Воздушный кодекс: что это такое, описание и особенности

Воздушный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон (Россия)
«Воздушный кодекс Российской Федерации»
Номер: 60-ФЗ
Принятие: Государственной думой 19 февраля 1997
Одобрение: Советом федерации 5 марта 1997
Подписание: Президентом 19 марта 1997
Вступление в силу: 1 апреля 1997
Первая публикация: “Собрание законодательства РФ”, 24 марта 1997, N 12
Действующая редакция: от 6 декабря 2011

Воздушный кодекс Российской Федерации — кодекс, закрепляющий правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Государственное регулирование данных сфер направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках и авиаработах, обороны и безопасности государства, охраны его интересов, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Установлено, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из кодекса, федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства и авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены кодексом, применяются нормы договора.

Определены особенности госконтроля за деятельностью в области гражданской авиации. Его цель — обеспечить безопасность полетов воздушных судов, авиационную безопасность и качество работ и услуг. Для осуществления такого контроля уполномоченный орган создает инспекторские службы. Требования служб и инспекторов, предъявленные в связи с проведением проверок, обязательны для исполнения всеми лицами.

Урегулирован порядок расследования авиационных происшествий и инцидентов. Они разбираются комиссией в обязательном порядке независимо от категории судна (гражданское, государственное, экспериментальное) и его государственной принадлежности. Цель — определить причины происшествия (инцидента) и принять меры по его предотвращению в будущем. Установление виновника и ответственности не входит в задачи расследования.

Определена ответственность перевозчиков, эксплуатантов и грузоотправителей в различных ситуациях. Установлены порядок предъявления требований, лица, имеющие на это право, размеры ответственности и др. Также предусмотрены положения об обязательном страховании ответственности поименованных лиц.

Кодекс введен в действие с 1 апреля 1997 г. Его положения применяются к гражданским правоотношениям, возникшим после этой даты. Если правоотношения возникли до введения кодекса в действие, его нормы применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли после.

Структура Воздушного кодекса

Воздушный кодекс Российской Федерации состоит из 18 глав (общей сложностью 137 статей):

  1. Общие положения
  2. Государственное регулирование использования воздушного пространства
  3. Государственное регулирование деятельности в области авиации
  4. Государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации
  5. Воздушные суда
  6. Аэродромы, аэропорты и объекты единой системы организации воздушного движения
  7. Авиационный персонал
  8. Экипаж воздушного судна
  9. Авиационные предприятия
  10. Полеты воздушных судов
  11. Международные полеты воздушных судов
  12. Авиационная безопасность
  13. Поиск и спасание
  14. Расследования авиационного происшествия или инцидента
  15. Воздушные перевозки
  16. Авиационные работы
  17. Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя
  18. Заключительные положения

Кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Воздушный кодекс Российской Федерации

Принят Государственной Думой 19 февраля 1997 года

Одобрен Советом Федерации 5 марта 1997 года

(В редакции федеральных законов от 08.07.1999 № 150-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 21.03.2005 № 20-ФЗ, от 18.07.2006 № 114-ФЗ, от 18.07.2006 № 115-ФЗ, от 30.12.2006 № 266-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 08.11.2007 № 258-ФЗ, от 01.12.2007 № 314-ФЗ, от 04.12.2007 № 326-ФЗ, от 04.12.2007 № 331-ФЗ, от 04.12.2007 № 332-ФЗ, от 14.07.2008 № 118-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 18.07.2009 № 179-ФЗ, от 23.07.2010 № 183-ФЗ, от 07.02.2011 № 4-ФЗ, от 05.04.2011 № 46-ФЗ, от 05.04.2011 № 50-ФЗ, от 05.04.2011 № 51-ФЗ, от 22.11.2011 № 332-ФЗ, от 06.12.2011 № 409-ФЗ, от 14.06.2012 № 78-ФЗ, от 28.07.2012 № 129-ФЗ, от 25.12.2012 № 260-ФЗ, от 07.06.2013 № 124-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 20.04.2014 № 73-ФЗ, от 20.04.2014 № 79-ФЗ, от 21.07.2014 № 253-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 29.06.2015 № 166-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 230-ФЗ, от 13.07.2015 № 253-ФЗ, от 13.07.2015 № 254-ФЗ, от 30.12.2015 № 462-ФЗ, от 26.04.2016 № 111-ФЗ, от 23.05.2016 № 147-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 03.07.2016 № 291-ФЗ, от 06.07.2016 № 374-ФЗ, от 01.07.2017 № 135-ФЗ, от 29.07.2017 № 228-ФЗ, от 27.11.2017 № 338-ФЗ, от 05.12.2017 № 376-ФЗ, от 31.12.2017 № 491-ФЗ, от 03.08.2018 № 312-ФЗ, от 03.08.2018 № 342-ФЗ, от 27.12.2019 № 478-ФЗ, от 27.12.2019 № 503-ФЗ, от 18.02.2020 № 21-ФЗ, от 01.04.2020 № 88-ФЗ, от 08.06.2020 № 166-ФЗ, от 30.04.2021 № 117-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 11.06.2021 № 191-ФЗ, от 11.06.2021 № 208-ФЗ, от 02.07.2021 № 331-ФЗ)

Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Суверенитет в отношении воздушного пространства Российской Федерации

1. Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации.

2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Статья 2. Воздушное законодательство Российской Федерации

1. Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Читайте также:
Инвестиционный институт: что это такое, описание и особенности

2. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила – нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Международные договоры Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.

Статья 4. Ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации

Лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Отношения, регулируемые воздушным законодательством Российской Федерации

Воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статья 6. Понятие уполномоченных органов

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

В целях настоящего Кодекса под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 7. Принадлежность имущества авиации

Имущество гражданской и экспериментальной авиации – воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства – в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения – только в федеральной собственности. Аэродромы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть отчуждены в собственность физических лиц, юридических лиц. (В редакции федеральных законов от 18.07.2006 № 114-ФЗ; от 26.04.2016 № 111-ФЗ; от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

Статья 71. Объекты инфраструктуры воздушного транспорта

1. К объектам инфраструктуры воздушного транспорта относятся следующие объекты:

1) аэродромы, вертодромы, обустроенные места для приводнения и причаливания воздушных судов, прочие объекты, необходимые для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

2) аэровокзалы (терминалы) и иные объекты, в том числе объекты капитального строительства, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, перевозимых воздушным судном, обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров и грузов;

3) объекты единой системы организации воздушного движения;

4) наземные объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции и ремонта аэропортов, аэродромов и вертодромов, подземные сооружения и инженерные коммуникации;

5) здания, сооружения, расположенные на территориях аэропортов, аэродромов, вертодромов и предназначенные для обеспечения авиационной безопасности, оказания услуг. (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

2. Особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры воздушного транспорта являются взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью 1500 квадратных метров и более, за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа, а также объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам.

(Статья введена – Федеральный закон от 03.08.2018 № 312-ФЗ)

Статья 8. Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации

1. Обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат:

1) аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов;

2) пилотируемые гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее; (В редакции федеральных законов от 13.07.2015 № 254-ФЗ; от 30.12.2015 № 462-ФЗ)

21) беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее. (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 291-ФЗ, от 02.07.2021 № 331-ФЗ)

Читайте также:
Нужно ли получать лицензию МФС, помогая людям в получении визы

Действие требований, установленных настоящим подпунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ “Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации”; (Абзац введен – Федеральный закон от 02.07.2021 № 331-ФЗ)

(Подпункт введен – Федеральный закон от 30.12.2015 № 462-ФЗ;

3) светосигнальное и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемые для обслуживания воздушного движения.

2. Проведение обязательной сертификации осуществляется возмездно.

3. Юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. (В редакции федеральных законов от 13.07.2015 № 254-ФЗ; от 03.07.2016 № 291-ФЗ)

Действие требований, установленных настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ “Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации”. (Абзац введен – Федеральный закон от 02.07.2021 № 331-ФЗ)

4. Специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Действие требования, установленного настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ “Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации”. (Абзац введен – Федеральный закон от 02.07.2021 № 331-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 253-ФЗ)

Статья 81. Обязательная аттестация авиационного персонала экспериментальной авиации

1. Специалисты авиационного персонала экспериментальной авиации подлежат обязательной аттестации.

Обязательная аттестация специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации проводится уполномоченным органом в области оборонной промышленности с участием организаций экспериментальной авиации.

2. Порядок проведения обязательной аттестации авиационного персонала экспериментальной авиации устанавливается федеральными авиационными правилами.

(Статья введена – Федеральный закон от 03.07.2016 № 291-ФЗ)

Статья 9. Лицензирование деятельности в области авиации

1. Отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 08.11.2007 № 258-ФЗ, от 27.12.2019 № 478-ФЗ)

2. (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 08.11.2007 № 258-ФЗ)

3. Предоставление соответствующих лицензий индивидуальным предпринимателям и указанным в статье 8 настоящего Кодекса юридическим лицам при отсутствии сертификатов запрещается. (В редакции федеральных законов от 08.11.2007 № 258-ФЗ, от 27.12.2019 № 478-ФЗ)

4.(Пункт утратил силу – Федеральный закон от 18.02.2020 № 21-ФЗ)

5. (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 08.11.2007 № 258-ФЗ)

6. (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 08.11.2007 № 258-ФЗ)

7. (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 08.11.2007 № 258-ФЗ)

8. Действие требований, установленных настоящей статьей, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ “Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации”. (Пункт введен – Федеральный закон от 02.07.2021 № 331-ФЗ)

Статья 10. Приостановление действия сертификатов и их аннулирование

(Наименование в редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ)

1. Действие сертификатов может быть приостановлено, а равно в их действие могут быть введены ограничения органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ)

2. Сертификаты могут быть аннулированы органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами. (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ)

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА

Читайте также:
Алиментные обязательства: что это такое, описание и особенности

Статья 11. Использование воздушного пространства

1. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

2. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Статья 12. Государственное регулирование использования воздушного пространства

1. Под государственным регулированием использования воздушного пространства понимаются установление государством общих правил осуществления такой деятельности, а также установление ответственности за нарушения правил использования воздушного пространства. (В редакции федеральных законов от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

2. Государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства. (В редакции Федерального закона от 04.12.2007 № 332-ФЗ)

Статья 13. Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства

1. Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.

2. При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами в следующей последовательности:

1) отражение воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;

2) оказание помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

3) запуск, посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и их экипажей;

4) предотвращение и прекращение нарушений федеральных правил использования воздушного пространства;

5) выполнение полетов воздушных судов, в том числе в интересах обороноспособности и безопасности государства, или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации или в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

6) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии со специальными договорами;

7) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании ча

“Воздушный кодекс Российской Федерации” от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 февраля 1997 года

5 марта 1997 года

Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Судебная практика и законодательство — Воздушный кодекс РФ

в Федеральном законе от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ “Воздушный кодекс Российской Федерации”;

в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст. 1649; 2011, N 37, ст. 5255, N 40, ст. 5555; 2012, N 31, ст. 4366; 2015, N 29 (ч. II), ст. 4487, N 32, ст. 4775; 2016, N 8, ст. 1130, N 29, 4838);

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации издано 15 подзаконных нормативных правовых актов, необходимость принятия которых связана с реализацией положений Воздушного кодекса Российской Федерации (приложение N 6).

При изучении материалов правоприменения по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт “б” пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализовано одно положение Правил государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 978, и одна норма Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 (приложение N 10).

4. Воздушный кодекс Российской Федерации [федер. закон от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (ред. от 30.12.2015 N 462-ФЗ)]. [Электронный ресурс] // СПС “Консультант Плюс”: Законодательство: Версия Проф. – URL: http://www.consultant.ru

Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, включающее организацию и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание, в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов, осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 69).

в) соответствующие извлечения из Воздушного кодекса и других нормативных правовых актов по обеспечению авиационной безопасности;

г) соответствующие положения из Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ “Уголовный кодекс Российской Федерации” и Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ “Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” об ответственности пассажиров за нарушение мер авиационной безопасности.

а) в Воздушном кодексе Российской Федерации;

б) в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138;

1. Настоящие Федеральные правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и Конвенцией о международной гражданской авиации, подписанной в г. Чикаго 7 декабря 1944 г., устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

Читайте также:
Идентификационная экспертиза: что это такое, описание и особенности

1. Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Воздушного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов. Нормы права, содержащиеся в других принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

соответствующих извлечений из Воздушного кодекса Российской Федерации, относящихся к обеспечению транспортной безопасности воздушного транспорта (авиационной безопасности);

соответствующих извлечений из статей Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об ответственности пассажиров, иных лиц, находящихся или следующих на ОТИ или ТС, за нарушение установленных в области транспортной безопасности требований, порядков и правил.

Федеральным законом от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ “Воздушный кодекс Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901; N 15, ст. 2019, 2023, 2024; N 30 (ч. I), ст. 4590; N 48, ст. 6733; N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4318; N 53 (ч. I), ст. 7585);

Воздушный кодекс России 2021

Воздушный кодекс или ФЗ № 60 посвящён не собственно воздуху, а пространству, расположенному выше суши и открытых водоёмов в зоне юрисдикции Российской Федерации. Этот документ регулирует пользование не воздухом, а воздушным пространством.

Объекты и термины

В обыденном понимании воздушным пространством можно назвать любую полость, заполненную газообразным содержимым. Однако к этой категории уже нельзя отнести резиновые шарики, заполненные гелием, поскольку воздухом называют то, из чего состоит атмосфера нашей планеты.

Воздухом заполнены помещения зданий, пещеры, метрополитены, но они не являются воздушным пространством, поскольку в соответствии с нормами ВЗК РФ, к таковому можно отнести только ничем не изолированные участки атмосферы. Их границы являются вертикальным продолжением государственных границ страны.

Данный кодекс регулирует взаимоотношения субъектов права в области использования воздушного пространства России при осуществлении (ст. 5 и 11):

  • полётов любых воздушных судов России над территорией страны и за её пределами;
  • нахождения и перемещения иностранных судов на территории России;
  • строительства высоких сооружений;
  • выбросов в атмосферу веществ, снижающих видимость;
  • деятельности, создающей электромагнитные помехи;
  • взрывных работ.

Четыре последних пункта являются второстепенными. Деятельность людей в данной сфере регулируется только с позиции обеспечения безопасности полётов любых средств перемещения в воздухе.

Регулирование, контроль и надзор

В главах 2, 3 и 4 сдержатся нормативы, которые регулируют использование воздушного пространства и функционирование всех структур авиации. К категории управления следует отнести и осуществление надзора в сфере безопасности полётов и качества оказываемых услуг. Надзор регулируется только одной статьёй кодекса – 28-й.

Всё атмосферное пространство страны для удобства управления, контроля и надзора поделено на структурные единицы – зоны, районы и маршруты (статья 15 ВЗК). В соответствии с этим делением осуществляется использование пространства на основе уведомлений, разрешений, ограничений или запрещений. Контроль заключается в проведении уполномоченными органами постоянных действий по выявлению нарушений в области использования воздушного пространства.

В рамках регламента ВЗК управление, контроль и надзор осуществляются только в отношении государственной, гражданской и экспериментальной авиации (ст. 20). Использование пространства судами военного назначения регулируется иным законодательством.

Объекты использования воздушного пространства

Теме объектов посвящены главы 5 – 9. В качестве таковых рассматриваются воздушные суда, наземные службы обеспечения движения, авиационный персонал, экипажи судов, эксплуатанты, предприятия.

Под воздушным судном понимается любой летательный аппарат, который может передвигаться в воздушном пространстве за счёт сил взаимодействия с газообразной средой (ст. 32). К этой категории не относятся аппараты на воздушной подушке. Несмотря на отсутствие касания с грунтом, они относятся к наземному транспорту.

Аэродромы и вертодромы представляют собой территории (акватории), на которых размещены строения, оборудование и специальные площадки, приспособленные для того, чтобы обеспечить судам взлёт, посадку и руление. Аэропорты, кроме аэродромов включают в себя ещё и аэровокзалы, то есть помещения для обслуживания пассажиров. Все эти объекты, а так же отдельные посадочные полосы и специальные сооружения представляют собой структурные части единой системы обеспечения воздушного движения (ст. 42 ВЗК РФ).

Кадровый состав людей, обеспечивающих полёты, делится на две категории – авиационный персонал и экипаж. К первой категории относятся люди, не входящие в состав экипажа, но работающие в сфере обеспечения полётов (ст. 52).

Для пилотируемых судов устанавливается минимально допустимый состав экипажа, который делится на две части – лётный и кабинный. К последней категории относятся бортпроводники и бортоператоры (ст. 56).

Читайте также:
Избирательный бюллетень: что это такое, описание и особенности

Под авиационными предприятиями Воздушный кодекс России понимает такие организации, которые осуществляют перемещения воздушным транспортом пассажиров и грузов (ст. 61). В отличие от предприятия эксплуатант только владеет или пользуется судном на условиях аренды.

Полёты

Законодательной регламентации полётов посвящены две главы – десятая и одиннадцатая. Первая содержит нормативы обеспечения полётов российских перевозчиков, вторая – иностранных и отечественных, совершающих международные перемещения.

Глава 10 создаёт базу для регламентации перемещения воздушных судов. По этой причине она состоит 13 статей, в то время глава 11 содержит всего лишь 4 статьи.

Для того, чтобы судно могло осуществить полёт, оно должно:

  • иметь допуск и полный пакет необходимых документов;
  • пройти определённую процедуру подготовки;
  • иметь утверждённый план полёта;
  • осуществлять связь с наземными службами на своей радиочастоте.

При полётах над населёнными пунктами летательный аппарат должен перемещаться на такой высоте, которая обеспечит ему возможность приземления при аварии за пределами строений. Сверхзвуковые самолёты должны летать на такой высоте, которая обеспечивает защиту населения от негативного воздействия ультразвука.

Безопасность, спасение и расследование

Полёты воздушных судов связаны с большой опасностью для людей. По этой причине данный кодекс особое внимание уделяет проблеме безопасности и помощи тем, кто попал в аварийную ситуацию.

Следует различать понятия авиационной безопасности и оказания помощи судну, терпящему бедствие. Под безопасностью подразумевается состояние защищённости процесса перемещения судов в атмосфере. Это комплекс превентивных мер, которые снижают вероятность возникновения аварийных ситуаций по разным причинам (ст. 83 ВЗК).

По отношению к судну, терпящему и потерпевшему бедствие, должны быть приняты меры по поиску и спасению экипажа и пассажиров. Это осуществляется специальными службами во взаимодействии с федеральными и местными органами власти.

Сами спасательные и поисковые работы осуществляются на безвозмездной основе. Однако эвакуация пассажиров и экипажа производится за счёт предприятия или эксплуатанта.

Таким образом, Воздушный кодекс представляет собой документ, посвящённый всему комплексу вопросов регламентации перемещения пилотируемых и беспилотных аппаратов в атмосфере, расположенной над территорией и акваторией России. Точнее было бы назвать его не столько воздушным, сколько полётным кодексом. Однако название ему дано не по процессу, а по среде, в которой этот процесс происходит.

Воздушный кодекс РФ

Воздушный кодекс с комментариями. Действующая редакция 2021 года. Поиск по статьям.

Глава I. Общие положения

  • Статья 1 – Суверенитет в отношении воздушного пространства Российской Федерации
  • Статья 2 – Воздушное законодательство Российской Федерации
  • Статья 3 – Международные договоры Российской Федерации
  • Статья 4 – Ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации
  • Статья 5 – Отношения, регулируемые воздушным законодательством Российской Федерации
  • Статья 6 – Понятие уполномоченных органов
  • Статья 7 – Принадлежность имущества авиации
  • Статья 8 – Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации
  • Статья 9 – Лицензирование деятельности в области авиации
  • Статья 10 – Приостановление действия сертификатов и их аннулирование

Глава II. Государственное регулирование использования воздушного пространства

  • Статья 11 – Использование воздушного пространства
  • Статья 12 – Государственное регулирование использования воздушного пространства
  • Статья 13 – Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства
  • Статья 14 – Организация использования воздушного пространства
  • Статья 15 – Структура воздушного пространства
  • Статья 16 – Порядок использования воздушного пространства
  • Статья 17 – Запрещение или ограничение использования воздушного пространства
  • Статья 18 – Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства
  • Статья 18.1 – Государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства
  • Статья 19 – Ответственность за нарушение федеральных правил использования воздушного пространства

Глава III. Государственное регулирование деятельности в области авиации

  • Статья 20 – Виды авиации
  • Статья 21 – Гражданская авиация
  • Статья 22 – Государственная авиация
  • Статья 23 – Экспериментальная авиация
  • Статья 24 – Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации
  • Статья 24.1 – Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов
  • Статья 25 – Государственное регулирование деятельности в области государственной авиации
  • Статья 26 – Государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации

Глава IV. Государственный надзор в области гражданской авиации

  • Статья 27 – Утратила силу
  • Статья 28 – Государственный надзор в области гражданской авиации
  • Статья 29-31 – Утратили силу

Глава V. Воздушные суда

  • Статья 32 – Воздушное судно
  • Статья 33 – Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов
  • Статья 34 – Обозначения, наносимые на воздушные суда
  • Статья 35 – Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации
  • Статья 36 – Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов
  • Статья 37 – Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов
  • Статья 38 – Позывной радиосигнал воздушного судна
  • Статья 39 – Ограничение права пользования гражданскими воздушными судами

Глава VI. Аэродромы, аэропорты и объекты единой системы организации воздушного движения

  • Статья 40 – Аэродромы и аэропорты
  • Статья 41 – Государственная регистрация аэродромов и аэропортов
  • Статья 42 – Объекты единой системы организации воздушного движения
  • Статья 43 – Предоставление земельного участка или поверхностного водного объекта
  • Статья 44 – Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования
  • Статья 45 – Строительство и реконструкция аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения
  • Статья 46 – Строительство в пределах приаэродромной территории
  • Статья 47 – Размещение различных объектов в районе аэродрома
  • Статья 48 – Сертификация гражданских аэродромов и аэропортов, а также объектов единой системы организации воздушного движения
  • Статья 49 – Допуск к эксплуатации аэродромов и аэропортов
  • Статья 50 – Обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах
  • Статья 51 – Маркировка зданий и сооружений
Читайте также:
Биржевой посредник: что это такое, описание и особенности

Глава VII. Авиационный персонал

  • Статья 52 – Понятие авиационного персонала
  • Статья 53 – Допуск лиц из числа авиационного персонала к деятельности
  • Статья 54 – Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации
  • Статья 55 – Признание свидетельства иностранного государства, выданного лицу из числа авиационного персонала

Глава VIII. Экипаж воздушного судна

  • Статья 56 – Экипаж воздушного судна
  • Статья 57 – Командир воздушного судна
  • Статья 58 – Права командира воздушного судна
  • Статья 59 – Действия экипажа воздушного судна в случае бедствия
  • Статья 60 – Оказание помощи судам и людям, находящимся в опасности

Глава IX. Авиационные предприятия

  • Статья 61 – Авиационное предприятие и эксплуатант
  • Статья 62 – Коммерческая деятельность в области гражданской авиации российских авиационных предприятий и российских индивидуальных предпринимателей
  • Статья 63 – Коммерческая деятельность в области гражданской авиации иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агентств и иностранных индивидуальных предпринимателей
  • Статья 64 – Тарифы на услуги в области гражданской авиации и сборы за данные услуги, правила продажи перевозочных документов
  • Статья 65 – Контроль за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей

Глава X. Полеты воздушных судов

  • Статья 66 – Допуск к полету воздушного судна
  • Статья 67 – Документация, имеющаяся на борту воздушного судна
  • Статья 68 – Подготовка к полету воздушного судна и его экипажа, выполнение полета воздушного судна
  • Статья 69 – Обеспечение полетов воздушных судов
  • Статья 70 – План полета воздушного судна
  • Статья 71 – Радиосвязь с воздушным судном
  • Статья 72 – Полет воздушного судна над населенными пунктами
  • Статья 73 – Демонстрационный полет воздушного судна
  • Статья 74 – Полет воздушного судна со сверхзвуковой скоростью
  • Статья 75 – Использование фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна
  • Статья 76 – Аренда каналов связи
  • Статья 77 – Использование средств связи общего назначения
  • Статья 78 – Осуществление радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и радиосвязи с ними

Глава XI. Международные полеты воздушных судов

  • Статья 79 – Международные полеты воздушных судов
  • Статья 80 – Взлет и посадка воздушных судов Российской Федерации и воздушных судов иностранных государств при выполнении международных полетов
  • Статья 81 – Признание на территории Российской Федерации судовых документов, имеющихся на борту гражданских воздушных судов иностранных государств
  • Статья 82 – Применение паспортных, таможенных и иных правил при выполнении международных полетов воздушных судов

Глава XII. Авиационная безопасность

  • Статья 83 – Авиационная безопасность
  • Статья 84 – Обеспечение авиационной безопасности
  • Статья 85 – Предполетный и послеполетный досмотры
  • Статья 85.1 – Персональные данные пассажиров воздушных судов

Глава XIII. Поиск и спасание

  • Статья 86 – Терпящее или потерпевшее бедствие воздушное судно
  • Статья 87 – Сигналы бедствия
  • Статья 88 – Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей
  • Статья 89 – Обеспечение поисковых и аварийно-спасательных работ
  • Статья 90 – Аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома
  • Статья 91 – Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей в районах открытого моря и на территориях иностранных государств
  • Статья 92 – Сообщения о терпящих или потерпевших бедствие воздушных судах
  • Статья 93 – Оповещение о потерпевшем бедствие воздушном судне
  • Статья 94 – Прекращение поиска потерпевшего бедствие воздушного судна, его пассажиров и экипажа

Глава XIV. Расследования авиационного происшествия или инцидента

  • Статья 95 – Цели и порядок расследования авиационного происшествия или инцидента
  • Статья 96 – Полномочия комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента
  • Статья 97 – Сохранение доказательственных материалов
  • Статья 98 – Обеспечение работ на месте авиационного происшествия или инцидента
  • Статья 99 – Финансирование работ по расследованию авиационного происшествия или инцидента

Глава XV. Воздушные перевозки

  • Статья 100 – Перевозчик и пассажир
  • Статья 101 – Воздушные перевозки
  • Статья 102 – Выполнение правил воздушных перевозок
  • Статья 103 – Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты
  • Статья 104 – Договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер)
  • Статья 105 – Перевозочные документы
  • Статья 106 – Услуги и льготы, предоставляемые пассажирам воздушных судов
  • Статья 106.1 – Особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности
  • Статья 107 – Прекращение по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза
  • Статья 108 – Прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира
  • Статья 109 – Срок доставки груза
  • Статья 110 – Изменение договора воздушной перевозки груза
  • Статья 111 – Получение груза в пункте назначения
  • Статья 112 – Неполучение груза
  • Статья 113 – Воздушная перевозка опасных грузов

Глава XVI. Авиационные работы

  • Статья 114 – Авиационные работы
  • Статья 115 – Договор на выполнение авиационных работ

Глава XVII. Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя

  • Статья 116 – Общие принципы ответственности
  • Статья 117 – Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна
  • Статья 118 – Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире
  • Статья 119 – Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире
  • Статья 120 – Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза
  • Статья 121 – Ответственность грузоотправителя
  • Статья 122 – Ответственность перевозчика за утрату, повреждение (порчу) или просрочку доставки почты
  • Статья 123 – Соглашения о повышении пределов ответственности перевозчика
  • Статья 124 – Порядок предъявления требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты
  • Статья 125 – Лица, имеющие право на предъявление требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты
  • Статья 126 – Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках
  • Статья 127 – Срок предъявления претензии к перевозчику при международных воздушных перевозках
  • Статья 128 – Начало течения срока исковой давности
  • Статья 129 – Ответственность за вред, причиненный при столкновении воздушных судов
  • Статья 130 – Размеры ответственности за вред, причиненный при воздушной перевозке
  • Статья 131 – Обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами
  • Статья 132 – Обязательное страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна
  • Статья 133 – Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна
  • Статья 134 – Обязательное страхование ответственности перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем
  • Статья 135 – Обязательное страхование ответственности эксплуатанта при авиационных работах
Читайте также:
Избирательное объединение: что это такое, описание и особенности

Глава XVIII. Заключительные положения

  • Статья 136 – Введение в действие настоящего Кодекса
  • Статья 137 – Порядок применения положений настоящего Кодекса

© 2014-2021 Бизнес-справочник «кодификатор.ру»

СТРУКТУРА ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА РФ

Воздушный кодекс РФ состоит из 18 глав (137 статей), регулирующих деятельность государственного контроля в области гражданской авиации, аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения. А также авиационную безопасность, поиск и спасание, расследование авиационного происшествия или инцидента, авиационные работы, ответственность перевозчика, эксплуатанта, грузоотправителя и прочее.

Наименование глав Воздушного кодекса:

Глава I. Общие положения

Глава II. Государственное регулированиеиспользования воздушного пространства

Глава III. Государственное регулированиедеятельности в области авиации

Глава IV. Государственный надзор в областигражданской авиации

Глава V. Воздушные суда

Глава VI. Аэродромы, аэропорты и объекты единой системы организации воздушного движения
Глава VII. Авиационный персонал

Глава VIII. Экипаж воздушного судна

Глава IX. Авиационные предприятия

Глава X. Полеты воздушных судов

Глава XI. Международные полеты воздушных судов

Глава XII. Авиационная безопасность

Глава XIII. Поиск и спасание

Глава XIV. Расследования авиационного происшествия или инцидента

Глава XV. Воздушные перевозки

Глава XVI. Авиационные работы

Глава XVII. Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя

Глава XVIII. Заключительные положения

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИЗ ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА РФ.

Суверенитет воздушного пространства Российской Федерации (ст.1 ВзК РФ). Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Виды авиации(ст.20 ВзК РФ). Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

Гражданская авиация (ст.21 ВзК РФ). Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.

Гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации.

Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

Государственная авиация(ст.22 ВзК РФ). Авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации.

Государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации.

Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.

Экспериментальная авиация (ст.23 ВзК РФ). Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.

Воздушное судно (ст.32 ВзК РФ). Воздушное судно – летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Легкое воздушное судно– воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный взлетный вес которого составляет менее 3100 килограмм.

Сверхлегкое воздушное судно – воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания.

Аэродромы и аэропорты (ст.40 ВзК РФ). Аэродром– участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Аэродромы подразделяются на гражданские аэродромы, аэродромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации.

Аэропорт – комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.

Читайте также:
Желтые профсоюзы: что это такое, описание и особенности

Международный аэропорт – аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля.

Понятие авиационного персонала(ст.52 ВзК РФ). К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала.

Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

Авиационный персонал включает в себя авиационный персонал гражданской авиации, авиационный персонал государственной авиации и авиационный персонал экспериментальной авиации.

Экипаж воздушного судна (ст.56 ВзК РФ). Экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Полет гражданского воздушного судна не разрешается в случае, если состав летного экипажа меньше минимально установленного состава.

Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа.

Командир воздушного судна (ст.57 ВзК РФ). Командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.

Командир воздушного судна руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества.

Права командира воздушного судна(ст.58 ВзК РФ). Командир воздушного судна имеет право:

− принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов;

− в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения. Командир воздушного судна имеет право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна. По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передать их правоохранительным органам;

− принимать решения о сливе топлива в полете, сбросе багажа, груза и почты, если это необходимо для обеспечения безопасности полета воздушного судна и его посадки. При отсутствии соответствующих служб авиационной безопасности командир воздушного судна имеет право проводить предполетный досмотр лиц и объектов, указанных в статье 85 настоящего Кодекса;

− принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета воздушного судна.

В случае вынужденной посадки воздушного судна командир воздушного судна руководит действиями лиц, находящихся на борту воздушного судна, до передачи своих полномочий представителям служб поиска и спасания воздушных судов.

Авиационное предприятие и эксплуатант(ст.61 ВзК РФ). Авиационное предприятие –юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

Эксплуатант – гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Применение паспортных, таможенных и иных правил при выполнении международных полетов воздушных судов (ст.82 ВзК РФ). На прибывающие в Российскую Федерацию, убывающие из Российской Федерации и следующие транзитом с посадкой на территории Российской Федерации воздушные суда, их экипажи и пассажиров, а также на имущество, багаж, грузы и почту, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, распространяется действие паспортных, таможенных и иных правил, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Авиационная безопасность (ст.83 ВзК РФ). Авиационная безопасность– состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации – противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.

Перевозчик и пассажир (ст.100 ВзК РФ). Перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.

Пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер).

Читайте также:
Гражданство Антигуа и Барбуда: как получить карибский паспорт

Воздушные перевозки (ст.101 ВзК РФ). Внутренняя воздушная перевозка – воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.

Международная воздушная перевозка – воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены:

  • соответственно на территориях двух государств;
  • на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Коммерческая воздушная перевозка – воздушная перевозка, предоставляемая за плату.

Прекращение по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза (ст.107 ВзК РФ). Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях:

1) нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;

2) отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;

3) если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц. Перевозчик не вправе относить услуги, указанные в пунктах 7 и 8 статьи 106.1 настоящего Кодекса, к особым условиям воздушной перевозки;

4) отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;

5) отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106;

6) нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса;

7) наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.

Бремя доказывания наличия оснований расторжения договора воздушной перевозки пассажира лежит на перевозчике.

Научная электронная библиотека

2.2 Классификация воздушных судов

В соответствии с кодексом Международной авиационной федерации летательные аппараты делятся на классы, например:

– класс А – свободные аэростаты;

– класс В – дирижабли;

– класс С – воздушные суда, вертолеты, гидросамолеты и т.д;

– класс S – космические модели.

Помимо этого, класс С делится на четыре группы, в зависимости от силовой установки. Также, все гражданские воздушные суда группируют по классам в зависимости от их взлетной массы:

– класс первый – 75 т и более;

– класс второй – 30-75 т;

– класс третий – 10-30 т;

– класс четвертый – до 10 т.

В данной работе проводим классификацию по типам воздушных судов.

Тип воздушного судна – это категория, объединяющая определенные классы воздушных судов обусловленных технико-экономическими характеристиками.

Воздушное судно – летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличным от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.

Самолет – летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью силовой установки создающей тягу и неподвижного крыла, на котором при движении в воздушной среде образуется аэродинамическая подъемная сила.

Самолеты можно классифицировать по множеству признаков, однако они взаимосвязаны и образуют единую систему воздушных судов, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов.

В зависимости от характера эксплуатации воздушные суда гражданской авиации можно классифицировать на:

1) воздушные суда авиации общего назначения (АОН);

2) воздушные суда авиации коммерческого назначения.

Воздушные судна, находящиеся в регулярной эксплуатации, то есть в сфере деятельности коммерческих авиакомпаний, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов по расписанию относятся к коммерческой авиации. Использование же воздушного судна в личных или деловых целях относит его к категории авиации общего назначения.

Последние годы наблюдается рост популярности воздушных судов общего назначения, так как они способны выполнять задачи, несвойственные коммерческой авиации – перевозку небольших грузов, сельскохозяйственные работы, патрулирование, обучение пилотированию, авиационный спорт, туризм и т.д., а также существенно экономят время для пользователей. Последнее достигается за счет возможности летать вне расписания, способности использовать для взлета и посадки небольшие аэродромы и пользователь не тратит время на оформление и регистрацию авиабилетов и имеет возможность выбора прямого маршрута до места назначения. Как правило, воздушные суда АОН – воздушные суда, имеющие взлетную массу до 8,6 т. Однако возможно и использование большего воздушного судна.

В зависимости от назначения можно выделить две основные группы воздушных судов, не зависимо от условий эксплуатации – многоцелевые и специализированные воздушные суда.

Многоцелевые воздушные суда предназначены для решения широкого круга задач. Это достигается за счет переоборудования и переоснащения воздушного судна для решения конкретной задачи при минимальных конструктивных изменениях или без таковых. В зависимости от способности взлетать и садиться не только на аэродромы с искусственным покрытием, но и использовать для этих целей водную поверхность многоцелевые воздушные суда бывают наземного базирования и амфибийными.

Специализированные воздушные суда, ориентированы на выполнение какой-либо одной задачи.

Классификация воздушных судов возможна в зависимости от характеристики аэродинамической схемы, под которой понимают некоторую систему несущих поверхностей воздушного судна. В системе несущих поверхностей имеются главные поверхности – крылья, создающие основную долю аэродинамической подъемной силы, и вспомогательные поверхности – оперение, предназначенное для стабилизации воздушного суда и управления его полетом. Различают следующие виды аэродинамических схем, в соответствии с рисунком 2.10.

Читайте также:
Военное положение: что это такое, описание и особенности

Рисунок 2.10 – Аэродинамические схемы воздушных судов

Воздушные суда по отдельным признакам аэродинамической схемы классифицируются в первую очередь по конструктивным характеристикам крыла, в соответствии с рисунком 2.11.

Также воздушные судна, возможно, классифицировать по схеме фюзеляжа – в зависимости от типа силовых элементов, в зависимости от конструктивных характеристик шасси – которые различают по расположению опор шасси, по силовой установке – в зависимости от типа двигателя, количества двигателей и их расположения.

Рисунок 2.11 – Конструктивные характеристики крыла воздушных судов

Особое значение для гражданской авиации имеет классификация воздушных судов в зависимости от их дальности полета, в соответствии с рисунком 2.12:

– ближнее магистральное (основных авиалиний) воздушное судно, с дальностью полета – 1000-2500 км;

– среднее магистральное воздушное судно, с дальностью полета – 2500-6000 км;

– дальнее магистральное воздушное судно, с дальностью полета свыше 6000 км.

Рисунок 2.12 – Классификация воздушных судов
в зависимости от зон дальности

Россия – страна протяженностью почти 10 000 км, и конечно необходимы дальние магистральные, средние магистральные и региональные воздушные суда. Модельный ряд выпускаемых российскими авиапредприятиями воздушных судов выглядит следующим образом.

Дальние магистральные воздушные суда типа Ил-96-300, Ил-96-400М, Ту-204-300 позволяющие перевозить от 164-436 пассажиров в зависимости от компоновки пассажирского салона на расстояние до 6500 км.

Средние магистральные воздушные суда типа Ту-134, Ту-204-100, Ту-204СМ, Ту-214, SSJ-100, а также приоритетная программа по выпуску МС-21-200 (до 150 пассажиров), МС-21-300 (до 180 пассажиров) и МС-21-400 (210 пассажиров) и Ан-148 позволяют перевозить 160-210 пассажиров, дальность полета до 4300 км [26, 27, 28, 29, 30. 31, 32, 33].

В ближнем магистральном сегменте имеется машина «Гражданских Самолетов Сухого» (ГСС) в основной размерности 95 кресел.

Региональная авиация располагает воздушными судами, типа Ан-140 с вместительностью 50-ти кресел, Ан-38 – 30-ти местное воздушное судно.

С начала девяностых годов прошлого столетия гражданское авиастроение в России пребывало в глубоком кризисе, прежде всего из-за значительного снижения уровня авиаперевозок и, соответственно, снижения заказов авиакомпаний на воздушные суда, что замедляло процесс интеграции. Интеграционные процессы в гражданском секторе стали возможны в ходе создания ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». В рамках корпорации идет разработка продуктового ряда, в котором предполагается совместить реальные возможности заводов и потребности авиакомпаний. В результате создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) под контроль государства перешли основные заводы гражданской авиации: «Авиастар-СП», ВАСО, ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», ФГУП КАПО. Это стало необходимо в связи с ростом объема пассажирских перевозок и падением провозных возможностей существующего парка гражданских воздушных судов при действующих рамочных решениях об индивидуальных продлениях ресурсов обуславливается сокращением численности воздушных судов в результате их списания. Существующий парк воздушных судов России устарел физически и морально, его основу составляют воздушные суда разработки 30-40 летней давности. В составе парка в настоящий момент находится только 2 % судов нового поколения [110]. В связи со сложившейся ситуацией на основании прогнозных данных в период до 2010 года потребуется закупить несколько сот воздушных судов. Примерные объемы закупок магистральных воздушных судов показаны в натуральном выражении в таблице 2.3 (по данным ООО «РЭА центр «Перспектива») [50, 52, 55, 56,113].

Ожидаемый объем закупок по пассажирским воздушным судам до 1000-1200 млн. условных единиц.

Таблица 2.3 – Объем закупок ВС различных классов авиаперевозчиками России

Тип пассажирского воздушного судна

Объем закупок (шт.) за период 2006-2010 г.г.

Итого пассажирских воздушных судов

Задача восполнения дефицита провозных возможностей парка воздушных судов имеет два принципиальных решения:

  • 1) производство в России или с ее участием необходимого количества воздушных судов нового поколения и их закупка отечественными авиакомпаниями. На решение этого вопроса ориентирована федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» [125], утвержденная постановлением правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 года. В случае реализации данной программы объем продаж отечественной гражданской авиационной техники составит 700 миллиардов рублей. В авиационных и смежных отраслях будет создано до 500-550 тысяч рабочих мест и предотвращен отток валюты из России за счет исключения закупок зарубежной авиационной техники;
  • 2) закупка гражданской авиационной техники зарубежного производства. Решение данного вопроса предполагает переоснащение парка российских авиакомпаний путем приобретения в лизинг зарубежных воздушных судов. Для России это будет означать потерю рабочих мест, а также налоговых поступлений и перевод за рубеж значительных валютных средств, что является, по сути, финансирование зарубежной авиационной промышленности.

В настоящее время ОКБ им. А.С. Яковлева совместно с АК им. С.В. Ильюшина работает над проектом ближне-среднемагистрального воздушного суда МС-21. Разрабатывается несколько вариантов воздушных судов с большой степенью унификации и комфортным шагом кресел 813 мм. Предполагается, что МС-21 не только заменит Ту-154 и Як-42, но и составит конкуренцию его зарубежным аналогам – Boeing 737 и Airbus А320. Можно надеяться, что воздушное судно выступит в роли системного интегратора, обеспечит российскую авиапромышленность заказами, а авиакомпании новой отечественной техникой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: