Закон субъекта РФ: что это значит

К вопросу о понятии закона субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ульихин Виктор Сергеевич

Статья посвящена формулировке понятия закона субъекта Российской Федерации . Автором рассмотрены признаки, характеризующие региональный закон как источник конституционного права Российской Федерации , его отличительные черты и свойства.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ульихин Виктор Сергеевич

ON A CONCEPT OF LAW OF THE CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Article is devoted to the formulation of a concept of law of the constituent entity of the Russian Federation . The author considered an attributes characterizing regional law as a source of a constitutional law of the Russian Federation , its distinctive features and characteristics.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии закона субъекта Российской Федерации»

УДК 342.1 © В.С. Ульихин

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ЗАКОНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена формулировке понятия закона субъекта Российской Федерации. Автором рассмотрены признаки, характеризующие региональный закон как источник конституционного права Российской Федерации, его отличительные черты и свойства.

Ключевые слова: закон субъекта Российской Федерации, региональный закон, разграничение предметов ведения и полномочий, федерация.

ON A CONCEPT OF LAW OF THE CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Article is devoted to the formulation of a concept of law of the constituent entity of the Russian Federation. The author considered an attributes characterizing regional law as a source of a constitutional law of the Russian Federation, its distinctive features and characteristics.

Keywords: the law of constituent entity of the Russian Federation, regional law, delimitation of areas ofjurisdiction and powers, federation.

Закон субъекта Российской Федерации -принципиально новое понятие, которое не имеет аналогов и не закреплялось ни в одной из Конституций Российского государства [1, с. 28], что предопределяет актуальность выработки теоретически обоснованных подходов к этой форме права, в т.ч. к ее дефиниции. Среди ученых, чьи труды посвящены законодательству субъектов Российской Федерации, необходимо выделить работы Е.А. Абросимовой, В.Н. Карташова, В.В. Игнатенко, Н.А. Федяковой, Т.А. Золотухиной, С.Б. Сафиной, Т.Я. Хабриевой, В.В. Гошуляка, В.М. Манюхина, С.А. Авакьяна, О.Е. Кутафина, Ю.А. Тихомирова, Т.Н. Рахманиной, М.С. Сту-деникиной, В.А. Толстика, А.М. Цалиева, Р.А. Ромашова, С.Л. Сергевнина и других российских ученых.

Понятие закона субъекта Российской Федерации считаем целесообразным сформулировать через его родовые и видовые признаки. Выбор построения дефиниции закона субъекта Российской Федерации по такой формуле обусловлен тем, что она остается максимально эффективной с точки зрения выделения существенных признаков определяемого понятия. Род точнее всего выражает сущность того, что определяется, а признаки вида (видовые отличия рода) позволяют максимально отделить его от того, что относится к тому же роду. Указанный способ позволяет избежать включения в определение индивидуальных признаков объекта, не присущих всему, что подпадает под один и тот же вид [2]. Закон субъекта Российской Федерации, являясь одним из видов закона как юридической катего-

рии, обладает рядом присущих ему общеправовых признаков. Соглашаясь с тем, что признаки закона субъекта Российской Федерации произ-водны от признаков закона как родовой категории [3, с. 16], необходимо отметить, что далеко не все общеправовые признаки закона находят свое отражение в такой форме права как закон субъекта Российской Федерации. Безусловно, закону субъекта Российской Федерации присущи следующие признаки закона: 1) закон субъекта Российской Федерации – это нормативноправовой акт. Данная черта является базовой для закона субъекта Российской Федерации и отражает его основную функцию – регулирование общественных отношений посредством придания действия правовым нормам; 2) закон субъекта Российской Федерации принимается специальным субъектом – законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумом. Ряд законов субъектов Российской Федерации был принят специально создаваемыми органами (например, Конституция Республики Дагестан принята Конституционным Собранием Республики Дагестан); 3) процедура принятия закона субъекта Российской Федерации строго формализована. Особенностью законодательного процесса в регионах России является наличие норм, регулирующих данную область правоотношений как в федеральном законодательстве, так и законодательстве субъектов; 4) закон субъекта Российской Федерации может быть отменен только путем принятия другого закона; 5) закону субъекта Российской Федера

ции присущи свойства действия в пространстве, во времени и по кругу лиц. Необходимо отметить, что применительно к региональному уровню действие закона в пространстве определяется границами субъекта Российской Федерации. Такой вывод следует из положений статьи 5 Федеральной Конституции, в соответствии с которой каждый субъект имеет свои конституцию (устав) и законодательство; 6) ряд других признаков, отмечающихся в юридической литературе, свойственных закону субъекту Российской Федерации как одной из форм права [4, с. 52-59].

Вместе с тем употребление по отношению к законам субъектов Российской Федерации некоторых признаков родового понятия «закон» вызывает серьезные сомнения. Во-первых, закон субъекта не обладает признаком неограниченности предмета правового регулирования. Исходя из общеправовой категории государственного суверенитета, закон как одно из его проявлений может приниматься по любому вопросу. Закон же субъекта – только в пределах полномочий, отнесенных к ведению субъектов в соответствии с разграничением предметов ведений и полномочий. Поэтому в юридической литературе справедливо отмечается, что в силу разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами России представительные органы власти субъектов Федерации наделены ограниченной нормотворческой компетенцией [5]. Во-вторых, закону субъекта Российской Федерации не свойственен признак абсолютной первичности правового регулирования. В полной степени говорить о первичности правового регулирования можно лишь в отношении региональных законов, принимаемых по предметам исключительного ведения субъекта Российской Федерации, ведь по указанным предметам ведения регулирование на федеральном уровне отсутствует, а регионы обладают всей полнотой государственной власти.

А вот законы субъектов Российской Федерации, принимаемые по предметам совместного ведения, чаще всего базируются на нормах федеральных законов; они принимаются в развитие федерального законодательства, а нередко – и по прямому предписанию федерального законодателя. В юридической литературе, впрочем, встречаются противоположные точки зрения. Например, Э.Г. Липатов считает, что законы субъектов Российской Федерации выступают первичными актами правового регулирования, которое означает, что с точки зрения хронологии правовое регулирование тех или иных об-

щественных отношений начинается только с издания закона [6].

Думается, под этим свойством, как первичность правового регулирования, должна пониматься не очередность принятия актов в хронологическом порядке, а наличие правового основания для регулирования той или иной группы общественных отношений. Для законов субъектов Российской Федерации, принимаемых по предметам совместного ведения, правовым основанием почти всегда выступает соответствующая норма федерального закона. Указанное обстоятельство послужило основанием для появления в юридической литературе позиции о том, что в федерации наряду с законами в полном смысле этого слова, т.е. наряду с федеральными законами, существуют законы как бы низшего уровня [7]. С таким утверждением согласиться нельзя. Законы субъектов – это не акты низшего уровня, а нормативные правовые акты, принимаемые по другому кругу вопросов, обусловленному принципом разграничения предметов ведения и полномочий. В предусмотренных Конституцией РФ случаях они имеют приоритет над федеральными законами. Законы субъектов Российской Федерации являются не столько дополнительным звеном, способствующим созданию комплексного механизма реализации федерального закона, сколько важным элементом самого механизма регулирования в сфере совместного ведения, который «снимает» известную абстрактность общефедеральных норм, наполняя их спецификой региональной практики правопримения [7]. Отсюда вытекает еще одна особенность регионального закона -он разрабатывается, принимается и функционирует в уже действующем правовом поле федерального законодательства, является интегрированным составным элементом системы российского законодательства. Указанное обстоятельство в совокупности с конституционным принципом единства правового пространства обусловливает органическую взаимосвязь законодательства федерального и регионального уровней, и попытки их изолированного развития нарушают конституционное единство правовой системы и законодательства [7].

Читайте также:
Что грозит несовершеннолетнему за домогательства?

В юридической литературе при характеристике законов субъектов Российской Федерации нередко указывается, что они обладают верховенством, высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. По нашему мнению, правомерность использования подобных характеристик применительно к закону субъекта Российской

Федерации вызывает весьма серьезные сомнения. Высшей юридической силой в силу части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации обладает только Конституция Российской Федерации. Ее высшая юридическая сила обусловлена, в частности, тем, что будучи принята народом, именно Конституция России учреждает основы организации и взаимодействия государства, общественных коллективов, индивида, определяет вектор государственного развития на определенном его историческом этапе. Существование общефедеральной Конституции как основного закона исключает возможность существования внутри страны, на территорию которой распространяется ее действие, каких-либо других правовых актов, юридическая сила которых характеризовалась бы как высшая. Кроме того, в словосочетании «высшая юридическая сила» прилагательное «высшая» используется в превосходной степени сравнения, означающей самую высокую степень качества в предмете по сравнению с тем же качеством в других предметах [10]. В силу данных обстоятельств характеристика высшей юридической силы неприменима к законам субъектов Российской Федерации, даже с учетом оговорки об ее распространении только на региональные правовые акты. Признание за законами субъектов Российской Федерации высшей юридической силы с неизбежностью ведет к выводу о том, что на территории субъекта Российской Федерации действуют несколько актов высшей юридической силы, и, более того, у каждого субъекта акты высшей юридической силы различны. Такой вывод не согласуется ни с конституционными принципами единства правового пространства и верховенства Федеральной Конституции, ни с правилами формальной логики. В этой связи положительным представляется опыт использования по отношению к юридической силе закона субъекта Российской Федерации прилагательного «большей». Оно отражает иерархическую соподчи-ненность актов, имеющих большую или меньшую юридическую силу по сравнению с другим актом, и не исключает существования акта, обладающего высшей юридической силы – Федеральной Конституции.

В завершении описания теоретических характеристик закона субъекта Российской Федерации хотелось бы обратить внимание на еще одну черту, характеризующую его с сущностной точки зрения. Закон субъекта России – это акт,

появляющийся в результате компромисса, договора между отдельными региональными политическими течениями, гражданами, государственными органами. В законе субъекта отражается консолидированная региональная воля субъектов, способных влиять на региональный законотворческий процесс. Таким образом, закону субъекта Российской Федерации присущи как общеправовые признаки закона, так и специфические черты, характеризующие только эту форму права. На основании изложенного, с теоретической точки зрения закон субъекта Российской Федерации представляет собой нормативный правовой акт, принятый в соответствии с установленной процедурой специальным субъектом, обладающий большей юридической силой в системе правовых актов субъекта России, действующий в пределах его границ, отражающий консолидированную волю субъектов, способных влиять на региональный законотворческий процесс, и регулирующий общественные отношения, входящие в предмет регионального законодательного регулирования с учетом принципа разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

1. Зражевская Т.Д., Бекетова С.М. Некоторые проблемы законотворчества субъектов Федерации. На примере Воронежской области / под ред. Ю.А. Тихомирова // Законы области как субъекта РФ: сб. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1996.

2. Чиннова М.В. Правила формулирования легального определения // Право и политика. – 2005. – №1 (справ. правовая система «КонсультантПлюс»).

3. Золотухина Т.А. Закон субъекта РФ как источник права. – Ростов н/Д, 2005.

4. См., например, Сафина С.Б. Законодательство субъектов РФ: вопросы теории и практики: монография. -Уфа: РИО БашГУ, 2003.

5. Липатов Э.Г. Законы субъектов РФ как способы осуществления нормотворческих полномочий субъектов Федерации (справ.-правовая система «Консультант-Плюс»).

6. Липатов Э.Г. Компетенция органов власти субъектов Российской Федерации в сфере правотворчества / под ред. В.В. Володина. – Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2009 (справ.-правовая система «КонсультантПлюс»).

7. См. об этом Чертков А.Н. Место и роль законов субъектов Российской Федерации в системе законодательного регулирования в сфере совместного ведения // Журнал российского права. – 2005. – № 5 (справ.-правовая система «КонсультантПлюс»).

8. http: // studysphere.ru/work.php? >

Ульихин Виктор Сергеевич – главный специалист Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, e-mail: ulikhinvictor@yandex.ru.

Ul’ikhin Victor Sergeevich – Chief Specialist of Buryatia Republic Parliament’s Economic Policy, Natural Resources Use and Environmental Protection Committee, e-mail: ulikhinvictor@yandex.ru.

УДК 336.14 © Е.С. Алексеева

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена проблемам организации бюджетного контроля, в частности децентрализованным органам контроля на уровне субъекта Российской Федерации. Рассматривается порядок исполнения бюджетов Российской Федерации, основные принципы бюджетной системы, построения сложных управленческих систем.

Ключевые слова: бюджетная система, казначейское исполнение бюджета, контрольно-ревизионные действия, децентрализованные органы финансового контроля, управленческие процессы, координация контроля, ведомственный контроль.

BUDGETARY CONTROL SYSTEM ORGANIZATION AT THE LEVEL OF SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Article is devoted to issues in budgetary control organization, more specifically to the decentralized control authorities at the level of the subject of the Russian Federation. Order of budget utilization of the Russian Federation, basic principles of the budgetary system, creation of difficult administrative systems come under review.

Читайте также:
Инфекционные заболевания: что это такое, описание и особенности

Keywords: budgetary system, treasury budget performance, the control and auditing actions, the decentralized bodies of financial control, administrative processes, control coordination, departmental control.

Несмотря на многоуровневый характер и сложность решаемых задач, бюджетная система страны должна оставаться единым финансовым организмом, в рамках которого должны осуществляться согласованные процессы управления государственными финансами и обеспечиваться сбалансированное развитие как всех ее элементов, так и системы в целом. Единство бюджетной системы Российской Федерации обеспечивается наличием единой правовой базы, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, применением санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов Российской Федерации и территорий. На основе указанных параметров построения и функционирования бюджетной системы страны достигается необходимое единство в управлении государственными финансами Российской Федерации. Единство в управлении логично требует создания стройной системы бюджетного контроля, которая обеспечит законность и единообразие контроля за денежными средствами во всей бюджетной системе России и позволит сопоставить показатели экономичности и эффективности ис-

пользования государственных финансовых ресурсов на разных ее уровнях [1, с. 29].

Большую роль в обеспечении единообразия бюджетного контроля играют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. В первую очередь, это органы федерального казначейства. Территориальные органы казначейства обеспечивают исполнение федерального бюджета в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Функциями и задачами органов Федерального казначейства являются:

– распределение в установленном порядке и размерах доходов между бюджетами различного уровня;

– осуществление предварительного и текущего контроля за целевым использованием бюджетных средств бюджетополучателями и управление денежными средствами на счетах казначейства;

– осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов;

– сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов и представление соответствующим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях по соответствующему

Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации

Одобрен Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

(В редакции Федерального конституционного закона от 31.10.2005 № 7-ФКЗ)

Настоящий Федеральный конституционный закон в соответствии с частью 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации устанавливает основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе

1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части.

2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о принятии в Российскую Федерацию и об образовании в ее составе нового субъекта

1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными (межгосударственными) договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, а также федеральными конституционными законами о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, а также федеральными конституционными законами об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.

Статья 3. Основные требования к принятию в Российскую Федерацию и образованию в ее составе нового субъекта

1. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе.

2. При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности.

Статья 4. Условия принятия в Российскую Федерацию нового субъекта

1. В качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть.

2. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части (далее – международный договор), заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством.

3. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если указанным в пункте 2 настоящей статьи международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области.

4. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с указанным в пункте 2 настоящей статьи международным договором.

Статья 5. Условия образования в составе Российской Федерации нового субъекта

1. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации.

2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению.

3. Изменение наименования субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта. Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации и учитывается при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

ГЛАВА II. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ НОВОГО СУБЪЕКТА

Статья 6. Предложение о принятии в Российскую Федерацию

1. Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора, предусмотренного пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, является данное иностранное государство.

Читайте также:
Является ли образец договора объектом авторского права?

2. Президент Российской Федерации после поступления указанного в пункте 1 настоящей статьи предложения уведомляет о нем Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации), Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

3. Рассмотрение предложения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в соответствии с Федеральным законом “О международных договорах Российской Федерации”.

Статья 7. Вопросы, регулируемые международным договором

1. Международным договором могут быть урегулированы следующие вопросы:

а) наименование и статус нового субъекта Российской Федерации;

б) порядок приобретения гражданства Российской Федерации гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина Российской Федерации;

в) правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов;

г) действие законодательства Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;

д) функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта Российской Федерации.

2. Международным договором может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации.

3. По отдельным вопросам, связанным с принятием в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, Российской Федерацией и данным иностранным государством могут быть подписаны специальные протоколы, подлежащие ратификации одновременно с ратификацией международного договора.

4. После подписания международного договора Президент Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации данного международного договора.

Статья 8. Внесение в Государственную Думу международного договора на ратификацию и проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта

1. В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции Российской Федерации, указанный международный договор вносится в Государственную Думу на ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О международных договорах Российской Федерации”.

2. Одновременно с международным договором в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

3. Проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации. Проект указанного федерального конституционного закона может содержать и другие положения, вытекающие из международного договора и протоколов к нему.

Статья 9. Принятие и вступление в силу федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации

1. Федеральный закон о ратификации международного договора принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации.

3. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора.

4. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

ГЛАВА III. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА

Статья 10. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта

1. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации (далее – заинтересованные субъекты Российской Федерации).

2. Совместное предложение законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляется Президенту Российской Федерации. Указанное предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта. В качестве сопроводительных материалов одновременно представляются: (В редакции Федерального конституционного закона от 31.10.2005 № 7-ФКЗ)

а) предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;

б) предложения о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта либо предложения к проекту федерального бюджета на следующий год, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта не предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года;

в) предложения о функционировании государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации, а также о формировании органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации;

г) предложения о действии законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;

д) сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и согласованная формулировка вопроса, выносимого на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 31.10.2005 № 7-ФКЗ)

3. Президент Российской Федерации уведомляет о полученном предложении об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Статья 11. Референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта

1. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации после проведения соответствующих консультаций с Президентом Российской Федерации. В случае поддержки Президентом Российской Федерации инициативы заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в согласованной формулировке выносится на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Вынесение вопроса об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации с различиями в его формулировке не допускается. (В редакции Федерального конституционного закона от 31.10.2005 № 7-ФКЗ)

Читайте также:
Как ликвидировать ИП, которое не работало?

11. Инициатива проведения референдума по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации. (Дополнен – Федеральный конституционный закон от 31.10.2005 № 7-ФКЗ)

12. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации, а также иные лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе принимать участие в агитации по вопросу референдума об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, но не вправе использовать преимущества своего должностного положения. (Дополнен – Федеральный конституционный закон от 31.10.2005 № 7-ФКЗ)

13. В случае, если в одном или нескольких, но не более чем в половине заинтересованных субъектов Российской Федерации референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта будут признаны несостоявшимися или результаты референдумов будут признаны недействительными, в этих субъектах Российской Федерации может быть проведено повторное голосование при условии, что на референдумах иных заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта получил одобрение. Повторное голосование проводится не позднее чем через 45 дней со дня вступления в силу решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о признании референдума несостоявшимся или о признании его результатов недействительными. (Дополнен – Федеральный конституционный закон от 31.10.2005 № 7-ФКЗ)

2. Назначение, подготовка и проведение референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами, законами заинтересованных субъектов Российской Федерации о референдуме. (В редакции Федерального конституционного закона от 31.10.2005 № 7-ФКЗ)

3. В случае, если вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов Российской Федерации и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов Российской Федерации, инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта может быть вновь выдвинута теми же заинтересованными субъектами Российской Федерации не ранее чем через год. (В редакции Федерального конституционного закона от 31.10.2005 № 7-ФКЗ)

4. Официальные данные о результатах референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта представляются Президенту Российской Федерации.

Статья 12. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта

1. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта может быть внесен в Государственную Думу, если на референдумах заинтересованных субъектов Российской Федерации были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Проект указанного закона вносится Президентом Российской Федерации.

2. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта Российской Федерации, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (заинтересованных субъектов) Российской Федерации в случае, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального конституционного закона, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы следующие вопросы:

а) формирование органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации;

б) внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года;

в) правопреемство нового субъекта Российской Федерации в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации, иностранными государствами и международными организациями;

г) функционирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных судов на территории нового субъекта Российской Федерации;

д) функционирование государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;

е) действие законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации.

Статья 13. Принятие федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации

1. Федеральный конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации.

2. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции

Статья 65. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской.

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия , Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия , Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым , Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания , Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия ;

Алтайский край, Забайкальский край , Камчатский край , Краснодарский край, Красноярский край , Пермский край , Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область , Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область – Кузбасс , Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь – города федерального значения;

Читайте также:
Как вступить в наследство на долю матери после ее смерти

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра , Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20 “О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 152).

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. N 173 “О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 7, ст. 676).

Наименование нового субъекта Российской Федерации – Республика Крым – дано в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1201).

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20 “О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 152).

Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 679 “О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 24, ст. 2421).

Наименование нового субъекта Российской Федерации – Забайкальский край – дано в связи с его образованием с 1 марта 2008 г., а наименования прекративших существование с 1 марта 2008 г. в качестве субъектов Российской Федерации Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ “Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3745).

Наименование нового субъекта Российской Федерации – Камчатский край – дано в связи с его образованием с 1 июля 2007 г., а наименования прекративших существование с 1 июля 2007 г. в качестве субъектов Российской Федерации Камчатской области и Корякского автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ “Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 29, ст. 3119).

Наименование нового субъекта Российской Федерации – Красноярский край – дано в связи с его образованием с 1 января 2007 г., а наименования прекративших существование с 1 января 2007 г. в качестве субъектов Российской Федерации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ “Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 42, ст. 4212).

Наименование нового субъекта Российской Федерации – Пермский край – дано в связи с его образованием с 1 декабря 2005 г., а наименования прекративших существование с 1 декабря 2005 г. в качестве субъектов Российской Федерации Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа исключены из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ “Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 13, ст. 1110).

Наименование нового субъекта Российской Федерации – Иркутская область – дано в связи с его образованием с 1 января 2008 г., а наименование прекратившего существование с 1 января 2008 г. в качестве субъекта Российской Федерации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа исключено из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ “Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 1).

Новое наименование области дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N 130 “О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 13, ст. 1390).

Наименование нового субъекта Российской Федерации – город федерального значения Севастополь – дано в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1201).

Новое наименование автономного округа дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. N 841 “О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 30, ст. 3051).

Законы субъектов Российской Федерации в зоне судебного конституционного контроля

Вчера Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение в Государственную Думу пакет законопроектов, разработанных в развитие поправок к Конституции России. Первым в их числе (судя по порядку внесения, отраженному на портале Системы обеспечения законодательной деятельности) стал проект № 1024643-7 “О внесении изменений в Федеральный конституционный закон ” О Конституционном Суде Российской Федерации”.

Как мы помним, 15 января сего года, когда глава государства в рамках своего ежегодного послания к Федеральному Собранию Российской Федерации анонсировал грядущие поправки к Основному закону страны, среди прочего он предложил расширить полномочия Конституционного Суда Российской Федерации:

“Для повышения качества отечественного законодательства, для надёжной защиты интересов граждан усилить роль Конституционного Суда, а именно: наделить его возможностью по запросам Президента проверять конституционность законопроектов, принятых Федеральным Собранием, до их подписания главой государства”.

В итоге родилась соответствующая поправка в статью 125 Конституции России, согласно которой Конституционный Суд наделяется полномочиями по проверке конституционности проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Читайте также:
Как доказать право собственности на землю

Однако в памятном январском послании Гарант Конституции также предложил “подумать и о распространении полномочий Конституционного Суда оценивать на соответствие Конституции не только законы, но и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня”. В общем контексте прозвучавшего предложения многие ожидали, что полномочия Конституционного Суда будут дополнены проверкой конституционности не только проектов федеральных законов, но и проектов законов субъектов Российской Федерации (или законов субъектов Российской Федерации до их обнародования).

Ожидания оказались оправданными. Статья 125 в новой части 5.1 зафиксировала общую норму, предусматривающую возможность осуществления предварительного конституционного нормоконтроля в отношении законов субъектов Российской Федерации. Дальше – больше. В объемном (91 страница) “поправочном” тексте Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” среди прочего предлагается наделить Конституционный Суд Российской Федерации полномочиями по проверке по запросу Президента Российской Федерации конституционности законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Таким образом, отныне под конституционный нормоконтроль могут попасть не только действующие законодательные акты субъектов Российской Федерации, но и не вступившие в законную силу (не обнародованные) субъектовые законы.

Монопольным правом на обращение с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации для проверки конституционности не обнародованного регионального закона обладает Президент России. При этом, по смыслу президентского законопроекта достаточным основанием для инициирования процедуры конституционного контроля в отношении не обнародованных законов субъекта Российской Федерации является мнение Президента России (как гаранта Конституции) о том, что положения закона не соответствуют Конституции Российской Федерации.

Непосредственным правовым последствием направления запроса Президента в Конституционный Суд становится приостановление течения срока для обнародования закона субъекта Российской Федерации, а также недопустимость обнародования такого закона до вынесения решения Конституционного Суда. Обнародование закона, произведенное вопреки данному запрету, не порождает правовых последствий.

По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности закона субъекта Российской Федерации Конституционный Суд принимает постановление о признании закона соответствующим, либо о признании его не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Если закон признан не соответствующим Конституции, то процедура его обнародования не допускается, а закон не подписывается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Если же закон уже подписан, то глава субъекта Российской Федерации отзывает свою подпись и возвращает закон в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации для исключения из него положений, которые привели к его признанию не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Закон субъекта РФ: что это значит

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О порядке принятия в Российскую Федерацию
и образования в ее составе нового субъекта
Российской Федерации

(с изменениями на 31 октября 2005 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Одобрен
Государственной Думой
30 ноября 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
5 декабря 2001 года

Настоящий Федеральный конституционный закон в соответствии с частью 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации устанавливает основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном конституционном законе

1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части.

2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации
о принятии в Российскую Федерацию и об
образовании в ее составе нового субъекта

1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными (межгосударственными) договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, а также федеральными конституционными законами о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, а также федеральными конституционными законами об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.

Статья 3. Основные требования к принятию в Российскую
Федерацию и образованию в ее составе нового субъекта

1. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе.

2. При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности.

Статья 4. Условия принятия в Российскую Федерацию
нового субъекта

1. В качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть.

2. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части (далее – международный договор), заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством.

3. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если указанным в пункте 2 настоящей статьи международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области.

4. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с указанным в пункте 2 настоящей статьи международным договором.

Статья 5. Условия образования в составе Российской
Федерации нового субъекта

1. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации.

2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению.

Читайте также:
Как правильно составить жалобу в адвокатскую контору

3. Изменение наименования субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта. Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации и учитывается при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

ГЛАВА II. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
НОВОГО СУБЪЕКТА

Статья 6. Предложение о принятии в Российскую Федерацию

1. Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора, предусмотренного пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, является данное иностранное государство.

2. Президент Российской Федерации после поступления указанного в пункте 1 настоящей статьи предложения уведомляет о нем Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации), Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

3. Рассмотрение предложения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в соответствии с Федеральным законом “О международных договорах Российской Федерации”.

Статья 7. Вопросы, регулируемые международным договором

1. Международным договором могут быть урегулированы следующие вопросы:

а) наименование и статус нового субъекта Российской Федерации;

б) порядок приобретения гражданства Российской Федерации гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина Российской Федерации;

в) правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов;

г) действие законодательства Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;

д) функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта Российской Федерации.

2. Международным договором может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации.

3. По отдельным вопросам, связанным с принятием в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, Российской Федерацией и данным иностранным государством могут быть подписаны специальные протоколы, подлежащие ратификации одновременно с ратификацией международного договора.

4. После подписания международного договора Президент Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации данного международного договора.

Статья 8. Внесение в Государственную Думу международного
договора на ратификацию и проекта федерального
конституционного закона о принятии в Российскую
Федерацию нового субъекта

1. В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции Российской Федерации, указанный международный договор вносится в Государственную Думу на ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О международных договорах Российской Федерации”.

2. Одновременно с международным договором в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

3. Проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации. Проект указанного федерального конституционного закона может содержать и другие положения, вытекающие из международного договора и протоколов к нему.

Статья 9. Принятие и вступление в силу федерального
конституционного закона о принятии в Российскую
Федерацию нового субъекта. Внесение изменений
в Конституцию Российской Федерации

1. Федеральный закон о ратификации международного договора принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации.

3. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора.

4. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

ГЛАВА III. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОГО СУБЪЕКТА

Статья 10. Инициатива образования в составе
Российской Федерации нового субъекта

1. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации (далее – заинтересованные субъекты Российской Федерации).

2. Совместное предложение законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляется Президенту Российской Федерации. Указанное предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта. В качестве сопроводительных материалов одновременно представляются (абзац в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2005 года Федеральным конституционным законом от 31 октября 2005 года N 7-ФКЗ, – см. предыдущую редакцию):

а) предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;

б) предложения о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта либо предложения к проекту федерального бюджета на следующий год, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта не предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года;

в) предложения о функционировании государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации, а также о формировании органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации;

г) предложения о действии законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;

д) сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и согласованная формулировка вопроса, выносимого на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации (подпункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2005 года Федеральным конституционным законом от 31 октября 2005 года N 7-ФКЗ, – см. предыдущую редакцию).

Читайте также:
Как оформить второй построенный дом на участке

3. Президент Российской Федерации уведомляет о полученном предложении об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Статья 11. Референдумы по вопросу об образовании в составе
Российской Федерации нового субъекта

1. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации после проведения соответствующих консультаций с Президентом Российской Федерации. В случае поддержки Президентом Российской Федерации инициативы заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в согласованной формулировке выносится на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Вынесение вопроса об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации с различиями в его формулировке не допускается (пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2005 года Федеральным конституционным законом от 31 октября 2005 года N 7-ФКЗ, – см. предыдущую редакцию).

1_1. Инициатива проведения референдума по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 3 ноября 2005 года Федеральным конституционным законом от 31 октября 2005 года N 7-ФКЗ).

1_2. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации, а также иные лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе принимать участие в агитации по вопросу референдума об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, но не вправе использовать преимущества своего должностного положения (пункт дополнительно включен с 3 ноября 2005 года Федеральным конституционным законом от 31 октября 2005 года N 7-ФКЗ).

1_3. В случае, если в одном или нескольких, но не более чем в половине заинтересованных субъектов Российской Федерации референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта будут признаны несостоявшимися или результаты референдумов будут признаны недействительными, в этих субъектах Российской Федерации может быть проведено повторное голосование при условии, что на референдумах иных заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта получил одобрение. Повторное голосование проводится не позднее чем через 45 дней со дня вступления в силу решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о признании референдума несостоявшимся или о признании его результатов недействительными (пункт дополнительно включен с 3 ноября 2005 года Федеральным конституционным законом от 31 октября 2005 года N 7-ФКЗ).

2. Назначение, подготовка и проведение референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами, законами заинтересованных субъектов Российской Федерации о референдуме (пункт дополнен с 3 ноября 2005 года Федеральным конституционным законом от 31 октября 2005 года N 7-ФКЗ, – см. предыдущую редакцию).

3. В случае, если вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов Российской Федерации и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов Российской Федерации, инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта может быть вновь выдвинута теми же заинтересованными субъектами Российской Федерации не ранее чем через год (пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2005 года Федеральным конституционным законом от 31 октября 2005 года N 7-ФКЗ, – см. предыдущую редакцию).

4. Официальные данные о результатах референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта представляются Президенту Российской Федерации.

Договор безвозмездного пользования: как бесплатно отдают машины, помещения и оборудование + шаблон

🚗➡🙋‍♂️🆓 Безвозмездное пользование вещью — это та же самая аренда, только бесплатная. Второе имя пользования без платы — ссуда. В народе прижилось, что ссудой называют кредит в банке, но это неверно. Ссуда — бесплатная аренда вещи. А банковский кредит тут не причём.

Рассказываем, когда предпринимателю пригодится договор ссуды, где можно споткнуться, как платить налоги, и для примера вместе заполним шаблон договора на автомобиль.

Для каких ситуаций нужен договор безвозмездного пользования

Суть договора безвозмездного пользования такая. Хозяин вещи отдаёт её другому на время и говорит: «Можешь пользоваться, денег не возьму, но ремонтировать и беречь будешь ты». А кто берет вещь отвечает: «Ок, буду беречь».

Хозяин вещи становится ссудодателем, а тот, кто принял вещь, ссудополучателем. Для них будут действовать правила про ссуду из главы 36 ГК РФ.

Отдать в безвозмездное пользование можно любую вещь — автомобиль, помещение, набор стаканов. Главное, чтобы вещь была непотребляемая. С мешком сахара или кирпичами так сделать нельзя.

В предпринимательстве договор ссуды подходит, когда вещь передают своим людям, и цели заработать нет. Хотя по закону дружба, семейные отношения или общие дела не обязательны. Вот примеры:

✌ Учредитель передает своему ООО нежилое помещение. В нём откроют магазин. (А вот наоборот — ООО передает учредителю — нельзя, об этом будет ниже).

✌ Жена отдает мужу личную машину. Муж будет оказывать услуги курьера.

✌ Один друг с ИП отдает другому торговую витрину. Его бизнес на стопе, и витрина стоит без дела.

У ссуды есть одна коварность. Часто стороны думают, что ничего не должны друг другу — ведь пользование бесплатное. Но это не так. По закону тот, кто взял вещь, обязан тратить деньги на её содержание. А кто дал — платить налоги и возмещать ущерб, если вещь оказалась непригодной.

Кто может отдать вещь в бесплатное пользование

Отдать вещь может её собственник. Однако арендатор тоже может — если получил письменное согласие от арендодателя.

ООО и другим юрлицам запрещено отдавать бесплатно имущество с баланса учредителям и директору. Так сделали, чтобы из бизнеса не выводили ценное имущество, купленное на общую прибыль или внесённое в виде вклада. Правило — из ст. 690 ГК РФ.

Читайте также:
Иностранная религиозная организация: что это значит

А еще предпринимателям, которые работают вместе и открыли ООО, стоит помнить, что бесплатная передача имущества на сторону может попасть под крупную сделку и сделку с заинтересованностью. На крупную сделку надо взять разрешение всех партнеров. О сделке с заинтересованностью надо уведомлять. Иначе другой партнер может отменить договор.

Что с налогами

Бесплатная аренда не меняет обязанностей платить разные налоги.

Налоги ссудодателя

Хозяин вещи продолжает платить налог на имущество, транспортный и земельный налог. Договор безвозмездного пользования не отменяет налоговое бремя. Это позиция Минфина из Письма № 03-03-04/1/589.

Налоги ссудополучателя

Для ИП на УСН, патенте и общей системе и юрлиц выгода от бесплатной аренды — это доход в натуральной форме. В доход ставят рыночную стоимость аренды похожего имущества.

Подробно про учёт безвозмездных договоров на УСН мы писали в отдельной статье.

Заполняем шаблон договора безвозмездного пользования

Договор ссуды можно заключить устно, письменно или вообще оформить расписку или акт — кто, у кого и какое имущество взял.

Передать имущество устно не получится в двух случаях:

— когда есть ООО — юрлица всегда заключают письменные договоры;

— на имущество дороже 10 000 ₽ — то есть на автомобили, помещения и недешевое оборудование нужен письменный договор — ст. 161 ГК РФ.

Расписка и акт передачи — тоже письменный договор, тут закон не нарушается. Но мы рекомендуем заключать именно письменный договор на бумаге, который подписывают обе стороны. В этом случае условия можно переделать под свою выгоду и реальные обещания друг другу.

Заполним шаблон договора ссуды на примере автомобиля. Но вместо него может быть любая другая вещь.

Предмет: что отдают в пользование

Обязанность ссудодателя — передать автомобиль бесплатно и на время. Обязанность ссудополучателя — вернуть его в целости с учетом износа. В предмете расписывают характеристики автомобиля. Иначе договора как бы нет, и люди ничего не должны друг другу — ст. ст. 689, 607 ГК РФ.

Ссудодатель передаёт во временное пользование Ссудополучателю принадлежащий Ссудодателю на праве собственности по свидетельству о регистрации ТС № вх2549877 автомобиль марки Opel Corsa выпуска 2019 года, VIN: fkfdf546456vfdgd, кузов № bgkj56, цвет голубой, номерной знак ак596вн, а Ссудополучатель обязуется вернуть автомобиль в том состоянии, в каком получил с учетом нормального износа.

Плюс ссудодатель отдаёт документы и принадлежности, без которых не обойтись — ключи, полис ОСАГО, диагностическую карту. Если не передаст, ссудополучатель может вернуть машину и спросить убытки. Например, деньги на бесполезную поездку за автомобилем в другой город. Правила — из ст. 691 ГК РФ.

Как ссудополучатель может использовать автомобиль

В договор записывают, для чего ссудополучатель взял автомобиль. Выйти за рамки будет нельзя.

Ссудополучатель вправе использовать автомобиль для оказания услуг курьера в пределах города Москвы.

Если ссудополучатель будет возить туристов в Геленджик, ссудодатель сможет забрать автомобиль без всяких компенсаций и потребовать деньги за ремонт — ст. 615 ГК РФ.

Передача автомобиля

Автомобиль передают по акту. С этого момента ссудополучатель полностью отвечает за него. А еще — за аварии, штрафы и ДТП по своей вине.

Если ссудодатель тянет с передачей автомобиля, ссудополучатель может отказаться от договора — ст. 692 ГК РФ.

В конце пользования автомобиль тоже возвращают по акту. И заботы по содержанию снова возвращаются к хозяину автомобиля.

Недостатки автомобиля

Ссудодатель обязан передать исправный автомобиль.

Плохо, если автомобиль надо ремонтировать, а ссудодатель промолчал. У ссудополучателя появляется право сделать ремонт на свои деньги, потребовать ремонт от ссудодателя или отказаться от договора с возмещением своих расходов. И всё это несмотря на то, что аренда — бесплатная.

С ссудодателя снимается ответственность, если он прописал поломки в договоре или их было видно невооруженным глазом. Поэтому ссудополучателю стоит хорошо осмотреть автомобиль до подписи в акте. Правила — из ст. 693 ГК РФ.

Срок безвозмездного пользования

Срок бесплатной аренды записывают в договор.

Ссудополучатель вправе пользоваться автомобилем в срок с 20 февраля 2021 года по 20 августа 2021 года.

Но стороны могут договориться, что ссудодатель ездит на автомобиле сколько угодно, пока ему нужно. Тогда срок договора можно не вписывать. Это будет бессрочный договор, так можно — ст. 610 ГК РФ.

Если срок истек, ссудодатель продолжает ездить на автомобиле, а ссудодатель не просит его назад, договор автоматом становится бессрочным — ч. 2 ст. 621 ГК РФ.

Кто ещё ездит на автомобиле

Хозяин автомобиля может разрешить пользоваться им сразу нескольким людям или юрлицам. Их всех записывают в договор. Без такой оговорки ссудополучатель может вернуть автомобиль и потребовать возмещения расходов. Правила — из ст. 694 ГК РФ.

Кто ремонтирует и содержит автомобиль

По умолчанию мелкий и капитальный ремонт автомобиля обязан делать ссудополучатель. Заправлять бензином и страховать ответственность — тоже. Пока автомобиль в безвозмездной аренде, у хозяина нет забот.

Если принципиально, в договоре можно подробно прописать каждую статью расхода ссудополучателя и точные сроки ремонта.

Но можно все расходы переложить на хозяина автомобиля — ст. 695 ГК РФ.

Риск случайной гибели

Пока автомобиль у ссудополучателя, он полностью отвечает за него. Если он разобьёт, поцарапает или утопит автомобиль, будет на свои деньги ремонтировать или покупать новый — ст. 696 ГК РФ.

Стоимость автомобиля можно вписать в договор. Но это не значит, что ссудодатель точно получит такую сумму денег. У ссудополучателя всегда есть возможность нанять оценщика и доказать, что договор заключили давно, и с этого времени автомобиль сильно упал в цене.

По соглашению сторон автомобиль оценен в 1 000 000 рублей. Данная оценка учитывается при возмещении ущерба.

Улучшения автомобиля

Новое съемное оборудование на автомобиле ссудополучатель заберёт себе. Если в договоре не написано обратное.

Компенсацию за неотделимый ремонт типа покраски или замены стекол надо согласовать с ссудодателем — ст. 623 ГК РФ.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Когда договор расторгают досрочно

От аренды без срока можно отказаться в любой момент. Уведомление об отказе посылают за месяц, если в договоре нет другого срока. Ссудополучатель может отказаться даже от срочной аренды, если в договоре не написано обратное — ст. 699 ГК РФ.

Читайте также:
Инновационный банк: что это такое, описание и особенности

Ссудодатель может забрать автомобиль, если ссудополучатель плохо с ним обращается и использует, не так, как договорились.

Ссудополучатель может вернуть автомобиль, если всплыли косяки, о которых ссудодатель умолчал. Подробно про расторжение — в ст. 698 ГК РФ.

Если ссудополучатель умер, автомобиль возвращают, договор прекращается.

Статья актуальна на 19.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Договор безвозмездного пользования: мнение юриста

Одалживая дрель у соседа или наоборот давая ему свое зарядное устройство для севшего автомобильного аккумулятора, мы сами того не подозревая вступаем в договорные отношения, а именно невольно заключаем договор безвозмездного пользования (образец). То есть мы не берем за это денег и не получаем каких-либо материальных выгод.

Но как быть с вещью, цена которой может быть значительной. Например, если в пользование передается авто или квартира. В этом случае рекомендуется все-таки оформить безвозмездный договор.

Особенности договора

Такой договор еще называют ссудой. Допускается использование обоих терминов. По нему один индивид — именуемый Ссудодателем — передает другому — Ссудополучателю — во временное пользование какую-либо вещь без взимания за это платы. То есть безвозмездно. Список таких вещей огромен: от уже упоминаемой дрели до целого завода. Главное условие — непотребляемость передаваемой вещи. Иными словами, чтобы последняя не изменяла своих свойств и не исчезала в процессе пользования.

Так, ссуде не подлежат пищевые продукты, бензин и другие горюче-смазочные материалы, полуфабрикаты и тому подобное.

Ссудодатель — это либо владелец передаваемой вещи, либо его доверенное лицо. По закону, владелец (собственник) вещи (имущества) вправе распоряжаться ею по своему усмотрению: выставить на продажу, подарить, и, в том числе, передать другому индивиду в бесплатное пользование. Ссудополучателем может выступать любой дееспособный индивид. Главное отличие данного договора от других — безвозмездность самой сделки, где владелец не получает каких-либо материальных преференций.

Итак, как уже говорилось выше, ссудодатель безвозмездно и временно передает ссудополучателю конкретную вещь, а последний берет на себя обязательство вернуть ее в том же состоянии (с учетом разумного износа).

Если в соглашении нет упоминания безвозмездности, то, по умолчанию, считается, что было заключено арендное соглашение (договор аренды)

Временные рамки и форма заключения

Договор ссуды, как правило, имеет строго определенные временные рамки. В случае их отсутствия, он считается заключенным на неопределенный срок.

При неопределенном сроке требуется оговорить правила расторжения такого соглашения. А именно: каким образом, когда лицо предоставившее ссуду забирает свою вещь и каков порядок уведомления второй стороны об этом.

По закону, письменная форма на является обязательной для такого соглашения. Возможна, как и письменная, так и устная формы, а также его нотариальное заверение.

Предмет договора

Предметом ссуды может выступать как движимое, так и недвижимое имущество. Но обычно, выступает именно движимое.

Коммерческое предприятие не имеет права безвозмездной передачи своего имущества учредителям этого предприятия, управляющим и членам правления.

Условия передачи

Передаваемые по договору предметы должны быть в надлежащем состоянии, пригодны для целевого использования и сопровождаться всей положенной и прилагающейся к ним документацией и принадлежностями. В противном случае ссудополучатель вправе или запросить прилагаемые документы и принадлежности, или расторгнуть сделку (с выплатой ссудодателем понесенных второй стороной расходов).

В случае отказа ссудодателя предоставить саму вещь уже после заключения сделки, другая сторона имеет право требования расторжения договора и возмещения издержек, понесенных вследствие этого отказа.

В случае выявления дефектов в переданном предмете ссудополучатель имеет право:

  • потребовать устранить дефекты, причем безвозмездно;
  • устранить самостоятельно и потребовать возмещения понесенных расходов;
  • потребовать досрочного прекращения договора с возмещением понесенных расходов.

Передача предмета от ссудодателя к ссудополучателю фиксируется подписанием акта передачи.

Использование и возврат

Лицу, получившему предмет в ссудное пользование, вменяется в обязанность содержать его в рабочем состоянии и оплачивать его содержание. Причем не только осуществлять текущие сервисные работы, но осуществлять капитальный ремонт. Кроме случаев, когда в договоре конкретно указаны правила использования переданного предмета, отличные от обычных правил.

Риски, связанные со случайным уничтожением или повреждением переданного предмета — ответственность владельца, кроме следующих обстоятельств, при которых предмет был уничтожен или поврежден, а именно:

  • предмет использовался не по назначению или в нарушение договора;
  • предмет был передан другому лицу без ведома владельца;
  • существовала возможность предотвращения таких последствий, но ссудополучатель не воспользовался ей.

Расторжение договора

Лицо, передавшее предмет в пользование, вправе требовать расторжения договора, если:

  • ссудополучатель использует его не по назначению или в нарушение соглашения;
  • неправильно его использует или не поддерживает в рабочем состоянии;
  • передает другому лицу без ведома владельца.

В свою очередь, другая сторона вправе требовать расторжения сделки, если предмет был передан в нерабочем или в состоянии не позволяющим его использовать (если только она не знала об этом при заключении сделки), а также в неполной комплектации и без документов. Или в случае, когда право на пользование предметом также принадлежит третьему лицу, а ссудополучатель не знал об этом.

Все возможные случаи досрочного прекращения отношений должны быть зафиксированы в самом соглашении.

Если одна из сторон требует расторжения, а другая — против, процесс расторжения осуществляется в судебном порядке.

Если в договоре не указаны временные рамки, то любая из сторон может расторгнуть договор в любой момент, заведомо предупредив об этом другого участника не менее чем за месяц. Кроме временных рамок, оговоренных в самом договоре.

Если такие рамки определены, то только ссудополучатель вправе в любое время расторгнуть договор, при условии уведомления другой стороны не менее чем за месяц. Договор ссуды считается прекращенным после наступления оговоренного в договоре срока.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: