Применение специальных средств: что это значит

Применение специальных средств: что это значит

Все материалы сайта доступны по лицензии:

редств или огнестрельного оружия, первую помощь; (В редакции Федерального закона от 25.11.2009 № 267-ФЗ)

доложить по подчиненности о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Соответствующие должностные лица органов ведомственной охраны обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Применение физической силы

Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей.

Статья 15. Применение специальных средств

Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях:

1) отражения нападения на охраняемые объекты;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;

3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам ведомственной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;

4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

5) оказания противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел;

6) необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны.

В качестве специальных средств работниками ведомственной охраны могут применяться:

резиновые палки – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 3 части первой настоящей статьи;

слезоточивый газ – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 4 части первой настоящей статьи;

наручники – в случаях, предусмотренных пунктами 3 – 4 части первой настоящей статьи;

средства принудительной остановки транспорта – в случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи;

служебные собаки – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5 части первой настоящей статьи.

Все перечисленные специальные средства могут применяться также в случаях, предусмотренных частью первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работники ведомственной охраны при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 16. Применение огнестрельного оружия

Работники ведомственной охраны в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:

1) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;

3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;

5) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

6) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников ведомственной охраны.

Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен работникам ведомственной охраны, за исключением случаев, когда перечисленные лица:

оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам ведомственной охраны;

совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 17. Гарантии личной безопасности работников ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны вправе привести в готовность к стрельбе огнестрельное оружие, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 16 настоящего Федерального закона.

Попытки лица, задерживаемого работниками ведомственной охраны с приведенным в готовность к стрельбе огнестрельным оружием, приблизиться к работникам ведомственной охраны, сократив при этом указанное ими расстояние, или прикоснуться к их оружию предоставляют указанным работникам право на применение огнестрельного оружия в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

ГЛАВА V. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Статья 18. Обязательность исполнения законных требований работников ведомственной охраны

Законные требования работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Читайте также:
Исполнительная дирекция: что это значит

Неисполнение законных требований работников ведомственной охраны и действия, препятствующие исполнению ими должностных обязанностей, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Работники ведомственной охраны не несут ответственность за моральный, физический или имущественный вред, причиненный ими правонарушителю в связи с применением в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, а также в условиях крайней необходимости. В иных случаях ответственность наступает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Обязательное страхование работников ведомственной охраны

Жизнь и здоровье работников ведомственной охраны подлежат обязательному личному страхованию за счет средств федеральных государственных органов, имеющих право на создание ведомственной охраны, и (или) за счет средств собственников охраняемых объектов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

В случае причинения вреда жизни или здоровью работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей причиненный вред подлежит возмещению в порядке и объеме, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Гарантии правовой и социальной защиты работников ведомственной охраны

На работников ведомственной охраны распространяются гарантии правовой и социальной защиты, а также им предоставляются льготы в объеме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы и организации могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты работникам ведомственной охраны. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

Статья 21. Право работников ведомственной охраны на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)

Работники ведомственной охраны в целях защиты своих прав и законных интересов, связанных с исполнением должностных обязанностей, вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).

ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Статья 22. Контроль за деятельностью ведомственной охраны

Контроль за деятельностью ведомственной охраны осуществляют имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы и организации, а также федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, за исключением контроля за деятельностью ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

Статья 23. Прокурорский надзор за деятельностью ведомственной охраны

Надзор за исполнением работниками ведомственной охраны федеральных конституционных законов и федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Обжалование неправомерных действий (бездействия) работников ведомственной охраны

Гражданин, считающий, что действия (бездействие) работников ведомственной охраны повлекли ущемление его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) вышестоящим органам (должностным лицам) ведомственной охраны и (или) в суд.

Статья 25. Ответственность работников ведомственной охраны

Неправомерные действия (бездействие) работников ведомственной охраны влекут установленную законом ответственность. Вред, причиненный собственнику охраняемого объекта, другим физическим и юридическим лицам в результате неправомерных действий (бездействия) работников ведомственной охраны, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Распространение действия настоящего Федерального закона в отношении отдельных организаций

Действие настоящего Федерального закона, за исключением статей 5, 8 и 9 настоящего Федерального закона, распространить на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, осуществляющие на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. Работники указанных подразделений используют специальные средства и боевое ручное стрелковое оружие, принятые на вооружение войск национальной гвардии Российской Федерации, а также служебное и гражданское оружие, разрешенное к обороту на территории Российской Федерации. Специальные средства, виды, типы и модели боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также нормы обеспечения ими работников указанных подразделений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

Перечень объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания федеральными государственными органами ведомственной охраны, а также порядок определения тарифов на оказываемые услуги по охране указанных объектов утверждается Правительством Российской Федерации.

Читайте также:
Что нужно, чтобы открыть кальяную с алкголем

(Статья в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Челябинской области

Прокурор разъясняет

  • 27 января 2021, 10:41

Разъясняет Магнитогорский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Филимонов В.В.

Порядок применения физической силы и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей, закреплен в главе V Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее Закон).

Указанным Законом устанавливаются общие требования к применению физической силы и специальных средств, установлены порядок и случаи их применения, а также запреты и ограничения при применении специальных средств.

В соответствии с общими требованиями Закона сотрудники УИС вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы, при исполнении обязанностей по конвоированию и в иных случаях, установленных Законом.

При отсутствии у сотрудника УИС необходимых специальных средств, в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершающего побег из учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора либо иное преступление, он вправе использовать любые подручные средства.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы, при применении физической силы и специальных средств, обязаны:

– предупредить о намерении их применения, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, если промедление в применении физической силы, специальных средств создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала, иных лиц, осужденных или лиц, заключенных под стражу, может повлечь иные тяжкие последствия или если такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным;

– обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам, безотлагательное предоставление пострадавшим медицинской помощи и проведение необходимых мероприятий по фиксированию медицинскими работниками полученных указанными лицами телесных повреждений;

– доложить непосредственному начальнику и начальнику учреждения уголовно-исполнительной системы в письменной форме в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия о каждом случае их применения. Материалы по данным фактам регистрируются в книге регистрации сообщений о преступлениях учреждений и передаются в территориальные следственные отделы следственного комитета Российской Федерации для проведения проверок и принятия процессуальных решений.

О каждом случае причинения осужденному, лицу, заключенному под стражу, или иному лицу телесных повреждений либо наступления их смерти в результате применения сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия незамедлительно уведомляется прокурор с последующим направлением ему в течение 24 часов с момента их применения соответствующих материалов.

Законом также установлены определенные запреты и ограничения на применение специальных средств.

Так, сотруднику уголовно-исполнительной системы запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, а также несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику уголовно-исполнительной системы, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы или иного лица, или участия их в массовых беспорядках.

Существуют следующие ограничения применяются специальных средств:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, в которых находятся насильственно удерживаемые лица;

4) не допускается применение электрошоковых устройств в область головы, шеи, солнечного сплетения, половых органов, проекции сердца.

Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа уголовно-исполнительной системы с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

После поступления уведомления прокурором по каждому факту применения физической силы и специальных средств незамедлительно организовывается соответствующая проверка. В случае необоснованного применения физической силы и специальных средств принимаются меры прокурорского реагирования, в том числе предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Адвокат Кудряшов Константин. Личный блог

Телефон и WhatsApp 8-916-579-33-83 (Москва)

ФЗ “О полиции”: Ст 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 – Статьи Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ “О полиции”

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ “О полиции”
Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.
4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.
7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Читайте также:
Как вернуть деньги, уплаченные риелторам за услуги?

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).
2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.
3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.
4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близкого родственника (родственника) или близкого лица гражданина.
6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.
7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.
8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.
9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Читайте также:
Могу ли я не платить алименты?

Статья 21. Применение специальных средств
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.
2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
2) специальные газовые средства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
3) средства ограничения подвижности – в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
4) специальные окрашивающие и маркирующие средства – в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
5) электрошоковые устройства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
6) светошоковые устройства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
7) служебных животных – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
8) световые и акустические специальные средства – в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
9) средства принудительной остановки транспорта – в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;
10) средства сковывания движения – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5 части 1 настоящей статьи;
11) водометы – в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
12) бронемашины – в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, – в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;
14) средства разрушения преград – в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;
15) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам – в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.
3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:
1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;
2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.
2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:
1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;
2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;
3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;
4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.
3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.
4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Читайте также:
Обязательно ли подписывать соглашение о переносе срока сдачи

Статья 23. Применение огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:
1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;
4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;
5) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.
4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.
5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.
6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Применение специальных средств сотрудниками полиции: в каких случаях возможно?

Сегодня рассмотрим довольно интересную, но очень противоречивую тему: как полицейский может усмирить разбушевавшегося гражданина? В самом законе «о полиции» ни о каких средствах и методах речи не идет. Но как же быть сотруднику правоохранительных органов, если он видит, что ситуация выходит из-под контроля и уговоры не действуют? Табельное оружие сотрудник может применять только в экстренных случаях. Но как воздействовать на гражданина иными способами?

На практике бывает, что сотрудники полиции перешагивают грань своих законных полномочий и наносят весомый вред здоровью гражданина, а бывали даже трагические случаи, когда гражданин погибал после силового воздействия на него. Рассмотрим, какие специальные средства для воздействия на граждан могут применяться, но также законность этого.

Применение специальных средств сотрудниками полиции

Что подразумевает под собой понятие «применение специальных средств»?

По сути это применение сотрудниками полиции технических средств, веществ или предметов, которые призваны оказывать физическое воздействие на организм в принудительном характере с целью усмирения.

Какие средства может применить сотрудник полиции: наручники;
слезоточивый газ;
резиновые дубинки;
резиновые пули;
другие светозвуковые средства.
Читайте также:
Плата за жилое помещение

Также под определение специальных средств воздействия попадают даже служебные животные. В исключительных случаях сотрудники правоохранительных органов применяют бронемашины, водометы и электрошокеры. Обычно такие средства используются при разгоне несанкционированных митингов, уличных беспорядков и только после того, как на сотрудников полиции было произведено силовое воздействие со стороны нарушителей.

Полицейские могут воспользоваться специальными средствами в особых случаях

Как применять эти средства, чтобы не нарушить закон?

Применение таких средств без получения соответствующего разрешения строго запрещено. Кто должно выдавать такте разрешения? Если мы говорим о наручниках, резиновых дубинках и легких аэрозольных распылителях, то приказа старшего по смене будет достаточно.

А вот на использование ручных гранат со слезоточивым действием, резиновых пуль, слезоточивого газа и других светозвуковых средств нужно разрешение начальника МВД или его заместителя.

На использование таких средств полицейские должны получить разрешение

Допустим, сотрудник получил данное разрешение на применение этих средств, но это не значит, что он должен сразу пускать его в ход. В зависимости от ситуации полицейский должен понимать, действительно ли существует необходимость применения подобного воздействия.

Внимание! Также бывают случаи, что в ходе операции сотрудник самостоятельно применяет подобные средства. Тогда в дальнейшем рапорте он должен подробно об этом отчитаться.

Также необходимо внимательно относиться к внешнему виду средства. Категорически запрещено использование спецсредства, если была замечена какая-либо неисправность или истек срок годности.

Имеющееся разрешение не означает обязательное применение спецсредств – полицейский должен трезво оценивать ситуацию и понимать, необходимо ли прибегать к таким мерам

Внимание! Также в законе определен перечень определённых требований и правил по использованию таких специальных средств. Там четко указано, что сотрудник полиции может применять эти средства вместе с огнестрельным оружием, если есть четкое понимание что тяжёлых ранений не избежать, речь идет именно о неоправданном риске.

Также в законе не указывается четкий перечень этих средств, а значит, он может быть расширен.

В законе нет четкого перечня спецсредств

Применение огнестрельного оружия

Как уже упоминалось ранее, у сотрудников полиции есть право применять огнестрельное оружие. Что именно к нему относится?

  1. Устройство для выстрелов тонкими стрелами с проводами – они подсоединяются к телу и вызывают нейромышечный паралич.
  2. Пластиковые пули.
  3. Средство, которое стреляет пластиковыми снарядами, размер которых равен теннисному мячу. Только это устройство разгоняет снаряд до такой степени, что его удар по телу может соперничать с ударом боксера.
  4. Пистолет с шариками краски. Это оружие больше применяется не как усмирительное, а для выделения граждан нарушителей, чтобы они не смогли слиться с толпой. Краска из таких шариков очень трудно смывается.

Этот перечень также не является исчерпывающим и по необходимости может быть дополнен.

Иногда полицейские могут применять огнестрельное оружие

В законе размыто оговорены случаи, когда можно использовать такое оружие.

Внимание! В экстремальной ситуации сотрудник полиции может в агрессивном поведении рассмотреть угрозу его жизни. Поэтому права правонарушителей на практике ничем не обеспечены. Им останется только надеяться на здравый ум сотрудников полиции и правильный порядок применения специальных средств для усмирения граждан.

Снаряжение полицейского: что туда входит?

Кроме табельного оружия, в снаряжение полицейского входит резиновая дубинка. Этот предмет является самым распространённым из тех, которые применяются сотрудниками многих подразделений.

В законе описаны части тела, куда не стоить бить резиновой дубинкой. Это:

  • шейный отдел;
  • половые органы;
  • грудная клетка, особенно ее верхняя часть;
  • голова.

У полицейских, кроме табельного оружия, есть и резиновые дубинки

Но тут же есть оговорка, что такое положение применимо, если сотрудник полиции применил это средство с целью пресечь нападение на мирных граждан и его здоровью ничего не угрожает. Другими словами, когда он может четко отдавать отчет своим действиям и его положение таково, что он может оценивать, на какую часть тела придётся удар. Но как только нападение осуществляется на самого сотрудника полиции и силы неравны, например, это происходит группой лиц, то разрешается бить в любые участки тела.

Внимание! При дальнейшем разбирательстве все обстоятельства рассматриваются индивидуально: сколько было нападающих, угроза оружием, степень важности самообороны, общая сложность ситуации, количество преступников, время совершения деяния и т.д.

Средства, содержащие слезоточивый газ

Все средства можно разделить на следующие виды:

  • ручные гранаты, источающие слезоточивый газ;
  • оружие, производящее выстрелы патронами, содержащие подобный газ, а именно «Сирень-7», «Черемуха-7М»;
  • аэрозоли;
  • жидкий концентрат.

Сотрудники полиции могут применять средства со слезоточивым газом

В основном такие средства используют в случаях, когда необходимо отразить нападение группы лиц как на сотрудников полиции, так и на обычных граждан, а также есть необходимость задержать лицо, которое применило сопротивление с применением вооруженного нападения.

Также такие средства часто используются в штурмах с освобождением заложников, при беспорядках массового характера на открытой местности.

Важно! Нельзя прицельно стрелять из таких средств по правонарушителям и применять это оружие повторно, если преступники уже находятся в радиусе его воздействия. Еще необходимо учитывать состав подобного оружия. поскольку некоторые виды слезоточивых веществ нужно применять только на открытой местности.

Нельзя прицельно использовать данные средства

Читайте также:
Надо ли подавать на алименты для пособия?

О наручниках: когда применяют, специфика работы с ними

Наручники – это самое частое специальное средство, которое применяют сотрудники правоохранительных органов к задержанным. Итак, когда сотрудник МВД имеет право применить наручники? Во всех случаях, когда задержанный оказывает какое-либо противодействие и мешает задержанию. Также сотрудник полиции должен применить наручники, если понимает, что преступник может скрыться. Еще это специальное средство используется в моменты перевозки задержанного, даже в случае административного правонарушения, опять же, если в этом есть необходимость. Например, задержанный пытается оказать воздействие на сотрудника полиции или применяет попытки к побегу.

В редких случаях у сотрудника полиции наручники могут отсутствовать – тогда он может связать руки задержанного при помощи любого подручного предмета.

Наручники могут применяться сотрудниками полиции в любых случаях, когда задержанный оказывает противодействие

Важно знать! После того как наручники были применены, сотрудник правоохранительных органов обязан проверять крепление замков не реже, чем через каждые 2 часа, при необходимости эту процедуру можно проводить чаще. Но во время проверки важно обращать внимание не только на замки и их целостность – осматривать следует и руки задержанного: если их наручники плотно пережимают и это может привести к травме, то крепления следует немного ослабить.

На практике случается так, что сотрудники полиции часто пристегивают преступника к неподвижному предмету, например, к батарее или дереву, наручниками – законно ли это? Такой эффектный прием может остаться безнаказанным только в фильмах, по закону РФ такое действие сотрудников правоохранительных органов расценивается как превышение должностных полномочий и влечет за собой ответственность.

Сотрудники полиции должны периодически проверять, как закреплены наручники на задержанном

Время, проведенное в наручниках, законом не регламентируется, но чаще всего оно не превышает 3-4 часов. Также задержанный имеет право просить указывать в протоколе, что к нему были применены специальные средства в виде наручников с указанием момента их надевания, до момента снятия, но на практике этим правом не подозреваемые не пользуются и факт применения наручников вообще не указывается в протоколе. Особенно, когда это происходит в момент перевозки или конвоирования преступника.

Отвлекающие светозвуковые средства

Это специальные средства, которые также применяются сотрудниками полиции с целью уменьшить агрессивные действия граждан в процессе высвобождения заложников или в случае массовых беспорядков. Применять такие средства разрешается на расстоянии не менее 2 метров от людей.

Также особенностью таких средств является то, что их можно применять для остановки транспорта. Например, если водитель нарушил правила дорожной безопасности, не останавливается, то его транспортное средство останавливают путем громкоговорителя, жезлом и с помощью специальных светозвуковых сигналов.

Как правило, светозвуковые средства применяются полицейскими в случае массовых беспорядков

В каких местах останавливать автомобиль нельзя:

  • в местах с плохой видимостью;
  • на подъеме и сразу после него;
  • перед перекрёстком;
  • перед пешеходным переходом;
  • в зоне ж/д переезда.

Внимание! Остановка транспортного средства в этих местах возможна только в качестве исключения, когда остановка является необходимостью.

Если водитель не реагирует на сигналы и действия, побуждающие его к остановке, то по закону РФ к нему можно применить огнестрельное оружие. Стрелять нужно по машине с целью ее остановить.

Если нарушитель ПДД – водитель автомобиля – отказывается останавливаться, полицейские имеют право на использование спецсредств

Другие спецсредства

В применении полиции есть и другие специальные средства, такие как бронетранспортеры и водометы.

Для того чтобы использовать эти специальные средства, обязательно необходимо разрешения начальника УВД или криминальной полиции. Также перед введением их в действие необходимо уведомить прокурора. Нужно также соблюсти сроки, поскольку разрешение в надлежащей форме на применение этих средств необходимо получить не менее чем за сутки до его использования.

Для чего используют эти специальные средства? Водомёты чаще всего необходимы, чтобы уменьшить массовые беспорядки, а также если необходимо уменьшить или убрать возгорание. Также нужно знать, что водометы нельзя применять, если температура воздуха ниже 0 градусов.

В редких случаях используются водометы

Внимание! Интересно, что раньше для того, чтобы охладить пыл и прекратить процесс массовых беспорядков, прибегали к помощи пожарной службы. Но в 1994 году был принят закон «о пожарной безопасности», и подобные просьбы в соответствии с ним являются незаконными.

Зачем нужна бронемашина? Такое специальное средство обязательно пригодится, если преступники блокировали обычные дорожные пути или необходимо задерживать большую группу вооруженных преступников и в других случаях, когда необходимо доставить сотрудников полиции в труднодоступное место.

Также иногда могут применяться бронетранспортеры

Зачем необходимо применять при задержании химические составы и служебных собак?

Как уже и описывалось, средства, содержащие химические составы, необходимы для того, чтобы выделять граждан, причастных к преступлению. Также возможноа установка окрашивающих средств к объектам собственности, только вначале необходимо получить разрешение владельца.

Использование служебных собак возможно при задержании или при осуществлении следственного эксперимента, а также в период перевозки преступников при необходимости. Собаки могут использоваться как в намордниках, так и без. В каких случаях необходим надевать служебной собаке намордник, также описано в законе.

Читайте также:
Брак продукции: что это такое, описание и особенности

В определенных случаях используют служебных собак

Также обратите внимание, что неподчинение правоохранительным органам при любом применении специального средства может повлечь применение огнестрельного оружия. И учтите, что сотрудник полиции расценивает ваше неподчинение как команду к применению оружия, поэтому он не всегда успевает сделать предупредительные выстрелы вверх.

Внимание! Учитывая эти факты, становится ясно, что с сотрудниками полиции лучше не шутить. Иначе все может закончиться печально.

Конечно, случаи бывают разные и, как говорят, от тюрьмы лучше не зарекаться. Но лучше не провоцировать конфликт с сотрудниками правоохранительных органов самостоятельно, особенно это касается молодого поколения. Если для молодых ребят такое поведение рассматривается как факт игры, то для сотрудника полиции – это трудовые будни и полное противоречие законодательству, соответственно, он может применить специальные средства, а потом уже и огнестрельное оружие.

Не стоит шутить и провоцировать сотрудников полиции применять спецсредства без особой надобности

Какая ответственность может быть у сотрудников полиции за неправомерное применение специальных средств?

Спецсредства всегда должны применяться в соответствии с законом. В случае несоблюдения предписаний, указанных в нормативных актах, сотрудники полиции могут быть призваны к ответственности. Это связано со статьей 286 УК РФ, в которой описываются наказания за превышение полномочий.

Ответственность за неправомерное применение спецсредств

Заключение

Применение спецсредств сотрудниками полиции в некоторых случаях строго необходимо, однако это должно происходить в соответствии с законом. Не допускается превышение должностных полномочий, использование таких средств безосновательно. Если это произошло неправомерно, сотрудник полиции будет наказан.

Видео — «Разгон митинга» — применение оружия против митингующих

Тактика применения специальных средств

Одним из главных отличий является изучение дисциплины «Тактика применения специальных средств».

В процессе обучения студенты знакомятся с теми средствами, которые им придется использовать в ходе их дальнейшей работы в силовых структурах. Это актуально, в том числе, и для тех, кто будет работать в военно-юридической сфере, а также для всех, кто решит строить карьеру в сфере детективной или охранной деятельности (выпускник может стать руководителем охранного подразделения или службы безопасности в коммерческой организации).

Обучение по данной дисциплине проводится как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

В этой статье мы постараемся ответить на самые часто задаваемые вопросы, связанные с пониманием того, как изучают тактику применения специальных средств и зачем данная дисциплина нужна студентам-юристам.

Что же такое «специальные средства»?

Специальные средства – это комплекс различных устройств, используемых в работе правоохранительных органов, спецслужб, а также в некоторых организациях частного сектора.

Условно специальные средства можно разделить на средства индивидуальной защиты, а также средства активной обороны.

К средствам индивидуальной защиты относят: бронежилеты, бронешлемы, щиты и прочие защитные элементы экипировки.

К средствам активной обороны относят: палки специальные, газовое оружие, средства ограничения подвижности, электрошоковые и светошоковые устройства и многое другое.

Кроме этого, стоит отметить, что студенты изучают особенности использования средств обеспечения специальных операций: водометы, бронемашины и прочее.

Как тактика применения специальных средств связана с юридической профессией?

– Большинство силовых ведомств так или иначе используют в своей деятельности специальные средства, это связано как с характером выполняемой работы, так и с законодательными предписаниями.

В некоторых законах обозначено, кто и зачем использует специальные средства:

  • Федеральный закон «О полиции». Основная часть должностей в Полиции, подразумевает юридическое образование. Полицейский это не только сотрудник патрульно-постовой службы, но и следственный или оперативный работник. В своей работе они могут быть вынуждены использовать специальные средства (для предотвращения правонарушения, для задержания лица, для обеспечения безопасности), более подробно об этом сказано в статье 21 указанного закона.
  • Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Работа на некоторых должностях в таможенных органах, ориентирована на специалистов со знанием права. Для обеспечения безопасности, а также для борьбы с правонарушениями, работники таможенных органов могут использовать специальные средства. Более подробно об этом сказано в статье 28 указанного закона.
  • Федеральный закон «О федеральной службе безопасности». Статья 14 указанного закона, устанавливает право работников этой службы, на использование специальных средств. Это обусловлено тем, что оперативные сотрудники или следственные работники, в ходе своей работы – задерживают преступность или обеспечивают безопасность тех или иных лиц.
  • Федеральный закон «О следственном комитете Российской Федерации». Статья 22 закона, говорит о том, что сотрудники Следственного комитета имеют право на ношение и хранение специальных средств, что естественно может быть им необходимо, в ходе выполнения служебных обязанностей.
  • Ряд нормативных актов устанавливает, что специальные средства используются в военно-юридических подразделениях (военно-следственное управление, военная полиция и так далее), а также в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН).
  • Ранее отмечалось, что специальные средства могут использоваться не только государственными служащими, но и в частной сфере. Об этом сказано в Законе «О частной детективной и охранной деятельности».

Более детально с этой дисциплиной вы ознакомитесь на втором курсе обучения по программам специалитета.

Читайте также:
Статутное право: что это такое, описание и особенности

ПРАВОВОЙ ПОЗИТИВИЗМ

ПРАВОВОЙ ПОЗИТИВИЗМ – раз­но­вид­ность тол­ко­ва­ния при­ро­ды и на­зна­че­ния пра­ва, по­ни­мае­мо­го как со­во­куп­ность дей­ст­вую­щих за­ко­нов.

Эта со­во­куп­ность и есть пра­во в жиз­ни, ко­то­рое об­на­ру­жи­ва­ет се­бя пре­ж­де все­го в ви­де пра­вил. Вся­кий за­кон, в ка­кую бы грам­ма­ти­че­скую или иную фор­му не об­ле­кал­ся, все­гда пред­став­ля­ет со­бой нор­му пра­ва или пра­ви­ло по­ве­де­ния.

Так как нор­мы пра­ва от­ли­ча­ют­ся от других со­ци­аль­ных норм тем, что со­блю­де­ние их под­дер­жи­ва­ет­ся тре­бо­ва­ни­ем (в ви­де убе­ж­де­ния или при­ну­ж­де­ния), ис­хо­дя­щим от го­су­дар­ст­ва, то от­сю­да по­зи­ти­ви­сты-за­кон­ни­ки де­ла­ют вы­вод: 1) что вне го­су­дар­ст­ва нет пра­ва и 2) что дей­ст­вие норм пра­ва ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся пре­де­ла­ми вла­сти го­су­дар­ст­ва. Та­кой го­су­дар­ст­вен­но цен­три­ст­ский под­ход к вос­при­ятию пра­ва иг­но­ри­ру­ет на­ли­чие пра­ва в ви­де обы­чая, ко­то­рый не обя­за­тель­но ис­хо­дит от го­су­дар­ст­ва и од­но­вре­мен­но не при­ни­ма­ет во вни­ма­ние пра­во­твор­че­ст­во со­гра­ж­дан, ко­то­рые, например, за­клю­ча­ют дву­сто­рон­ние до­го­во­ры и тем са­мым об­ре­та­ют впол­не оп­ре­де­лён­ные юри­дической взаи­мо­свя­зи в ви­де воз­ни­каю­щих при этом прав и обя­зан­но­стей, а так­же под­ра­зу­ме­ва­ют оп­ре­де­лён­ные га­ран­тии сво­его осу­ще­ст­в­ле­ния, не обя­за­тель­но свя­зан­ные с государственным при­ну­ж­де­ни­ем.

Правовой позитивизм как обо­соб­лен­ная об­ласть юри­дических зна­ний су­ще­ст­ву­ет с XIX века. Про­изош­ло это под силь­ным влия­ни­ем ис­сле­до­ва­тель­ской и про­све­ти­тель­ной ак­тив­но­сти И. Бен­та­ма и осо­бен­но по­сле пуб­ли­ка­ции «Лек­ций о юрис­пру­ден­ции, или Фи­ло­со­фии по­зи­тив­но­го пра­ва» (четвертое издание 1873 года) Дж. Ос­ти­на, где со­дер­жа­лось зна­ме­ни­тое оп­ре­де­ле­ние пра­ва как при­ка­за (ко­ман­ды) су­ве­ре­на (вер­хов­но­го пра­ви­те­ля). Для по­зи­ти­ви­стов нор­мы пра­ва со­став­ля­ют про­дукт че­ло­ве­че­ской во­ли и яв­ля­ют­ся сред­ст­ва­ми дос­ти­же­ния че­ло­ве­че­ских це­лей. По­это­му нор­мы под­ле­жат оцен­ке с точ­ки зре­ния их це­ле­со­об­раз­но­сти и спра­вед­ли­во­сти. Вме­сте с тем под­вер­га­ют­ся оцен­ке и те це­ли, ко­то­рые пред­по­ла­га­ет­ся дос­тичь при по­мо­щи юри­дических норм. Вни­ма­нию ис­сле­до­ва­те­ля, таким образом, под­ле­жит толь­ко то пра­во, ко­то­рое дей­ст­ву­ет, но не то пра­во, ко­то­рое долж­но бы дей­ст­во­вать. Этим ог­ра­ни­че­ни­ем пре­дот­вра­ща­ет­ся, со­глас­но по­зи­ти­ви­стам, опас­ность сме­ше­ния пра­ва с пра­во­вым идеа­лом, со спра­вед­ли­во­стью (Г.Ф. Шер­ше­не­вич и другие). Пра­во­вое яв­ле­ние как объ­ект пра­во­ве­де­ния – это пре­ж­де все­го нор­ма пра­ва. Ко­неч­но, нор­ма пра­ва не есть что-то ма­те­ри­аль­ное, под­даю­щее­ся ося­за­нию, но от­сю­да не сле­ду­ет, что пра­во­ве­де­ние не име­ет объ­ек­та для тео­ре­тического по­зна­ния. Вы­ра­жен­ный вла­ст­вую­щи­ми ли­ца­ми в оп­ре­де­лён­ной фор­ме при­каз оп­ре­де­лён­но­го со­дер­жа­ния и вос­при­ня­тый под­вла­ст­ны­ми по­сред­ст­вом слу­ха и зре­ния есть оп­ре­де­лён­ный во вре­ме­ни факт. Это про­изош­ло и вос­при­ня­то как яв­ле­ние. Соз­на­ние свя­зан­но­сти сво­их дей­ст­вий вслед­ст­вие вос­при­ня­той нор­мы, а так­же соз­на­ние сво­бо­ды сво­их дей­ст­вий на ос­но­ве вос­при­ня­той нор­мы со­став­ля­ют ак­ты про­из­вод­но­го пси­хического соз­на­ния.

Ино­гда по­зи­ти­ви­ста­ми име­ну­ют пред­ста­ви­те­лей юри­дической нау­ки с це­лью осу­ж­де­ния уз­ко дог­ма­ти­че­ских «фор­ма­ли­сти­че­ских по­зи­ций», со­глас­но ко­то­рым с пра­вом все­гда всё яс­но («за­кон есть за­кон») и, ка­ким бы бес­по­мощ­ным и не­пра­виль­ным оно ни ста­но­ви­лось, при­ме­нять­ся оно долж­но со всей стро­го­стью и не­ук­лон­но­стью. По­доб­ная ори­ен­та­ция на­хо­ди­ла оп­рав­да­ние и под­держ­ку в ра­бо­тах ло­ги­че­ских по­зи­ти­ви­стов с их те­зи­сом о том, что зна­че­ние сло­ва есть спо­соб ве­ри­фи­ка­ции (про­вер­ки на ис­тин­ность), а так­же сре­ди со­цио­ло­ги­че­ских по­зи­ти­ви­стов, где об­ще­при­ня­тым бы­ло пред­став­ле­ние о том, что со­ци­аль­ные яв­ле­ния долж­ны изу­чать­ся ме­то­да­ми ес­тественных на­ук.

Дав­ним пунк­том рас­хо­ж­де­ний ме­ж­ду юри­ста­ми-по­зи­ти­ви­ста­ми и не­по­зи­ти­ви­ста­ми был и ос­та­ёт­ся ха­рак­тер взаи­мо­от­но­ше­ний пра­ва и мо­ра­ли. Од­на по­зи­ция в ре­ше­нии это­го во­про­са до­пус­ка­ет при­зна­ние не­раз­дель­но­сти мо­раль­ных и пра­во­вых тре­бо­ва­ний в тех или иных пра­во­от­но­ше­ни­ях [«мяг­кий по­зи­ти­визм», или «вклю­чаю­щий (мо­раль) по­зи­ти­визм»], дру­гая его от­ри­ца­ет («ис­клю­чаю­щий по­зи­ти­визм»). Ха­рак­тер­но в дан­ном слу­чае, что са­мые стро­гие в ме­то­до­ло­гических от­но­ше­нии юри­сты-по­зи­ти­ви­сты всё же де­ла­ют ис­клю­че­ние и при­зна­ют со­че­тае­мость пра­ва и мо­ра­ли в двух слу­ча­ях – ко­гда пра­во­вые тре­бо­ва­ния фор­му­ли­руют­ся от име­ни свя­щен­но­го ав­то­ри­те­та и ко­гда та­кие тре­бо­ва­ния ста­но­вят­ся со­став­ной ча­стью ус­лов­ных (до­го­вор­ных) от­но­ше­ний. В российском фи­лософском пра­во­ве­де­нии эта те­ма бы­ла пред­ме­том ост­рой и па­мят­ной по­ле­ми­ки ме­ж­ду фи­ло­со­фом В.С. Со­ловь­ё­вым (с его те­зи­сом о не­из­мен­ном при­сут­ст­вии в пра­ве ми­ни­му­ма мо­раль­ных тре­бо­ва­ний) и ли­бе­раль­но-кон­сер­ва­тив­ным по­ли­тическим мыс­ли­те­лем Б.Н. Чи­че­ри­ным на ру­бе­же XIX-XX веков.

Вы­ра­же­ние «юри­ди­че­ский по­зи­ти­визм» не очень по­пу­ляр­но в Рос­сии. От­час­ти это свя­за­но с тем, что юри­сты не про­во­дят раз­ли­чия ме­ж­ду пра­во­вым по­зи­ти­виз­мом, с од­ной сто­ро­ны, и фи­лос. по­зи­ти­виз­мом, а так­же ло­ги­че­ским по­зи­ти­виз­мом – с дру­гой. А ино­гда сто­рон­ни­ки правового позитивизм и его про­тив­ни­ки вкла­ды­ва­ют раз­ный смысл в од­ни и те же сло­ва или тер­ми­ны.

ПОЗИТИВИЗМ В ПРАВЕ

Представителями П. в п. являлись Мюллер, Мэй, Поест, Меркель. Во многом примыкал к позитивизму Р. Иеринг. В дореволюционной России наиболее видными представителями П. в п. являлись Коркунов, Муромцев, Шершеневич.

П. в п. характеризуется крикливым призывом к отказу от признания каких-либо стоящих над действующим правом принципов, борьбой против концепции естественного права (см.), требованием ограничения науки права анализом действующего права, его конкретных предписаний и форм, не вдаваясь в вопросы о сущности права, его назначении и роли в обществе.

В возникновении и распространении П. в п. нашло своё проявление как отрицательное отношение утвердившейся у власти буржуазии к естественно-правовой доктрине (в том виде, как она была выработана передовыми буржуазными идеологами в период борьбы буржуазии против феодализма), так и обнаружившаяся несостоятельность старой идеалистической философии права вообще. Идеологам буржуазии в целях укрепления и обоснования господства буржуазии нужно было создать какие-то новые, имеющие подобие научности теории, приспособленные полностью к общей для всей буржуазной надстройки служебной роли. Естественно-правовая доктрина Руссо и других передовых буржуазных идеологов 18 в. была очень удобной для борьбы против феодализма, но в условиях утверждения господства буржуазии стала во многом неудобной для буржуазии и даже опасной, поскольку она поднимала на щит знамя буржуазно-демократических свобод, утверждала наличие священных и неотъемлемых прав человека и провозглашала права граждан, народа на восстание. Для прикрытия эксплуататорской сущности своего государства и права утвердившаяся у власти буржуазия нуждалась в более приспособленной для обслуживания её интересов доктрине. Гегельянские и кантианские концепции права, выработанные в условиях господства феодального класса и представляющие реакцию на правовые идеи французской революционной буржуазии, хотя и приспосабливались идеологами буржуазии к её интересам, всё же не могли полностью удовлетворить новые запросы. П. в п. и явился тем новым течением в праве, которое, оставаясь на позициях идеалистической философии, наиболее подходило к осуществлению буржуазной правовой «наукой» её служебной роли.

Читайте также:
Как бытро гасится административная ответственность?

П. в п., как и позитивизм в философии, включает в себя многие, отличающиеся друг от друга школки, учения, но всем им характерно сведение научного познания права к простому описанию или регистрации фактов (для одних этими фактами являются лишь нормы права, для других – правовые отношения) , их формально-логический анализ, голый эмпиризм, отказ от познания сущности права, утверждение, что сущность непознаваема, что вопрос о ней якобы является метафизическим, ненужным.

Современные социологические, реалистические и нормативистские учения в праве представляют собой разновидности П. в п. Особенно реакционный характер носят современные разновидности П. в п. в США, имеющие своей философской основой прагматизм. Современный П. в п. (в любой своей разновидности) открыто отказывается от принципа буржуазной законности, оправдывает произвол суда и администрации в борьбе с трудящимися и прогрессивными организациями и деятелями. В числе представителей современного П. в п. следует указать на представителя социологической школы права в США – Р. Паунда.

Этот юрист – «социолог» пытается реальные классовые противоречия, существующие в буржуазном обществе, изобразить как следствие индивидуальной враждебности людей, что обусловлено, го Паунду, безграничностью потребностей людей и ограниченностью средств удовлетворения этих потребностей. На примере доктрины этого буржуазного юриста можно ясно видеть и такую черту, характеризующую П. в п., как эклектичность и гибкость в обслуживании интересов реакционной империалистической буржуазии.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат . Главный редактор С.Н. Братусь и др. . 1953 .

  • ПОЖИЗНЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ
  • ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО

Полезное

Смотреть что такое “ПОЗИТИВИЗМ В ПРАВЕ” в других словарях:

Позитивизм в праве — (англ. positivism in law) одно из направлений юриспруденции, получившее распространение со 2 й половины XIX в. П. в п. характеризуется отказом от признания стоящих над действующим правом принципов, борьбой против концепции естественного права,… … Энциклопедия права

Позитивизм в праве — (англ. positivism in law) одно из направлений юриспруденции, получившее распространение со 2 й половины XIX в. П. в п. характеризуется отказом от признания стоящих над действующим правом принципов, борьбой против концепции естественного права,… … Большой юридический словарь

Научный позитивизм в праве — Научный позитивизм в праве. Согласно доктринам, восходящим к научному позитивизму, источником права являются факты истории, экономики или социологии, поэтому право должно изучаться с использованием методик соответствующих наук. Право не является… … Википедия

Позитивизм (значения) — Позитивизм: Позитивизм в методологии науки, направление, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования Логический позитивизм… … Википедия

ПОЗИТИВИЗМ — – научная доктрина, в основе которой лежит изучение общих закономерностей и тенденций развития научного познания как особого рода деятельности в противовес классической философии. Вычленение науки в качестве особого предмета исследования… … Философия науки и техники: тематический словарь

ПОЗИТИВИЗМ — (франц. positivisme, от лат. positivus положительный) направление в бурж. философии и социологии (возникло в 30 40 х гг. 19 в., основатель О. Конт), выступившее с утверждением, что философия как самостоят. наука, претендующая на содержат.… … Советская историческая энциклопедия

Факт — Позитивизм … Википедия

Прагматизм — Позитивизм … Википедия

ПРАВО — система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Тесная связь с государством осн. отличие П. от правил поведения в доклассовом обществе, а также от др. нормативных систем (напр., морали). Связь П. с государством не… … Философская энциклопедия

Российский ежегодник теории права (СПбГУ) — Разуваев Н.В., Харитонов Л.А., Черноков А.Э. Российский ежегодник теории права. № 1. 2008 / Под ред. А.В. Полякова. СПб., 2009. – 872 с. Рецензия. Представляется, что максимальную сложность для юридической науки сегодня составляет, как ни… … Википедия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: