Законодательная инициатива: что это такое, описание и особенности

Законодательная инициатива как стадия законотворческого процесса

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 05.11.2020 2020-11-05

Статья просмотрена: 249 раз

Библиографическое описание:

Абашина, А. А. Законодательная инициатива как стадия законотворческого процесса / А. А. Абашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74760/ (дата обращения: 21.12.2021).

В статье анализируются вопросы, связанные с такой стадией законотворческого процесса как законодательная инициатива. Автор выявляет особенности реализации законодательной инициативы, ее понятие, анализирует субъектный состав. При проведении настоящего исследования автор приходит к выводу о наличии ряда проблем, связанных с практической реализацией законодательной инициативой. Автор делает вывод, что основные проблемы законотворчества связаны не с формальными и количественными показателями, а с содержанием и качеством законопроектов. Предлагаются также пути совершенствования механизма законодательной инициативы.

Ключевые слова: законодательная инициатива, законопроект, законотворческий процесс, нулевые чтения, конституционное право.

The article analyzes issues related to such a stage of the legislative process as a legislative initiative. The author identifies the features of the implementation of the legislative initiative, its concept, analyzes the subject structure. In conducting this research, the author comes to the conclusion that there are a number of problems associated with the practical implementation of the legislative initiative. The author concludes that the main problems of lawmaking are not related to formal and quantitative indicators, but to the content and quality of draft laws. It also suggests ways to improve the mechanism of legislative initiative.

Key words : legislative initiative, draft law, legislative process, zero readings, constitutional law.

Важным аспектом законотворческой деятельности является процедура подготовки и внесения законопроекта в законодательный орган. На этой стадии определяющая роль отведена субъектам законодательной инициативы. Степень активности участников общественных отношений, возникающих в процессе реализации субъектами права законодательной инициативы своих полномочий, может зависеть от ряда факторов, начиная от того, какой характер носит указанное право в системе полномочий субъекта законодательной инициативы — обязательный или факультативный, заканчивая уровнем динамики общественных отношений: кардинальная смена общественно-политической обстановки в стране, как правило, влечет за собой необходимость правового урегулирования тех или иных общественных отношений.

Для начала определим, что представляет собой право законодательной инициативы. Так, под правом законодательной инициативы, как правило, понимается закрепленное законодателем право внесения предложений о принятии конкретного закона на рассмотрение федерального законодательного органа, в данном случае Федерального Собрания Российской Федерации.

Такому праву корреспондирует обязанность парламента рассмотреть инициативу, оформленную в соответствии с установленным законодательством в соответствующий пакет документов, и самостоятельно принять решение о вынесении/невынесении на обсуждение предложения субъекта законодательной инициативы.

Само по себе законодательная инициатива представляет собой стадию законодательного процесса, предусматривающая реализацию гарантированного законом права определенных органов и лиц вносить в законодательный орган власти законопроект либо входить с предложениями о необходимости принятия, изменения или отмены действующих законов.

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ [1]) правом законодательной инициативы наделены глава государства, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, а также высшие суды — Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации — в рамках вопросов собственного ведения.

Стоит отметить, что статистический анализ открытых данных в системе законодательства Государственной Думы Российской Федерации [3] свидетельствует о том, что подавляющее большинство в массиве принятых законов составляют изменения и поправки в действующее законодательство. Наиболее убедительный примером внесения многочисленных изменений в действующие законодательные акты служит Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые увеличился с момента его принятия практически втрое.

Вместе с тем основные проблемы законотворчества связаны не с формальными и количественными показателями, а с содержанием и качеством законопроектов.

Так, вышеупомянутой частью 1 статьей 104 Конституции РФ законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации законодателем предоставлен реальный механизм реализации права законотворчества. Наиболее актуальной проблемой в данном механизме является низкая активность инициирования законопроектов региональными законодателями и, как правило, в случае активности последних, низкое качество законопроектов. Чаще всего вносятся изменения и дополнения в действующие законы, а не проекты принципиально новых законов. Законопроекты зачастую не имеют целостного характера, обладают неоправданно узким предметом регулирования, в них не вполне соблюдены требования юридической техники. Региональные законодатели нередко предпринимают попытки решить на федеральном уровне локальные вопросы, не учитывая ситуацию в других субъектах Российской Федерации.

Представляется, что низкая активность указанных участников связана, как правило, с ситуацией, когда регионы не выходят на общефедеральный масштаб, имея локальный предмет регулирования, что обуславливает точечный характер вносимых законопроектов, отсутствие всесторонности и полноты изучения предмета законопроекта, либо в случае, когда в основном инициируются поправки в законы, в то время как цельные законопроекты являются исключением из правила [5, с. 92]. В этой связи С. А. Авакьяном также поднимается вопрос о размытии понятия «интересы субъекта Российской Федерации» при осуществлении членами Совета Федерации своих функций. «Размытие» выражается в неясности, чьи интересы представляет член Совета Федерации: региона в целом, как элемента федеративного государственного устройства, населения субъекта Российской Федерации, органа законодательной власти или исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо всех в совокупности [2, с. 7]. Представляется, что решение вопроса размытия функций члена Совета Федерации по большей части имеет теоретическое, нежели практическое значение.

Читайте также:
Административное выдворение: что это такое, описание и особенности

В рамках данной темы научный интерес представляет такая практика отработки законопроектов в режиме предварительного согласования, как «нулевые чтения». На этом этапе проявляется заинтересованность взаимодействия законодательных органов или представителей законодательных органов с лоббистами. Лоббизм в правотворчестве, как политической, так и социальной направленности набирает популярность постольку, поскольку такое взаимодействие обеспечивает некоторую организационную, техническую, информационную поддержку рабочим группам.

В науке также высказываются предложения о включении в круг субъектов права законодательной инициативы и других лиц, в частности Генерального прокурора Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Общественной палаты [4, с. 36]. Полагаем, что такая точка зрения имеет право на существование.

Таким образом, вышеизложенное демонстрирует, что несмотря на четко регламентированный механизм реализации права законодательной инициативы, причем с довольно широким субъектным составом, по тем или иным причинам законотворчество в Российской Федерации имеет свои недостатки.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Челябинской области

Прокурор разъясняет

  • 23 августа 2021, 10:38

​​​​​​​Разъясняет прокурор кассационного отдела Слесарева Е.Г.

Под законодательной инициативой понимается право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение в зависимости от того, в какой нормативный правовой акт предполагается внесение изменений, законодательная инициатива подразделяется на конституционную инициативу и законодательные инициативы на федеральном и региональном уровнях.

Законотворческий процесс выступает связующим звеном между всеми ветвями власти. Дискреционным правомочием принятия закона обладает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, однако разработать проект закона, внести его, подписать и обнародовать, а в определенных случаях обязать изменить его могут различные органы публичной власти, строго определенные Конституцией Российской Федерации.

Конституционная инициатива (инициатива по предложению внесения изменений в текст Конституции РФ).

Статья 134 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов конституционной инициативы:

– Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

– Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

– законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

– не менее 1/5 членов Совета Федерации;

– не менее 1/5 депутатов Государственной Думы.

Иные субъекты не вправе инициировать процедуру изменения Конституции РФ.

Законодательная инициатива на федеральном уровне.

Статья 104 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы на федеральном уровне:

– Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

– члены Совета Федерации;

– депутаты Государственной Думы;

– законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

– Конституционный Суд РФ (по вопросам своего ведения);

– Верховный Суд РФ (по вопросам своего ведения).

Иные субъекты не обладают правом законодательной инициативы на федеральном уровне.

Законодательная инициатива на уровне субъектов РФ.

Перечень субъектов законодательной инициативы на региональном уровне определяется конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Как правило, к числу субъектов законодательной инициативы на уровне субъектов РФ относятся:

– депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ;

-депутатские объединения (фракции) и органы законодательного (представительного) органа субъекта РФ

– высшее должностное лицо субъекта РФ;

– высший исполнительный орган субъекта РФ;

– член Совета Федерации от субъекта РФ;

– представительные органы муниципальных образований субъекта РФ;

-избирательная комиссия субъекта РФ (в полном объеме или по вопросам своего ведения);

– уполномоченный по правам человека в субъекте РФ.

В отдельных субъектах Российской Федерации правом законодательной инициативы наделяются также:

– почетные граждане (например, в Санкт-Петербурге);

– совет муниципальных образований субъекта РФ;

-отдельные институты гражданского общества (ассоциации профсоюзов, общественная палата субъекта и др.);

– суды, функционирующие на территории субъекта РФ;

– региональные отделения политических партий.

Прокуратура
Челябинской области

Прокуратура Челябинской области

23 августа 2021, 10:38

Право законодательной инициативы (Кассационный отдел)

​​​​​​​Разъясняет прокурор кассационного отдела Слесарева Е.Г.

Под законодательной инициативой понимается право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение в зависимости от того, в какой нормативный правовой акт предполагается внесение изменений, законодательная инициатива подразделяется на конституционную инициативу и законодательные инициативы на федеральном и региональном уровнях.

Законотворческий процесс выступает связующим звеном между всеми ветвями власти. Дискреционным правомочием принятия закона обладает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, однако разработать проект закона, внести его, подписать и обнародовать, а в определенных случаях обязать изменить его могут различные органы публичной власти, строго определенные Конституцией Российской Федерации.

Читайте также:
Земельный кодекс: что это такое, описание и особенности

Конституционная инициатива (инициатива по предложению внесения изменений в текст Конституции РФ).

Статья 134 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов конституционной инициативы:

– Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

– Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

– законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

– не менее 1/5 членов Совета Федерации;

– не менее 1/5 депутатов Государственной Думы.

Иные субъекты не вправе инициировать процедуру изменения Конституции РФ.

Законодательная инициатива на федеральном уровне.

Статья 104 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы на федеральном уровне:

– Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

– члены Совета Федерации;

– депутаты Государственной Думы;

– законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

– Конституционный Суд РФ (по вопросам своего ведения);

– Верховный Суд РФ (по вопросам своего ведения).

Иные субъекты не обладают правом законодательной инициативы на федеральном уровне.

Законодательная инициатива на уровне субъектов РФ.

Перечень субъектов законодательной инициативы на региональном уровне определяется конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Как правило, к числу субъектов законодательной инициативы на уровне субъектов РФ относятся:

– депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ;

-депутатские объединения (фракции) и органы законодательного (представительного) органа субъекта РФ

– высшее должностное лицо субъекта РФ;

– высший исполнительный орган субъекта РФ;

– член Совета Федерации от субъекта РФ;

– представительные органы муниципальных образований субъекта РФ;

-избирательная комиссия субъекта РФ (в полном объеме или по вопросам своего ведения);

– уполномоченный по правам человека в субъекте РФ.

В отдельных субъектах Российской Федерации правом законодательной инициативы наделяются также:

– почетные граждане (например, в Санкт-Петербурге);

– совет муниципальных образований субъекта РФ;

-отдельные институты гражданского общества (ассоциации профсоюзов, общественная палата субъекта и др.);

– суды, функционирующие на территории субъекта РФ;

– региональные отделения политических партий.

Законодательная инициатива: что это такое, описание и особенности

Перечень субъектов права законодательной инициативы, к которому отнесены Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения, определен частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации.

Отмечаем, что наделение вышеуказанных субъектов правом законодательной инициативы не носит произвольный характер и направлено на достижение определенных целей, стоящих в ходе организации законодательного процесса. Так, предполагается, что используя указанное право, данные субъекты выражают интересы всего многонационального народа Российской Федерации или его значительной части. Кроме того, осуществление законотворческой деятельности указанными субъектами на профессиональной основе обеспечивает приемлемый уровень подготовки вносимой законотворческой инициативы с точки зрения права, юридической техники и соответствующего документального оформления, а также позволяет эффективно координировать законотворческую работу с целью ее оптимизации. В связи с этим наделение граждан Российской Федерации (в большинстве не обладающих вышеуказанными возможностями) правом законодательной инициативы напрямую не представляется целесообразным.

При этом отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в настоящее время в Российской Федерации создан альтернативный механизм выдвижения гражданами общественных инициатив, которым гражданин вправе воспользоваться для выдвижения предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации.

Так, согласно положениям Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (далее – Указ) общественные инициативы могут быть направлены гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (далее – интернет-ресурс).

Указом утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (далее – Правила), регламентирующие требования к заявителям и их общественным инициативам, порядок и сроки исполнения процедур, связанных с рассмотрением таких инициатив, а также правовые последствия их рассмотрения.

Читайте также:
Биржевой нотариус: что это такое, описание и особенности

Отмечаем, что в соответствии с пунктами 2, 3 Правил направлять общественные инициативы с использованием интернет-ресурса и голосовать за них могут граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». При этом размещению общественной инициативы на интернет-ресурсе предшествует обязательная предварительная экспертиза, срок проведения которой не должен превышать два месяца.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктами 7, 13 Правил общественная инициатива не должна противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан, статье 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», а также должна содержать описание проблемы и обоснованные варианты ее решения. Текст общественной инициативы не должен содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

В соответствии с пунктом 3 Указа и пунктом 4 Правил функции по проведению предварительной экспертизы общественной инициативы, принятию решения о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) или об отказе в ее размещении, а также по обеспечению работы интернет-ресурса осуществляет уполномоченная организация – Фонд развития информационной демократии и гражданского общества «Фонд информационной демократии».

Ознакомиться с уже опубликованными общественными инициативами, а также направить свою общественную инициативу для опубликования можно на официальной странице интернет-ресурса www.roi.ru.

Кроме того, выражение гражданской инициативы возможно в рамках проведения независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов www.regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, конституционное право на участие в управлении делами государства, в частности на участие в законотворческой деятельности, может быть реализовано гражданином посредством использования одного из вышеуказанных механизмов.

Закон по буквам

Документ подчеркивает – далеко не каждая инициатива становится законом. Перечислено, кто имеет право законодательной инициативы. Это в первую очередь президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, правительство страны, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Законопроекты могут инициировать так же Конституционный и Верховный суды, но только по вопросам, касающимся их ведения.

Каждый поступающий в Госдуму законопроект и все материалы к нему отправляются на имя председателя Думы и регистрируются там в Управлении документационного обеспечения, где получают регистрационный номер. Потом на документ заводится электронная регистрационная карта.

Потом документы идут в профильный комитет Думы. Там их проверяют “на соответствие установленным требованиям”. Оттуда законопроект и все бумаги с его обоснованием идут в Совет Госдумы.

Совет Думы может вернуть законопроект назад в профильный комитет или инициатору закона. А может сразу включить его в примерную программу работы Госдумы. При этом будет назначен ответственный за документ комитет. А иногда и несколько комитетов. Именно комитет и проведет основную работу над законопроектом: привлечет экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, создаст рабочие группы для анализа предложений “по совершенствованию инициативы”, проведет парламентские слушания, “круглые столы”. Список таких мероприятий по закону может быть не маленький.

Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению законопроект должен быть рассмотрен на пленарном заседании. Сам процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии.

Сначала проходит первое чтение. Там рассматривается концепция законопроекта, оценивается его важность и практическая значимость, соответствие Конституции, заслушивается доклад разработчика документа и проводится голосование за его принятие в первом чтении. Если не будет собрано достаточное количество голосов, то законопроект будет считаться отклоненным.

При втором чтении предусматривается более детальное обсуждение законопроекта с разными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц. Если документ будет принят во втором чтении, то он отправится в ответственный комитет “для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки”. После чего законопроект с заключением Правового управления Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы. И документ включает порядок работы Госдумы для третьего чтения.

Уже при третьем чтении законодатели выслушают доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций и будет голосование за принятие документа в целом.

Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями правительства РФ и всеми остальными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации.

Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать – это будет означать согласие с их принятием.

Читайте также:
Игровой автомат: что это такое, описание и особенности

Последним этапом будет подписание и обнародование закона президентом РФ. Это происходит после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. Если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то он идет на подпись президенту.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания президентом.

Что касается вступления законов в силу, то по общему правилу они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Но в самом документе может быть указан другой срок.

Законодательная инициатива

Законодательная инициатива — стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона [1] . Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется национальным законодательством, при этом внесение предложения в законодательное учреждение таковым субъектом влечёт за собой обязанность рассмотреть данное предложение в соответствии с установленной процедурой.

Правом законодательной инициативы обладают, как правило, члены парламента и правительство, однако, в зависимости от принятых в отдельно взятом государстве норм, это их право может быть ограничено. Глава государства также может быть наделён этим правом. В ряде стран с законодательной инициативой могут выступать самостоятельные группы граждан. В этом случае закон определяет минимальную численность инициативной группы и особую процедуру прохождения предложенного проекта. Лица, не обладающие указанным правом, также могут осуществлять законодательную инициативу, но опосредованно, через субъектов, которым оно гарантировано законом. Законодательная инициатива может являться средством политической борьбы и лоббизма [2] .

Россия

В России правом законодательной инициативы наделены президент, Совет Федерации и его члены, депутаты Государственной думы, правительство, законодательные органы субъектов Российской Федерации. По вопросам их ведения это право также принадлежит высшим судебным органам страны: Конституционному, Верховному и Высшему арбитражному суду.

Обсуждается возможность предоставления данного права инициативным группам граждан, которые могли бы вносить свои предложения через общественную палату. Вопрос был поднят депутатом Госдумы пятого созыва Робертом Шлегелем, автором соответствующего законопроекта [3] . Право граждан на законодательную инициативу также предусмотрено уставом Алтайского края, Ярославской и Томской областей [4] .

Примечания

  1. Иванец Г. И., Калининский И. В., Червонюк В. И. Законодательная инициатива // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. — М .: Юридическая литература, 2002. — С. 91 — 92. — 432 с. — ISBN 5-7260-0987-8
  2. Иванец Г. И., Калининский И. В., Червонюк В. И. Субъекты права законодательной инициативы // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. — М .: Юридическая литература, 2002. — С. 349 — 350. — 432 с. — ISBN 5-7260-0987-8
  3. Вести.ФМ: Кухаркам позволят предлагать государству
  4. Гражданская законодательная инициатива как форма непосредственной демократии

Ссылки

  • Доклад Венецианской комиссии о законодательной инициативе в Европе (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Закон равной свободы
  • Законодательная комиссия кнессета

Полезное

Смотреть что такое “Законодательная инициатива” в других словарях:

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА — см. ИНИЦИАТИВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Законодательная инициатива — (initiative) Особая форма референдума (referendum), используемая прежде всего в Швейцарии и штате Калифорния (США). Чтобы законодательную инициативу вынести на голосование в Калифорнии, необходимо получить количество подписей, равное 5% голосов,… … Политология. Словарь.

Законодательная инициатива — (внесение законопроекта в Государственную Думу) стадия законодательного процесса, состоящая в реализации предусмотренного законом права определённых органов и лиц вносить в законодательный орган власти законопроект либо входить с предложениями о… … Элементарные начала общей теории права

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА — официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой; первая стадия законодательного процесса. Влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный… … Юридический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА — ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА, право внесения законопроектов в законодательный орган, влекущее обязанность этого органа рассмотреть законопроект и принять по нему решение. Круг органов и лиц, имеющих право законодательной инициативы, определяется… … Современная энциклопедия

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА — право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее обязанность этого органа рассмотреть законопроект и принять по нему решение. Круг органов и лиц, имеющих право законодательной инициативы, определяется в конституции (в конституции… … Большой Энциклопедический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА — право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь

Читайте также:
Военное время: что это такое, описание и особенности

Законодательная инициатива — (англ. legislative initiative) право специально уполномоченных органов, организаций и лиц возбуждать перед субъектом законодательной деятельности вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой … Энциклопедия права

Законодательная инициатива — ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА, право внесения законопроектов в законодательный орган, влекущее обязанность этого органа рассмотреть законопроект и принять по нему решение. Круг органов и лиц, имеющих право законодательной инициативы, определяется… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА — официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной законом процедурой. З.и. является первой стадией законодательного процесса, т.е. установленного, как правило, конституцией порядка принятия закона. З.и … Юридическая энциклопедия

Законодательная инициатива как особая разновидность правовой инициативы Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малько Александр Васильевич, Агабекова Людмила Григорьевна

В статье рассматривается законодательная инициатива как особая разновидность инициативы правовой. Проанализированы признаки, доказывающие специфику, присущую именно законодательной инициативе . Предложена система рекомендаций в целях усовершенствования права законодательной инициативы применительно к современному российскому законодательному процессу .I

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малько Александр Васильевич, Агабекова Людмила Григорьевна

n the article is discussed the legislative initiative , as a specific form of legal initiatives, analyzed the signs, proving the specificity inherent in the legislative initiative , proposed the system of recommendations to improve the right of legislative initiative in relation to the contemporary Russian legislative process .

Текст научной работы на тему «Законодательная инициатива как особая разновидность правовой инициативы»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ПРАВОВОЙ ИНИЦИАТИВЫ

МАЛЬКО Александр Васильевич, АГАБЕКОВА Людмила Григорьевна

Аннотация. В статье рассматривается законодательная инициатива как особая разновидность инициативы правовой. Проанализированы признаки, доказывающие специфику, присущую именно законодательной инициативе. Предложена система рекомендаций в целях усовершенствования права законодательной инициативы применительно к современному российскому законодательному процессу.

Annotation. In the article is discussed the legislative initiative, as a specific form of legal initiatives, analyzed the signs, proving the specificity inherent in the legislative initiative, proposed the system of recommendations to improve the right of legislative initiative in relation to the contemporary Russian legislative process.

Ключевые слова: инициатива, правовая инициатива, законодательная инициатива, право законодательной инициативы, субъекты права законодательной инициативы, законодательный процесс, правотворческая политика.

Keywords: initiative, legal initiative, the legislative initiative, the right of legislative initiative, subjects of legislative initiative, legislative process, law-making policy.

В современных условиях реформирования российского общества все большую роль играет социальная инициатива, которая выступает в качестве своеобразного «энергетического ресурса» проведения данных преобразований.

Инициатива (от лат. тШиш – начало) -почин, побуждение к началу какого-нибудь дела; руководящая роль в каких-либо действиях; предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям. Социальная инициатива – «понятие, обозначающее самостоятельно предпринимаемое субъектом из собственных побуждений социальное действие с целью эффективного решения сравнительно новым способом актуальной общественно значимой задачи»1.

Инициатива есть высшая форма и конкретное проявление активности личности, которую можно рассматривать как активность добровольную, самовоспроизводящую. Если активность в большей мере гетерономна и нуждается во внешних подкреплениях, то инициатива -преимущественно автономная активность, основывающаяся на внутренних силах. Если активность могут формировать как стимулирующие (например, поощрения, льготы, дозволения), так и ограничивающие (в частности, нака-

1 См.: Диалектика социальной инициативы. Минск, 1986.

зания, запреты, обязывания) средства (хотя последние, разумеется, в меньшей степени и к тому же с помощью страха, угрозы, принуждения), то инициативу формируют только стимулирующие элементы, связанные в основном с заинтересованностью, свободой, благоприятными условиями. «Что заставляет людей проявлять инициативу в том или другом деле, что лежит в основе инициативности? Видимо, прежде всего, их личная заинтересованность в этом деле. Незаинтересованный человек инициативы не проявляет. »2

Правовая же инициатива заключается в том, что субъекты имеют возможность своими целенаправленными правомерными действиями вызывать к жизни субъективные права и обязанности, изменять или прекращать их, достигать тех или иных юридических последствий3.

В условиях выстраивания правовой государственности только осознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической

2 См.: Диалектика социальной инициативы. С. 30.

3 См.: Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. 3-е изд., доп. и перераб. Saarbrucken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. С. 230 ;

Рыбаков В.А., Рыбаков В.В., Лошакова С.А. Правовая инициатива и гражданско-правовая активность: понятие, сущность, особенности, воспитательная функция // Юридическая наука. 2016. № 5. С. 93-97.

культуры смогут стать настоящей гарантией приоритета прав человека как высшей ценности по отношению к правам государства. Так же, как любой уважающий себя спортсмен должен ежедневно поддерживать соответствующую физическую форму и постоянно подтверждать высокие результаты, общество и каждый индивид ежедневно должны поддерживать свою «правовую форму» бытия, постоянно бороться за свои права, отстаивать справедливость, ибо правовое государство -это не столько результат, сколько процесс. Цель здесь не достигается автоматически, раз и навсегда. Данный уровень правовой жизни необходимо систематически поддерживать, отвоевывать у бесправия4.

Читайте также:
Амортизационные отчисления: что это такое, описание и особенности

Особая разновидность правовой инициативы – инициатива законодательная – является начальным звеном законодательного процесса и представляет собой официальное внесение управомоченным субъектом законопроекта в компетентный орган парламента.

В ч. 1 ст. 104 Конституции РФ определены субъекты, обладающие правом законодательной инициативы: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

Важно отметить, что, как следует из приведенного выше перечня субъектов законодательной инициативы, Конституция РФ предоставляет реальную возможность участвовать в федеральном законодательном процессе как главе государства, так и трем ветвям государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Мотивы наделения правом законодательной инициативы именно этих органов государственной власти и должностных лиц обусловлены вполне очевидным обстоятельством: они имеют самое непосредственное отношение к решению важнейших общегосударственных задач. Что же касается институтов гражданского общества, а также отдельных граждан, не наделенных данным правом, то они могут вносить инициативные законопроекты и предложения, как известно, только через посредников – уполномоченных на то обозначенных структур.

Кроме вышеназванного права вносить в соответствующий орган законопроекты субъекту законодательной инициативы принадлежат следующие правомочия: 1) право требовать рассмотрения своей инициативы; 2) право отстаивать положения проекта в законотворческом органе; 3) право отозвать свою инициативу. Правам и обязанностям субъекта законодательной инициативы соответствует комплекс прав и обязанностей законодательного органа: 1) обязанность по рассмотрению законопроекта или законодательного предложения; 2) обязанность требовать соблюдения положений регламента; 3) возможность возвращения проекта инициатору при несоблюдении последним регламента (возврат проекта является своего рода санкцией за невыполнение своей обязанности); право отклонять в ходе обсуждения представленный проект5.

Важнейшим субъектом права законодательной инициативы в Российской Федерации является Президент РФ. Законодательные предложения главы государства могут быть заявлены в качестве первоочередных, и это одно из главных преимуществ перед прочими субъектами законодательной инициативы. Федеральное Собрание, несмотря на то, что нынешняя Конституция РФ не предусматривает соответствующей статьи, ориентируясь на сложившуюся практику, как правило, рассматривает такие инициативы вне очереди. Будучи главой государства, Президент РФ обеспечивает взаимодействие и функционирование всех органов государственной власти и в связи с этим должен располагать преимущественной возможностью участия в законодательной деятельности.

На федеральном уровне процедура создания законов, в том числе и реализации права законодательной инициативы Советом Федерации, его членами, а также депутатами Государственной Думы, определяется регламентами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

В частности, депутаты, наделенные правом законодательной инициативы, пытаются претворить в жизнь наставления избирателей и иногда собственные идеи по вопросам государственной значимости. Однако, несмотря на то, что «слуги» народа часто являются самыми

4 См.: Малько А.В. Теория правовой политики. М., 2012. С. 60-61.

5 См.: Законодательная процедура: проблемы и пути со-

вершенствования (внесение проектов законов и их предварительное рассмотрение). М., 1993. С. 3.

«инициативными» субъектами, далеко не всегда в их инициативах заинтересовано общество. Так, вызывают недоумение следующие их законодательные инициативы, о которых все чаще пишет пресса: предложение об обязанности граждан произносить клятвы при первой выдаче паспорта; установление 50 %-й компенсации из федерального бюджета для граждан на занятия спортом; введение специального налога солидарности, который пойдет на развитие Крыма и Севастополя и т. п.

Как верно подмечено, современную парламентскую жизнь России в какой-то мере захлестнула волна законотворческих инициатив, как официальных, так и неофициальных («любительских», как иногда называют), так что законотворческий романтизм не такая безупречная в социальном плане вещь. Это достаточно эмоциональное явление, которое особенно остро воспринимается маргинальными слоями населения как нечто способное вмиг изменить ситуацию. Часто такая активность демонстрируется для поддержания депутатского «авторитета» по принципу «я ведь предлагал», но не решили. У населения создается впечатление, что законы всесильны, но кто-то не хочет их принять и использовать. Романтизм в деле законотворчества ведет к росту ложных законодательных инициатив, девальвирует уважение к закону, вводит

в заблуждение людей, вселяет веру во всесиль-

ность законодательных механизмов .

Что же касается инициативы со стороны законодательных (представительных) органов субъектов РФ, то Основной Закон государства не ограничивает право законодательной инициативы субъектов Федерации конкретными вопросами ведения.

Вместе с тем необходимо повышать эффективность законодательной деятельности субъектов РФ на федеральном уровне. Одним из путей здесь может стать институт консолидированной законодательной инициативы, выступающий своего рода формой установления правового партнерствам между законодательными органами разных этажей власти.

Читайте также:
Архивный фонд: что это такое, описание и особенности

К сожалению, данное направление совершенствования вышеназванной деятельности используется в недостаточной степени. Субъекты РФ пока пассивно ведут себя в сфере реа-

лизации права внесения консолидированных инициатив. Между тем в Концепции совершенствования взаимодействия Совета Федерации Федерального Собрания РФ с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ в федеральном законодательном процессе, утвержденной Советом палаты Совета Федерации 26 мая 2009 г., в качестве одного из направлений такого взаимодействия была названа совместная разработка проектов консолидированных законодательных инициатив.

Действительно, определенная координация между законодателями, работающими на федеральном и региональном уровнях, необходима. Именно поэтому председатель Государственной Думы и председатель Совета Федерации выступили инициаторами создания Совета законодателей, который позволяет анализировать общее состояние законодательства в России и вырабатывать единые подходы. В этот орган вошли руководители законодательных собраний всех регионов, главы ключевых комитетов Государственной Думы и Совета Федерации; он рассматривает законодательные инициативы региональных органов государственной власти, а затем либо рекомендует внести соответствующие законопроекты в Думу, либо направляет их на доработку, либо выносит заключение о нецелесообразности их внесения в парламент. Совсем недавно Государственная Дума, подчеркивая важность Совета законодателей, ввела в свой регламент поправку, которая предполагает, что при работе с законопроектами из субъектов Федерации ответственный комитет должен принимать во внимание результаты их рассмотрения в Совете. Не секрет, что раньше подавляющее большинство законодательных инициатив, с которыми выступали регионы, отклонялись Государственной Думой. Это происходило, в частности, потому, что многие инициативы рождались в период предвыборных кампаний и носили популистский характер или были недостаточно продуманы и просчитаны, или сформулированы не так, как того требуют параметры федерального законодательства. Теперь, направляя данные инициативы в Совет законодателей, можно доводить их до совершенства и в дальнейшем принимать через Федеральное Собрание7.

6 См.: Власенко Н.А. Кризисные тенденции в законотворчестве современной России // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 181-182.

7 См.: Исаев А. Совет законодателей // Рос. газ. 2015. 15 июля.

Правительство РФ, обладая правом законодательной инициативы, является субъектом, который способен весьма серьезно влиять на формирование правовой политики страны. Так, по мнению И.И. Шувалова, проекты федеральных законов Правительства РФ в основном носят базовый, определяющий для конкретных сфер деятельности характер, тогда как законопроекты, внесенные другими субъектами права законодательной инициативы, в основном касаются изменений и дополнений в действующие федеральные законы8. На сегодняшний день около 80 % законопроектов разрабатываются именно в стенах Правительства РФ (по сравнению с 1998 г. произошли кардинальные изменения участия Правительства РФ в федеральном законотворчестве, ранее на его долю приходилось около 20 % законодательных инициатив9).

Тем не менее такую ситуацию не всегда можно рассматривать как положительную. В наших современных бюрократических условиях чаще всего чиновники с помощью подобных законопроектов реализуют свои интересы в законах. Полагаем, что пока демократические процессы не станут реальностью на просторах России, говорить о том, что Правительство РФ «активничает» при разработке законопроектов на благо всего общества, преждевре-менно10. Таким образом, можно считать справедливым мнение о том, что именно «в правовом государстве основным субъектом права законодательной инициативы должно выступать правительство»11.

Кроме того, на данный момент весьма актуальна проблема неравнозначности статусов субъектов права законодательной инициативы. Правительство РФ, безусловно, выше по политическому весу и своим возможностям по сравнению, например, с депутатами Государственной Думы или главными судами страны.

Важное место в осуществлении права законодательной инициативы занимают высшие судебные органы. Вместе с тем ряд авторов считают, что вопрос об объеме права законо-

8 См.: Шувалов И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе : дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. С. 62.

9 См.: Исаков В.Б. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития // Журнал российского права. 2000. № 3. С. 28.

10 См.: Малько А.В. Теория правовой политики. С. 286.

11 См.: Крашенинников П.В. Федеральный законотворче-

ский процесс. М., 2001. С. 4.

дательной инициативы, принадлежащей судебной ветви власти на сегодняшний день, является спорным. В частности, В.Г. Ткаченко полагает, что Конституционный Суд РФ как орган, осуществляющий конституционный контроль, может оказать на законодателей определенного рода давление для проведения своих законопроектов12. Что касается законодательных инициатив высших судебных органов, то в сумме они составляют менее 1 % в области законотворчества по сравнению с другими субъектами права законодательной инициативы. Например, низка активность Конституционного Суда РФ в законодательном процессе в качестве субъекта права законодательной инициативы. После принятия Конституции РФ 1993 г. Конституционный Суд РФ лишь один раз выступил с законодательной инициативой принятия федерального конституционного закона (Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»), который действует по нынешний день.

Что касается предложений, высказанных в литературе по поводу наделения правом законодательной инициативы Генерального прокурора РФ и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, то считаем нужным поддержать данные инициативы. Это, несомненно, усилит законотворческий потенциал, создаст новые возможности для весьма важных государственных органов, будет содействовать повышению качества правотворческой деятельности.

Читайте также:
Аффекционная цена: что это такое, описание и особенности

Таким образом, законодательная инициатива есть особая разновидность правовой инициативы, специфика которой заключается в следующем: 1) субъекты ее прямо установлены в Конституции РФ (ст. 104); 2) она принадлежит органам государственной власти; 3) связана только с высшей формой правотворческой деятельности – законотворческой деятельностью; 4) сопряжена с процессом разработки законов, подготовкой их к принятию законодательными органами, введением в действие, отменой, внесением поправок, изменений и дополнений в соответствующие акты; 5) процедура законодательной инициативы прописана в соответствующих документах.

12 См.: Ткаченко В. Г. Федеральное Собрание Российской Федерации в законодательном процессе: содержание, проблемы и перспективы // Право и политика. 2001. № 2. С. 21.

1. Власенко, Н.А. Кризисные тенденции в законотворчестве современной России // Юридическая техника. – 2015. – № 9.

2. Диалектика социальной инициативы. – Минск, 1986.

3. Законодательная процедура: проблемы и пути совершенствования (внесение проектов законов и их предварительное рассмотрение). – М., 1993.

4. Исаев, А. Совет законодателей // Рос. газ. – 2015. – 15 июля.

5. Исаков, В.Б. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития // Журнал российского права. – 2000. – № 3.

6. Крашенинников, П.В. Федеральный законотворческий процесс. – М., 2001.

7. Малько, А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. – 3-е изд., доп. и перераб. – Saarbrucken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.

8. Малько, А.В. Теория правовой политики. – М., 2012.

9. Рыбаков, В.А. Правовая инициатива и гражданско-правовая активность: понятие, сущность, особенности, воспитательная функция / В.А. Рыбаков, В.В. Рыбаков, С.А. Лошакова // Юридическая наука. – 2016. – № 5.

10. Ткаченко, В.Г. Федеральное Собрание Российской Федерации в законодательном процессе: содержание, проблемы и перспективы // Право и политика. – 2001. – № 2.

11. Шувалов, И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе : дис. . канд. юрид. наук. – М., 2003.

Понятие и особенности предпринимательского права

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Ведение бизнеса невозможно без правовой грамотности предпринимателей. Хозяйствующие субъекты должны знать список своих прав и обязанностей, регламентирующих их деятельность нормативных документов. Эта информационная база понадобится для обеспечения правильного отражения операций в учете, соблюдения законности всех сделок. Без правового багажа знаний сложно самостоятельно разобраться в тонкостях взаимодействия с контролирующими органами и отстаивать свою позицию на разных уровнях.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательской деятельностью называют действия, направленные на извлечение прибыли из имеющихся в распоряжении ресурсов. Ресурсная база может быть сформирована из интеллектуальных способностей, имущественных активов. Предприниматель может создать свой бизнес-проект, основанный на оказании конкретных услуг или выполнении за вознаграждение работ.

ВАЖНО! Главные условия реализации предпринимательской деятельности – получение материальной выгоды, принятие рисков бизнеса и наличие официально присвоенного статуса коммерческой структуры или ИП. Для этого необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

Гражданское право предлагает идентифицировать предпринимательскую деятельность по такому набору признаков:

  1. Самостоятельность имущественного и организационного типов. Имущественная разновидность обособленности подразумевает наличие возможности распоряжаться собственным имуществом при реализации основной деятельности. Организационная самостоятельность возникает в момент принятия решений – это свобода выбора из нескольких путей развития того варианта, который предприниматель считает единственно верным (без учета мнения контролирующих и третьих лиц).
  2. Систематичность. Это означает, что предпринимательская деятельность должна осуществляться на постоянной основе без длительных простоев. Данный критерий проявляется в регулярном поступлении доходов и нацелен на постоянное получение прибыли.
  • Ответственность по рискам деятельности имуществом. Предприниматель отвечает за результаты своей работы имущественными активами. Для ИП норма распространяется на его личное имущество, для учредителей предприятий – на корпоративные объекты имущества.
  • Соблюдение формальных процедур. Реализация законного права ведения бизнеса на территории России возможна при условии проживания в стране осуществления хозяйственной деятельности и прохождения всех этапов легализации статуса коммерсанта. Прибыль от предпринимательства будет признаваться законной только в отношении зарегистрированных и поставленных на учет в ФНС ИП и юридических лиц.
  • Направленность на повышение уровня рентабельности проекта. Коммерческие деятели нацелены на извлечение максимальных материальных выгод. Прибыль – основная цель каждой проведенной операции.
  • СПРАВОЧНО! Убыточный бизнес также признается предпринимательской деятельностью. Такие проекты не могут приносить своим владельцам прибыль, но все этапы развития направлены на достижение точки безубыточности и постепенный выход на уровень получения прибылей и сверхприбылей.

    Для предпринимательской деятельности характерно наличие риска. Риски могут быть разных видов:

    • финансовыми;
    • организационного типа;
    • экономическими;
    • зависящими от субъекта хозяйствования или обособленными от его действий.
    Читайте также:
    Балансовый трансферт: что это такое, описание и особенности

    Риски способны положительно или отрицательно влиять на процессы в бизнесе. К некоторым из них руководители предприятий и ИП могут применять меры превентивного воздействия. Но невозможно бороться с проявлениями внешних рисков, такими как изменения в законодательной базе, форс-мажорные ситуации природного или техногенного происхождения. Предприниматель может попытаться максимально обезопасить себя, используя инструменты страхового рынка. Дополнительная мера воздействия – оптимизация системы контроля и управления внутри бизнес-структуры.

    К признакам предпринимательской деятельности относят профессионализм и пребывание в постоянном поиске ресурсов для развития бизнеса. Профессионализм подразумевает наличие опыта практического ведения коммерческой деятельности или хотя бы минимальной теоретической подготовки.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Профессионализм в качестве критерия идентификации предпринимательской деятельности применяется не ко всем направлениям хозяйствования. Этот критерий рассматривается среди основных при оценке работы лиц, занятых в проектах с условием обязательного лицензирования.

    Для предпринимателей всех типов важно постоянно мониторить окружающую обстановку, анализировать конкурентную среду и соотносить свои показатели с данными прямых конкурирующих субъектов. Для поддержания высокой планки рентабельности приходится систематически подбирать новые ресурсы для развития проекта. Ресурсами, которые могут дать основу для выхода на более высокий уровень прибыльности, могут быть:

    • денежные вливания;
    • создание собственной сырьевой базы;
    • модернизация оборудования;
    • обновление технологических линий;
    • повышение квалификации работников;
    • наработка собственной системы взаимодействия с контрагентами для формирования широкой базы лояльных и постоянных клиентов.

    Источники предпринимательского права

    Нормативно-правовое регулирование сферы предпринимательства осуществляется на уровне:

    1. Конституции.
    2. Кодексов.
    3. Федеральных законов.
    4. Подзаконных актов и постановлений.

    Для соблюдения рамок правового поля субъекты хозяйствования должны руководствоваться комплексом правовой документации. Процедура регистрации и финансовой деятельности, вопросы налогообложения раскрываются в Налоговом кодексе. Гражданский кодекс устанавливает правовой статус предпринимателей, обозначает круг их прав, функций, обязательств. Он оговаривает правила отнесения коммерсантов к той или иной категории бизнеса, устанавливает условия заключения сделок и порядок признания их действительности. Бюджетный кодекс регламентирует работу государственных структур и нюансы сотрудничества с ними коммерческих предприятий.

    Ответственность за нарушение финансовой, налоговой дисциплины или правонарушения иного типа для предпринимателей предусматривается в КоАП и УК РФ. Если у субъекта хозяйствования имеются наемные работники, то необходимо тщательно изучить положения Трудового кодекса. Нарушение любого из его пунктов чревато внеплановой проверкой ряда контролирующих органов и назначением штрафных санкций с возможной приостановкой деятельности.

    Перечень применяемых в деятельности предпринимателей федеральных законов зависит от направления бизнеса, формы хозяйствования и уровня конкуренции. Нормативные акты можно классифицировать по таким группам:

    1. Воздействующие на весь рынок или отдельные его сегменты с целью регулирования. В эту категорию входят законы, регламентирующие порядок действий в конкурентной среде, антимонопольное законодательство, устанавливающие порядок оборота ценных бумаг.
    2. Определяющие правовой статус участников предпринимательства в разрезе их типов (№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. для АО, № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. для МУП, № 41-ФЗ от 8 сентября 1996 г. для кооперативов, № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. для ООО).
    3. Правовое регулирование в разбивке по направлениям деятельности. Инвесторы и получатели инвестиций используют нормы закона от 25 февраля 1999 года под № 39-ФЗ, рекламные фирмы применяют закон № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г., аудиторам необходимо руководствоваться законом № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г., оценщики соотносят свои действия с положениями закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г.
    4. Для некоторых видов предпринимательства с узкой специализацией изданы собственные законы. Банковский сектор работает в соответствии с законом № 17-ФЗ от 3 февраля 1996 г.
    5. Документы, фиксирующие требования к предпринимателям и условиям ведения ими бизнеса. Для видов деятельности, подразумевающих наличие лицензии, издан закон № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. Регистрация и снятие с учета юридических и физических лиц проводится с учетом порядка, озвученного в законе № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. Этот документ содержит критерии признания статуса субъекта предпринимательства, оговаривает этапы и сроки регистрационных мероприятий, декларирует порядок взаимоотношений между контрагентами, между предпринимателем и контролирующими органами.

    НА ЗАМЕТКУ! Миссия уточнения и более глубокого раскрытия общих норм в правовом поле возлагается на указы, постановления и приказы государственных органов и высокопоставленных чиновников.

    Уточняющий характер для реализации учета в предпринимательстве носят положения о бухгалтерском учете (ПБУ). Они раскрывают детальную информацию о разных секторах учетных мероприятий, регулируют вопросы признания в учете активов, регламентируют процессы перемещения имущества, выбытия отдельных объектов. Их нормы полностью соотносятся с Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым кодексом.

    Область бухгалтерского учета содержит внушительное число приказов ФНС, Правительства, Минфина, постановлений, писем и разъяснений. Указания могут касаться сразу комплекса вопросов или отдельно взятого частного случая. Многочисленность таких правовых актов в сфере бухгалтерского и налогового учета обусловлена сложностью всех процессов, наличием широкого набора специфических условий работы.

    Читайте также:
    Индекс преступности: что это такое, описание и особенности

    ВАЖНО! Предприниматели не могут игнорировать нормы, озвучиваемые в положениях, разъяснениях и постановлениях. Это элементы правового регулирования, на них при возникновении конфликтной ситуации будут опираться судебные органы.

    На систему налогообложения влияют нормативные акты, издаваемые местными органами власти. Они распространяются на размер налоговых ставок по местным видам налогов, на систему организации отчетности по ним. Отраслевые стандарты и положения составляются для формирования инструкционного и методического материала. Эти сведения необходимы при разработке собственных форм первичной документации, оформлении локальных актов и регламентов (положение об охране труда, учетная политика предприятия и др.).

    Понятие и виды хозяйственных правоотношений

    Все субъекты предпринимательства в процессе своей деятельности вступают между собой в хозяйственные правоотношения. Это означает, что они взаимодействуют в рамках существующего правового поля, законодательная база создает критерии оценки действительности заключаемых сделок и правомочности реализации бизнес-проектов, регулирует разрешение коммерческих споров.

    Структура хозяйственных правоотношений представлена комплексом прав участвующих лиц, набором их обязательств и норм поведения, правилами взаимодействия с контрагентами. Права могут носить абсолютный и относительный характер:

    1. Правоотношения абсолютного типа касаются деятельности предпринимателя внутри своего бизнес-проекта. В эту категорию входит возможность самостоятельно распоряжаться своим корпоративным имуществом, вести бухгалтерский и налоговый учет, осуществлять калькуляционные расчеты.
    2. Правоотношения относительного типа затрагивают интересы сразу нескольких участников рынка в момент их взаимодействия. Права одной стороны коррелируются с обязанностями другого лица. Это проявляется в соблюдении условий договоров, заключаемых между разными субъектами хозяйствования.

    Для реализации функционала хозяйственных правоотношений характерно контактирование предпринимателей с государственными и муниципальными органами контроля и регулирования. Мониторинг и законодательная регламентация могут касаться таких объектов, как:

    • вещественные активы;
    • денежные ресурсы;
    • ценные бумаги;
    • осуществляемые действия участников рынка коммерции;
    • блага неимущественной разновидности, которые являются неотъемлемой частью конкретного бизнес-проекта (логотип, бренд, коммерческая тайна).

    Необходимо различать разные виды хозяйственных правоотношений, которые регулируются отдельными законодательными актами:

    • Отношения, затрагивающие право собственности. Это тип абсолютных правоотношений, которые наделяют предпринимателей правом пользоваться собственным имуществом без ограничений (в рамках действующих норм законов). Такой принцип позволяет сдавать в аренду имущественные активы, использовать их в качестве залога и передавать третьим лицам на возмездной или безвозмездной основе, эксплуатировать в производстве. Ограничение накладывается на использование активов для удовлетворения личных потребностей создателя бизнес-структуры.
    • Отношения абсолютно-относительного типа вещественного характера возникают в случаях передачи имущества в оперативное управление.
    • Абсолютные правоотношения неимущественного типа, затрагивающие сферу реализации хозяйственной деятельности. Норма предполагает предоставление предпринимателю возможности работать без негативного воздействия третьих лиц. При обнаружении влияния незаконных действий коммерческий субъект должен направить свои усилия на устранение этого факта.

    ПРИМЕР! Абсолютные правоотношения неимущественного типа возникают, если предприниматель ведет бизнес в строгом соответствии с нормами законодательства: обеспечивает правильность документооборота, ведения учета и составления отчетности со своевременной их сдачей в контролирующие органы. Срыв срока подачи отчета или сбой в любом другом сегменте деятельности может быть идентифицирован в качестве правонарушения. Ситуация должна быть исправлена самостоятельно или под влиянием проверяющих структур.

    Обязательственная разновидность правоотношений формируется при возникновении у одного из участников предпринимательской деятельности претензий по отношению к своему контрагенту. Требование может быть направлено на предоставление информации, передачу материальных ценностей или выполнение задекларированных в договоре работ.

    Предпринимателям и владельцам коммерческих организаций при возникновении хозяйственных обязательств необходимо проводить комплексную оценку таких правоотношений. Анализ включает в себя:

    • изучение причин, документальных и правовых оснований для возникновения обязательства;
    • идентификация участников сделки, повлекшей возникновение претензий;
    • содержание требований;
    • источники регулирования и разрешения возникшей ситуации с точки зрения правовой базы.

    Последний этап важен для определения правовой объективности предъявленных требований, законности претензий. Предприниматель при возникновении обязательств в процессе взаимодействия с другими субъектами хозяйствования должен рассматривать каждую сделку и требования как потенциальный источник правонарушения. Он должен на этапе проработки условий реализации договорных отношений обдумывать:

    • какие действия будут признаны правонарушением;
    • какие внешние факторы могут оказать существенное влияние на выполнение норм соглашения;
    • к каким последствиям приведет нарушение условий договора;
    • механизмы защиты бизнеса от негативного воздействия, основанные на правовых источниках правоотношений (разработка системы штрафов для контрагента за срыв договоренностей, применение инструментов страхового рынка).

    По составу участников правоотношений их деятельность может быть причислена к горизонтальному или вертикальному типу взаимодействия. При горизонтальных правоотношениях сделки заключаются между контрагентами. Основой их реализации являются закрепленные подписями договоры. Вертикальная система правоотношений в качестве одного из участников выдвигает контролирующий орган. Такие отношения характерны для предпринимателя и государственных структур, наделенных полномочиями контролировать деятельность бизнеса, оценивать степень ее соответствия правовым нормам.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: