 213 ГК РФ).

В состав частного жилищного фонда включся жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам.

В собственности граждан находятся построенные и приобретенные: жилые дома и квартиры; квартиры в жилищных и жилищно-строительных кооперативах (в случае, напомним, выплаты пая); жилые помещения в товариществах собственников жилья и проч.

В собственности юридических лиц – построенные или приобретенные по предусмотренным ованиям жилые дома, квартиры (в том числе в порядке долевого участия). Собственностью ЖК и ЖСК (как юридических лиц – см. ч. 5 ст. 112 ЖК РФ) являются кооперативные дома с не полностью выплаченным паем (п. 4 ст. 218 ГК РФ).

Гражданин, являясь собственником жилого помещения, использует его для личного проживания и проживания членов своей семьи, а также может предоставить в пользование иным лицам (по договору “коммерческого” найма, безвозмездного пользования).

Государственный жилищный фонд до 1992 г. принадлежал государству; затем он был разграничен на федеральный фонд, фонд субъектов РФ и муниципальный (Закон “Об овах федеральной жилищной политики” от 24.12.92 N 4218-1, признанный утратившим силу Федеральным законом “О введении в действие Жилищного кодекса РФ”).

Читайте также:
Валютная интервенция: что это такое, описание и особенности

Государственный жилищный фонд может быть передан госпредприятиям в хозяйственное ведение; госучреждениям и казенным предприятиям – в оперативное управление (см. гл. 19 ГК РФ “Право хозяйственного ведения, право оперативного управления”).

Муниципальный жилищный фонд – самостоятельный вид жилищного фонда России. статья 130 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления самостоятельно реш вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; согла ст. 132 Конституции РФ они самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Жилые помещения этого фонда могут быть закреплены за муниципальными предприятиями и учреждениями (см. гл. 19 ГК РФ).

Помещения в многоквартирных жилых домах относятся (в овном) к разным формам собственности; например, одна часть помещений может быть в собственности граждан, а другая – в муниципальной собственности, если остальные граждане не приватизировали жилье, которым они пользуются по договору социального найма. Общее имущество таких домов принадлежит собственникам этих помещений на праве общей долевой собственности (см. гл. 6 ЖК РФ). Кодекс допускает наличие многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в государственной или муниципальной собственности, предусматривая порядок управления такими домами (ст. 163 ЖК РФ).

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

фонд социального использования – совокупность жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, предоставляемых гражданам по договорам социального найма;

специализированный фонд – совокупность жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам разд. IV ЖК РФ;

индивидуальный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов семьи и (или) иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Данные положения комментируемой статьи определяют, каковы цели того или иного фонда. Так, жилищный фонд социального использования предназначен только для предоставления жилья гражданам по договорам социального найма (разд. III ЖК РФ), специализированный – для предоставления жилья отдельным категориям граждан на определенных условиях (например, на время работы или учебы).

Индивидуальный жилищный фонд используется для проживания собственников жилых помещений и членов их семей (ст. 31 ЖК РФ), а также для проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, что отражено в ст. 30 ЖК РФ.

Комментируемая статья (п. 3 ч. 3) к индивидуальному жилищному фонду относит жилые помещения, используемые физическими и юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях безвозмездного пользования. Можно и так. Противоречий иным актам такая позиция не содержит. Общим и в том, и другом случае (собственник – гражданин или юридическое лицо) является предоставление жилья для проживания граждан на условиях безвозмездного пользования.

Жилые помещения фонда коммерческого использования прежде всего подлежат предоставлению по договору найма, которому посвящена гл. 35 ГК РФ. В состав этого фонда входят жилые помещения государственного, муниципального и частного жилищных фондов, как это следует из положений п. 4 ч. 3 комментируемой статьи.

По договору найма можно использовать помещения любых жилищных фондов: государственного, муниципального, частного. Глава 35 ГК РФ не содержит каких-либо изъятий для публичных форм собственности.

В соответствии со ст. 673 ГК РФ объектом договора найма является изолированное жилое помещение, пригодное для проживания; нанимателем по такому договору может быть только гражданин (ст. 677 ГК РФ); жилое помещение предоставляется на срок, не превыший 5 лет (ст. 683 ГК РФ). К этому договору применим ряд норм жилищного законодательства (см. ст. 673, 682, 687 и др. ГК РФ).

Согла ч. 4 и 5 комментируемой статьи жилищный фонд подлежит государственному учету. Учет производится на ове Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.97 N 1301.

Овная задача государственного учета – информация о количественном и качественном составе жилья, его местоположении, техническом состоянии, уровне благоустройства и т.д. Госучету подлежат все жилые дома, жилые помещения независимо от форм собственности.

Технический учет (путем проведения технической инвентаризации) составляет ову государственного учета жилищного фонда.

Правительство РФ приняло Постановление от 04.12.2000 N 921 “О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства”. Этим актом было утверждено Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Задавайте ваши вопросы

Никто не задавал вопросов, вы будете первым.

Статья 19 ЖК РФ. Жилищный фонд

1. Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

Читайте также:
Нигилизм в праве: что это значит

2) государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

3. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;

2) специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

4. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

6. Мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 19 ЖК РФ

1. Понятие жилищного фонда используется для характеристики той или иной совокупности жилых помещений.

2. Часть 1 комментируемой статьи определяет понятие жилищного фонда РФ. В соответствии с данной нормой все жилые помещения, находящиеся на территории России, составляют жилищный фонд РФ. При этом важно отметить, что в жилищный фонд не входят находящиеся в жилых домах нежилые помещения, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера .

В 2008 г. общая площадь жилищного фонда РФ составляла 3117 млн. кв. м (см.: Россия в цифрах. 2009: Краткий стат. сб. / Росстат. М., 2009).

3. Исторически определение структуры жилищного фонда складывалось в зависимости от действующего в конкретный момент законодательства. Так, ст. 5 ЖК РСФСР предлагала следующую классификацию. Жилищный фонд включал: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Соответственно исследователи в то время ориентировались на положения ЖК РСФСР 1983 г.

4. С учетом положений Конституции РФ и ГК РФ действующий ЖК РФ делит жилищный фонд по двум признакам: по принадлежности к той или иной форме собственности и в зависимости от использования.

По первому традиционному признаку, согласно которому жилищный фонд делится по принадлежности к той или иной форме собственности, жилищный фонд подразделяется на три группы (такая классификация используется в Конституции РФ – ч. 3 ст. 40, в ГК – ст. 672, в ЖК – ст. 19):

– частный жилищный фонд, в состав которого входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных организаций). В состав частного жилищного фонда в настоящее время входит жилищный фонд общественных объединений и жилищный фонд жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

– государственный жилищный фонд, в состав которого входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и субъектам Федерации и при этом находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений;

– муниципальный жилищный фонд, в состав которого входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям либо другим муниципальным образованиям, в том числе жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий или учреждений.

В литературе деление жилищного фонда в зависимости от использования предлагалось достаточно часто . В законодательстве впервые данный критерий нашел отражение в ЖК РФ.

См., например: Крашенинников П.В. Жилищное право. 1 – 4-е изд. М.: Статут, 2000 – 2005.

Читайте также:
Материально ответственное лицо: что это значит

Согласно ч. 3 комментируемой статьи в зависимости от целей использования жилищный фонд РФ можно разделить на четыре группы – социального использования, индивидуальный, коммерческий и специализированный:

1) жилые помещения, предоставляемые органами местного самоуправления, государственными или муниципальными организациями либо уполномоченными на то органами для проживания по договору социального найма, относятся к фонду социального использования;

2) жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности и используемые ими для личного проживания и проживания членов их семей, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях безвозмездного пользования, образуют индивидуальный жилищный фонд;

3) жилые помещения, используемые собственниками (гражданами, юридическими лицами и публичными образованиями) для сдачи по договору коммерческого найма гражданам (иного возмездного договора) или аренды юридическим лицам с целью извлечения прибыли, можно отнести к коммерческому жилищному фонду;

4) жилые помещения, предоставляемые органами местного самоуправления, государственными или муниципальными организациями либо уполномоченными на то органами для проживания отдельных категорий граждан в порядке и на условиях, установленных законодательством, составляют специализированный жилищный фонд.

5. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи жилищный фонд подлежит государственному учету. При этом такой учет независимо от принадлежности жилых помещений осуществляется по единой для России системе и в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Правительство РФ Постановлением от 13 октября 1997 г. N 1301 утвердило Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации .

СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4787.

В соответствии с этим документом основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей. Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. При этом технический учет возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее – БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.

БТИ осуществляют учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом РФ по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ.

БТИ обязаны осуществлять:

во-первых, техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;

во-вторых, контроль технического состояния жилых строений и жилых помещений;

в-третьих, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;

в-четвертых, информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

6. Следует обратить внимание на то, что с 1 марта 2008 г. вступил в силу ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” , который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, объектов незавершенного строительства (далее – объекты недвижимости), а также с ведением государственного кадастра объектов недвижимости и кадастровой деятельности.

СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

Названный Закон регламентирует признание и удостоверение государством факта существования с определенными характеристиками или прекращения существования объектов недвижимости, обеспечение заинтересованных лиц достоверными сведениями об их характеристиках.

Учетные процедуры устанавливают возможность представления в орган кадастрового учета соответствующих документов не только посредством личной явки заявителя, но и посредством почтовой связи. При этом для постановки на учет объекта недвижимости в орган кадастрового учета вправе обратиться любое лицо. В данном случае исключаются излишние административные процедуры, связанные с проверкой статуса заявителя и представленных им правоустанавливающих документов.

Законом определен закрытый перечень представляемых при кадастровом учете документов, а также перечень оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, заложен принцип поэтапного создания единой системы учета объектов недвижимости и регистрации прав на них. Это в последующем позволит реально обеспечить реализацию т.н. одного окна, совместив процедуры учета объектов недвижимости и регистрации прав на них в едином органе.

Читайте также:
Монополистические действия и ограничение конкуренции

Впервые на уровне законодательного акта установлены всего четыре уникальные характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект в качестве индивидуально-определенной вещи и достаточные как для проведения государственного кадастрового учета, так и для последующей регистрации прав. В частности, такими уникальными характеристиками являются:

2) кадастровый номер объекта недвижимости (не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер), который присваивается органом кадастрового учета;

3) описание местоположения объекта недвижимости;

4) площадь объекта недвижимости.

Иные сведения государственного кадастра недвижимости являются вспомогательными, и внесение таких сведений в государственный кадастр недвижимости осуществляется при их наличии и, как правило, в рамках информационного взаимодействия органа кадастрового учета с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления либо исходя из декларируемых заявителем сведений об объекте (к примеру, о материалах наружных стен жилого дома).

Важно отметить, что истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не могут являться основаниями для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению. Соответственно гражданам и юридическим лицам не могут предъявляться требования о переучете соответствующих объектов недвижимости.

Федеральным законом “О кадастре недвижимости” до 1 января 2010 г. был установлен переходный период применения новых правил о кадастровом учете в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период данные правила к ним не применялись и государственный учет указанных объектов осуществлялся в ранее установленном порядке, в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного учета жилищного фонда.

В свою очередь, кадастровые инженеры вправе начать проводить кадастровые работы в отношении зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства с 1 января 2010 г. При этом в период с 1 января 2010 г. до 1 января 2011 г. эти работы наряду с кадастровыми инженерами одновременно вправе также проводить органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

Относительно всех тех документов, которые содержат описание объектов недвижимости и были выданы в установленном законодательством порядке до 1 марта 2008 г. в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует отметить, что все они признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости, выдаваемыми в соответствии с новыми правилами.

Жилищное право

Классификация жилищных фондов

Статья 19 Жилищного кодекса Российской Федерации весь жилищный фонд классифицирует следующим образом.

  1. жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частный жилой фонд);
  2. жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации) и субъектам Федерации (жилищный фонд субъектов Федерации), т.е. государственный жилой фонд;
  3. жилые помещения, принадлежащие на праве собственности городским, сельским поселениям либо другим муниципальным образованиям (муниципальный жилищный фонд).

В жилищный фонд включаются также жилые дома, входящие в государственный и муниципальный жилищные фонды, предоставляемые гражданам по договорам социального найма жилые помещения, служебные и специализированные жилые помещения, индивидуальные жилые помещения, а также помещения, предназначенные для коммерческого использования.

Таким образом, жилищный фонд классифицируется по принадлежности к формам собственности.

Ныне действующим гражданским законодательством, в частности ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, также предусмотрено три формы собственности. Исходя из этого, по принципу классификации жилищных фондов по принадлежности к формам собственности следует рассматривать подразделение всего жилищного фонда на три вида.

Государственный жилищный фонд. Данный фонд имеет в своем составе:

  • жилищный фонд, находящийся в государственной собственности Российской Федерации, в том числе в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий и учреждений, относящихся к федеральной собственности;
  • жилищный фонд, находящийся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, в том числе в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и учреждений, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации.

Муниципальный жилищный фонд. Он включает в себя жилищный фонд, находящийся в собственности городского, сельского или иного муниципального образования, в том числе в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий и учреждений.

Частный жилищный фонд. Он включает в себя жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц. построенный или приобретенный за счет средств частных собственников, в том числе за счет жилищных, жилищно-строительных кооперативов, дома товариществ собственников жилья, квартиры и дома приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством (ст. 288, 290, 291 ГК РФ).

От имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований права собственника жилищного фонда осуществляют соответствующие органы. Так, от имени Российской Федерации общее управление федеральной собственностью возложено на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое в пределах установленных полномочий осуществляет следующие функции:

  • проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;
  • осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;
  • разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;
  • осуществление полномочий собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;
  • защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;
  • осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.
Читайте также:
Пересмотр конституции: что это такое, описание и особенности

При разграничении объектов жилищного фонда следует руководствоваться ст. 12, 130—132 Конституции РФ и ст. 6 и 29 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые в соответствии со ст. 125 и 215 Гражданского кодекса РФ в пределах своей компетенции осуществляют права собственника в отношении муниципального жилищного фонда.

Жилищный фонд, являющийся собственностью (ст. 19 ЖК РФ) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следует рассматривать как жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий и учреждений (ст. 294 и 296 Гражданского кодекса РФ).

С учетом ст. 19 ЖК РФ необходимо иметь в виду, что ведомственный жилищный фонд может быть передан в ведение органов местного самоуправления. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в области регулирования жилищных отношений в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, учитывая, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и его субъектов, принимают законы и иные нормативные и правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вне компетенции Российской Федерации, вне компетенции совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование (принятие законов и иных нормативных актов).

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» поселковая, сельская администрация в области строительства, жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения:

  • организуют подготовку проектов застройки населенных пунктов, утверждают проекты и титульные списки строек, осуществляемых за счет средств местного бюджета, и контролируют их соблюдение;
  • организуют за счет собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт муниципальных жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, дорог, привлекают в установленном порядке к дорожному строительству колхозы, совхозы и другие предприятия и организации;
  • организуют эксплуатацию муниципального жилищного фонда объектов коммунального и дорожного хозяйства предприятий торговли и общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;
  • распределяют в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда;
  • решают вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдают ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам.

Районная администрация в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения:

  • организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;
  • распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда;
  • решает вопросы продажи домов и квартир, использования собственности, а также выдаст ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;
  • осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, всех объектов коммунального хозяйства обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения;
  • принимает меры по обеспечению населения топливом и др.

Городская администрация в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения:

  • организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;
  • распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решает вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдаст ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;
  • осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения, принимает меры по обеспечению населения топливом.
Читайте также:
Применение специальных средств: что это значит

Частный жилищный фонд — это совокупность жилых домов, находящихся либо в собственности граждан, либо в собственности юридических лиц.

В состав жилищного фонда находящегося в собственности граждан, входят:

  • индивидуальные жилые дома;
  • приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;
  • квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом; в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир;
  • квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

В состав частного жилищного фонда входит также жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц, построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе квартиры в жилищных, жилищно-строительных кооперативах с не выплаченным полностью паевым взносом. В соответствии с ныне действующим законодательством собственниками жилых домов и жилых помещений могут быть коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником), общественные и религиозные организации или их объединения, благотворительные или иные фонды (ст. 213 ГК РФ).

Основной формой образования частного жилищного фонда является строительство новых жилых домов гражданами на праве собственности за счет собственных средств или с привлечением кредитов, субсидий и других средств. Также данным Законом определено, что граждане имеют право на получение земельного участка для строительства жилья, и таким правом могут воспользоваться не только граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, но и те, которые по общим основаниям не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Предоставление гражданам кредитов на строительство, реконструкцию и приобретение жилья регулируется Положением «О жилищных кредитах», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. № 1180, в соответствии с которым кредиты на указанные цели могут предоставляться как юридическим лицам, так и гражданам, даже не состоящим на учете для улучшения жилищных условий. Обеспечивается кредит залогом в виде недвижимого имущества, принадлежащего заемщику.

В данном случае вопросы о предоставлении кредита решаются в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах». Частный индивидуальный жилищный фонд может быть пополнен за счет приватизации гражданами квартир, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Состав жилищного фонда принадлежащего гражданам, может пополняться также за счет жилых домов, построенных или приобретенных на основании гражданско-правовых сделок — договоров купли-продажи, дарения, мены и т.п.

Статьей 213 Гражданского кодекса РФ устанавливается: в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом.

Частная собственность на недвижимость и ее часть в жилищной сфере не ограничиваются по количеству, размерам и стоимости, в отличие от прежнего регулирования, когда в собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей могло находиться не более одного жилого дома или части его; устанавливались также предельные размеры жилой площади, количество этажей (не более двух) и количество комнат (не более пяти).

Жилищный фонд

Под понятие жилищного фонда попадают все виды жилья, которые пригодны для постоянной жизни людей, в том числе здания в целом или отдельные квартиры и комнаты.

Понятие жилищного фонда

Краткое и обобщающее понятие жилищного фонда сформулировано в статье 19 Жилищного Кодекса. Жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации независимо от их принадлежности, назначения, сроков проживания, юридического статуса и других факторов. Под понятие жилищного фонда попадают все виды жилья, которые пригодны для постоянной жизни людей, в том числе здания в целом или отдельные квартиры и комнаты, расположенные в жилых или нежилых строениях в населенных пунктах РФ.

В категорию жилых строений попадают как одноквартирные, так и многоквартирные дома, а также здания специализированного назначения, например, общежития, интернаты для детей, инвалидов, престарелых, приюты, дома для временного отселения (маневренный фонд) и так далее.

В нежилых зданиях производственного, культурного, административного, лечебного или другого специализированного назначения также могут существовать объекты жилого фонда, например, служебные квартиры или жилые комнаты для иногородних сотрудников. Для отнесения их в категорию жилых достаточно, чтобы они были изолированы и пригодны для постоянного проживания, т.е. отвечали всей совокупности правил и требований, предъявляемым к строениям данного назначения. Среди обязательных требований необходимо назвать соответствие санитарным, экологическим, строительным, техническим, противопожарным, нормам. Для признания жилого назначения строения, оно должно попадать в категорию недвижимого имущества.

Жилищный фонд должен быть пригодным к постоянному проживанию, даже если он используется для временного поселения людей.

Виды жилых помещений в зависимости от форм собственности

Жилищный Кодекс РФ приводит классификацию жилищного фонда в зависимости от формы собственности, в которой находится помещение.
Все количество жилых строений и квартир можно распределить на три группы:

  • Частный фонд, т.е. принадлежащий гражданам РФ и других стран, а также юридическим лицам, включая общественные, религиозные или благотворительные организации. Независимо от того на сколько лиц оформлена собственность (индивидуальная или коллективная), она считается частной, т.е. отделенной от государственной собственности.
  • Государственный фонд, принадлежащее федерации или субъектам РФ так называемое ведомственное жилье, которое находится в ведении и хозяйственном управлении соответствующих органов исполнительной власти. В качестве примера можно привести жилье специализированного фонда, в котором проживают военные в закрытых городках. Оно не подлежит приватизации. Основное управляющее лицо – Федеральное агентство, созданное для управления федеральным имуществом.
  • Муниципальный фонд во многом аналогичен государственной категории, но его собственником являются муниципальные образования, а управление осуществляют учреждения или предприятия муниципального подчинения. Например, дома для временного отселения, существующие на балансе органов ЖКХ муниципального значения.
Читайте также:
Можно ли делать ремонт домов неофициально?

Принадлежность закрепляется в юридических документах на право собственности и фактически подтверждается правами пользования и распоряжения, принадлежащими владельцу. Таким образом только собственник имеет право:

  • передать объект другому лицу во временное пользование (аренда или найм);
  • сделать его объектом залога;
  • продать, подарить, завещать или другим способом передать право собственности.

Законодательно не ограничены права лиц иметь в своей собственности любое количество жилых помещений, не существует ограничений и по стоимости жилья.

Виды жилых помещений в зависимости от целей использования

Для всех объектов жилищного фонда существует единая цель использования – проживание людей на постоянной или временной основе. Существует внутренняя классификация целей и характера использования жилых помещений, приведенная в ЖК РФ. В соответствии со статьей 19 все жилые объекты делятся на четыре основные группы:

  • Жилье социального назначения, которое распределяется между гражданами в соответствии со специальным порядком и очередностью путем заключения договоров на социальный наем жилья. До недавнего времени такое жилье составляло основную долю в общем количестве жилищного фонда. В результате массовой приватизации социальное жилье переходит в другую категорию.
  • Помещения индивидуального жилищного фонда находятся в частной (личной или коллективной) собственности и используются владельцами для проживания, включая членов семей и других лиц с разрешения собственника.
  • Жилищный фонд специализированного назначения находится в собственности федеральных или муниципальных органов и предоставляется в качестве временного жилого помещения. Такой фонд чаще называют ведомственным и квартиры или комнаты в нем выдаются гражданам на период работы, службы или выполнения каких-либо функций.
  • Коммерческий жилой фонд специализированного назначения предназначается для передачи пользователем на платной основе и служит источником доходов для собственников (аренда, субаренда).

По организационной структуре жилые помещения можно разделить на:

  • жилые здания с отдельными квартирами;
  • общежития, в которых объектом жилья служит комната или место в комнате;
  • здания казарменного типа;
  • дачные строения;
  • жилые индивидуальные дома, принадлежащие одному владельцу в целом или частично.

Жилые помещения не теряют своего назначения при использовании их для предпринимательской деятельности, например, адвокатской, лечебной, педагогической и так далее.

Государственный учет жилищного фонда

Для выполнения задач технического учета разработан специальный, единый на всей территории РФ порядок, в соответствии с которым производится государственный учет жилищного фонда, и созданы соответствующие службы.

Основная задача, которую необходимо решить в ходе специализированного учета – это обладание достоверными и точными сведениями о количестве, метраже, уровне технического состояния и благоустройства, рыночной и кадастровой стоимости и так далее. Все сведения о состоянии жилищного фонда в ходе их изменений постоянно обновляются.

Основной метод, с помощью которого осуществляется государственный учет жилищного фонда, – это техническая инвентаризация, в ходе которой осуществляется ревизия жилого фонда, его паспортизация, фиксация технического положения.

Данные технической инвентаризации служат основой для определения стоимости жилья, а также могут использоваться в ходе налогообложения.

Мониторинг использования жилищного фонда

29 октября 2014 года Правительством РФ было принято постановление № 1115 «Об осуществлении мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности», которым предусматривается регулярное ежегодное проведение мониторинга вопросов по использованию и обеспечению сохранности жилищного фонда.

Мониторинг использования жилищного фонда необходим для получения объективной и своевременной информации об общем состоянии жилых строений, систематизации данных и дальнейшего использования в ходе принятия решений на уровне муниципальных, территориальных или федеральных властей.
Для подготовки мониторинга разработан порядок представления информации, сроки и форма ее передачи, а также итоговые показатели, которые необходимо получить в ходе мониторинга.

Порядок мониторинга предусматривает получение следующих видов информации:

  • сведения из электронных паспортов жилых домов, как многоквартирных, так и индивидуальных, обобщаемые на уровне органов самоуправления на местах;
  • данные от органов жилищного надзора, полученные ими в течение своей деятельности.

Перечисленные сведения формируются до 1 февраля ежегодно, а затем в месячный период региональные органы обобщают их и передают на федеральный уровень для проведения анализа, выявления проблемных территорий и направлений, и отражения полученной информации для подготовки государственных программ.

Статья 5. Виды жилищного фонда. Жилищный фонд включает:

1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);
2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);
3) жилые дома, принадлежащие жилищно – строительным кооперативам (фонд жилищно – строительных кооперативов);
4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно – колхозным и иным государственно – кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.
(в ред. Указа ПВС РСФСР от 19.12.1988 – Ведомости ВС РСФСР, 1988, N 51, ст. 1619)
Комментарий к статье 5
1. В статье дается традиционная классификация, используемая в жилищном законодательстве, – по принадлежности к формам собственности. Однако эта классификация жилищного фонда устарела, поскольку изменились формы собственности. В ст. 7 Основ называются четыре вида жилищного фонда: частный, государственный, муниципальный и общественный. Но и этот перечень устарел, поскольку ст. 212 ГК РФ, которым мы должны руководствоваться в данном случае, предусматривает только три формы собственности: частную, государственную и муниципальную. Этим формам собственности, по нашему мнению, должны соответствовать виды жилищного фонда. Общественный жилищный фонд, т.е. фонд, находящийся в собственности общественных объединений, в настоящее время нет оснований выделять в качестве самостоятельного жилищного фонда, так как имущество этих объединений согласно гражданскому законодательству относится к частной форме собственности.
На основании ст. 212 – 215 ГК РФ жилищный фонд следует подразделять в зависимости от формы собственности на следующие виды:
1. Частный жилищный фонд:
а) фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет жилищных, жилищно – строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом;
б) фонд, находящийся в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно – строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ собственников жилья, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
2. Государственный жилищный фонд:
а) находящийся в государственной собственности Российской Федерации, в том числе находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений, относящихся к федеральной собственности;
б) фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий или учреждений, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации.
3. Муниципальный жилищный фонд:
фонд, находящийся в собственности городского, сельского поселения, иного муниципального образования, в том числе находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий или учреждений.
Таким образом, жилищный фонд по принадлежности к форме собственности подразделяется на три вида, в том числе частный и государственный фонды имеют в своем составе по два подвида (см. также коммент. к ст. 7 Основ).
2. Правильная классификация жилищного фонда имеет принципиальное значение с точки зрения использования каждого его вида.
Так, в частном жилищном фонде владеют, пользуются и распоряжаются жилищным фондом (жилыми помещениями) сами собственники на основании соответствующих статей ГК РФ (см. ст. 209, 212 – 215, 288, 289 и др.). Основы и ГК РФ, устанавливая право частной собственности на недвижимость, в том числе в жилищной сфере, сняли всякие ограничения на количество, размеры и стоимость жилых домов и квартир, которые могут находиться в собственности юридических или физических лиц. В жилых домах государственного и муниципального жилищного фонда применяется иной порядок использования жилых помещений. В частности, в этих домах большая часть жилых помещений предоставляется гражданам бесплатно (на условиях договора социального найма жилого помещения), что невозможно в частном жилищном фонде.
3. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований права собственника жилищного фонда осуществляют согласно ст. 125 ГК РФ соответствующие органы и лица. Например, от имени Российской Федерации общее управление федеральной собственностью возложено на Министерство государственного имущества Российской Федерации.
В целях выполнения возложенных на Мингосимущество России задач оно в установленном законодательством порядке:
организует и принимает в пределах своей компетенции решения о приватизации находящихся в федеральной собственности государственных предприятий;
передает объекты федеральной собственности Российскому фонду федерального имущества для продажи;
осуществляет, в том числе через свои территориальные органы, контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по приватизации находящихся в федеральной собственности объектов недвижимости (включая земельные участки) и управлению этими объектами;
оформляет закрепление государственного имущества, находящегося в федеральной собственности, в хозяйственное ведение и оперативное управление, дает согласие на продажу недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении, на передачу его в аренду или залог либо на распоряжение этим имуществом иным способом, а также ведет учет (реестр) договоров о залоге объектов федеральной собственности;
осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к федеральной собственности государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении юридических лиц, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и в случае нарушения установленных правил распоряжения этим имуществом и его использования принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Как взыскать алименты по добровольному соглашению?

Общества взаимного страхования

Общество взаимного страхования — субъект страхового дела, имеющий право осуществлять страховую деятельность на основании лицензии на осуществление взаимного страхования, выданной Банком России. Общество взаимного страхования является видом потребительского кооператива и создается для взаимного страхования имущественных интересов своих членов.

Правовые основы деятельности обществ взаимного страхования установлены Федеральным законом от 29.11.2007 № «О взаимном страховании», Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Банка России.

Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель лицензии представляет в Банк России документы в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Закона №

Срок принятия решения — не более 30 рабочих дней со дня представления соискателем лицензии в Банк России всех документов, предусмотренных Законом и оформленных надлежащим образом.

При принятии решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии Банк России публикует информацию о решении на своем сайте и уведомляет соискателя лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

1. Изучите необходимые федеральные законы и нормативные акты.
2. Проверьте соответствие требованиям к должностным лицам.

Перечень лиц, а также квалификационные и иные требования к этим лицам предусмотрены статьей 32.1 Закона №

3. Выберите уникальное наименование юридического лица и внесите его в устав юридического лица и ЕГРЮЛ.

Для проверки уже используемых наименований рекомендуем воспользоваться единым государственным реестром субъектов страхового дела. Также необходимо соблюсти требования к наименованию, указанные в статье 4.1 Закона №

4. Уплатите государственную пошлину за совершение юридически значимых действий

Размер госпошлины — 7500 рублей
Реквизиты для оплаты

5. Активируйте личный кабинет участника информационного обмена и направьте комплект документов в Банк России
6. Получите лицензию на осуществление взаимного страхования

После рассмотрения документов Банк России принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии и уведомляет соискателя в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

При принятии решения о выдаче лицензии сведения о субъекте страхового дела вносятся в единый государственный реестр субъектов страхового дела (ссылка на реестр). Лицензия действует со дня, следующего за днем принятия Банком России решения о выдаче лицензии.

Читайте также:
Нигилизм в праве: что это значит

Лицензия на осуществление взаимного страхования направляется почтовым отправлением по почтовому адресу, указанному в заявлении о предоставлении лицензии.

Причина внесения изменений Лицензия Нормативный документ Сроки рассмотрения
Изменение сведений о наименовании (фирменном наименовании), месте нахождения, адресе, содержащемся в ЕГРЮЛ, и (или) почтовом адресе субъекта страхового дела Подлежит переоформлению При подаче документов необходимо руководствоваться положениями Указания Банка России от 12.11.2018 № «О порядке и сроках переоформления, замены бланка и выдачи дубликата лицензии на осуществление страховой деятельности» 20 рабочих дней
Изменение сведений о перечне видов страхования, осуществляемых обществом взаимного страхования Подлежит переоформлению 20 рабочих дней
Реорганизация субъекта страхового дела в форме преобразования Подлежит замене 20 рабочих дней
Утрата или порча бланка лицензии субъекта страхового дела Получение дубликата лицензии 10 рабочих дней

Об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для получения лицензии в соответствии с подпунктами пункта 5 статьи 32 Закона № субъекты страхового дела обязаны сообщать в письменной форме в Банк России и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в течение 30 дней со дня их внесения.

Преимущества и недостатки вступления в общества взаимного страхования

Одной из форм осуществления страховой защиты в настоящее время является взаимное страхование.

В России все большее развитие получают некоммерческие организации – общества взаимного страхования, которые отличаются специальной организацией своей деятельности и, конечно же, имеют свои плюсы и минусы.

Страховые фонды, в основе работы которых лежит сосредоточение долевых взносов добровольно вступивших в них участников, называют обществами взаимного страхования (ОВС).

Каждый из участников такого общества может выступать как в роли страхуемого лица, так и в роли страховщика.

В основе взаимного страхования интересов лежит не получение прибыли, а возможность покрытия рисков за счет взаимного сотрудничества.

Предмет деятельности ОВС

В качестве предмета деятельности общества взаимного страхования выступает страхование гражданской ответственности, рисков от предпринимательской деятельности и имущества всех участников общества, каждый из которых – это, по сути, страхователь.

Доля отдельно взятого члена ОВС прямо пропорциональна размеру взноса, уплаченного в общий котел. А весь состав общества в целом исполняет роль страховщика (то есть того, кто страхует риски) каждого его участника.

В каких отраслях работают ОВС?

Общества взаимного страхования весьма популярны в европейских странах.

Читайте также:
Общественные работы: что это такое, описание и особенности


Так, например, во Франции общества взаимного страхования активно участвуют в страховании транспорта и имущества.

Такая же ситуация наблюдается и в Германии. В Великобритании более популярно взаимное страхование в индустриальной среде, а также в области страхования граждан от болезней и несчастных случаев.

Страхованием жизни занимаются общества взаимного страхования в Африке.

Во всех вышеперечисленных странах существует нормативно-правовая база взаимного страхования.

В России в 2008 году вступил в силу закон №286-ФЗ «О взаимном страховании», согласно которому общество взаимного страхования имеет право осуществлять свою деятельность только после получения лицензии.

Узнайте подробности об Обществе взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков жилья

Знаете ли Вы что страхование договоров долевого участия теперь обязанность застройщика?

Читайте о страховании договоров долевого участия ЗДЕСЬ

А в 2010 году появилась Национальная ассоциация обществ взаимного страхования, деятельность которой регулирует Федеральная служба страхового надзора.

Под страховое влияние обществ взаимного страхования в нашей стране попала профессиональная деятельность нотариусов, адвокатов, врачей, индивидуальных предпринимателей.

В последнее время набирает обороты взаимное страхование на строительном рынке.

Есть также попытки создать общества взаимного страхования в области сельского хозяйства, но пока они не увенчались успехом, а скорее, наоборот, отрицательно сказались как на развитии сельского хозяйства, так и на развитии взаимного страхования.

Создать общество взаимного страхования как некоммерческую организацию в соответствии с законодательно-правовыми актами РФ можно в форме:

  • некоммерческого партнерства – ФЗ «О некоммерческих организациях;
  • потребительского кооператива (потребительского союза) – Гражданский Кодекс, статья 116.

Организация деятельности ОВС

Вопросы, связанные с распределением страховых средств, рассматриваются на общем собрании участников общества взаимного страхования.

Ответственным за исполнение страховых обязательств лежит на страховщике, то есть на обществе взаимного страхования (на каждом из его членов). Если возникает такая ситуация, когда денежных средств общества недостаточно для выполнения этих обязательств, участники ОВС в одинаковой мере несут субсидиарную ответственность по этим обязательствам.

Откуда деньги в ОВС?

Для того чтобы стать членом общества взаимного страхования, человеку необходимо уплатить взнос.

К примеру, он платит 200 тыс. руб. Эти деньги поступают на его банковский счет, проценты от которого будут направляться на нужды страхования. Представим, что таких участников в обществе соберется 100 человек. Значит, в обществе сосредоточится 20 миллионов рублей, а проценты за год составят сумму в размере двух миллионов рублей.

В конце года эти средства (два миллиона рублей) направляются на покрытие страховых рисков. Если риски необходимо покрыть только одному участнику общества, он получает всю эту сумму целиком или стоимость пострадавшего или утерянного имущества (если это имущество стоит меньше чем два миллиона рублей).

Но может возникнуть и такая ситуация, когда риски необходимо покрыть сразу нескольким участникам общества. В этом случае два миллиона рублей поровну разделятся между ними.

Возможно Вам пригодится информация о порядке выплаты страховых возмещений и сроках выплаты.
Читайте ЗДЕСЬ о двойном страховании.
О том, кто может стать выгодоприобретателем при страховании, читайте в этой статье:
//insur/pay-insur/vygodopriobretatel.html

Минусы взаимного страхования

  • Высокие страховые взносы. Чем больше взносы, тем больше доход общества;
  • Покрытие рисков только в конце года;
  • Зависимость размера страховой выплаты от количества возникших случаев страхования;
  • Отсутствие прибыли.

Плюсы взаимного страхования

  • Взнос остается в распоряжении дольщика. Он может выйти из общества, когда ему вздумается и забрать с собой все деньги, которые он внес;
  • Право самостоятельно выбирать банк, где будут храниться деньги (взнос);
  • Контроль каждого участника над всеми финансовыми потоками общества;
  • Минимальное налогообложение, поскольку ОВС – некоммерческая структура.

Кроме того, участие в обществе взаимного страхования помогают избавиться от налогообложения на легальной основе. Согласно российскому законодательству страховые взносы не облагаются налогом.

Деньги, внесенные в ОВС, можно на следующий день забрать – и это тоже не будет облагаться налогом, потому что законодательно это рассматривается как выплата от страховой компании.

Развитие взаимного страхования в России постепенно набирает обороты. Как уже говорилось выше, ОВС – некоммерческая страховая организация, которая централизует проценты от взносов ее участников.

Каждый из членов общества является одновременно и страхователем, и страховщиком.

Общества взаимного страхования имеют определенную популярность в странах Европы. В России этот сектор на страховом рынке только начинает развиваться.

Организационные вопросы ОВС решаются на общем собрании его участников.

Привычное стремление к прибыли приводит к тому, что страховые взносы в ОВС очень высоки.

Также можно отметить такие минусы взаимного страхования, как выплаты по рискам один раз в год, зависимость размера страховой выплаты от количества возникших рисков, отсутствие прибыли.

Но есть и плюсы: контроль над финансовыми потоками общества, возможность пользоваться средствами, которые были использованы в качестве взноса и легальное избавление от налогообложения.

Видеосюжет о первом в России медицинском ОВС

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: