Законодательная власть: что это такое, описание и особенности

Особенности законодательной власти

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и сущность законодательной власти

В системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок. Считается, что законодательная власть – это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка. Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательныз правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государтвенной власти. На первый взгляд, законодательная власть представляет собой реальное выражение воли социума. Однако далеко не всегда законодательные решения могут отвечать одновременно всем потребностям социума, который состоит из разных слоев и социальных групп, которые в свою очередь преследуют различные цели и ориентиры. В связи с этим можно говорить о том, что одной из основных целей законодательной власти при принятии решений является консолидация интересов различных представителей социума для того, чтобы найти компромиссное решение, правильно определяя приоритеты при его принятии.

Признаки законодательной власти

  1. Системность
  2. Набор фукнций и полномочий, которые зависят от реализации принципов демократизма и разделения властей
  3. Коллегиальность
  4. Представительство интересов, выборность

Особенности законодательной власти

Принцип разделения властей наделил каждую ветвь власти своей ролью, и, соответственно, своими целями, задачами и функциями. Можно выделить несколько особенностей, присущих законодательной ветви власти:

  • законодательная власть призвана формулировать и претворять в жизнь правила поведения;
  • по отношению к исполнительной и судебной ветвям власти, законодательная власть выполняет роль ориентира для них, предоставляя возможность продуктивно и качественно функционировать и взаимодействовать друг с другом;
  • кроме ориентирующей функции, законодательная власть реализует еще и контрольную, которая нацелена на то, чтобы, используя парламентский контроль, оценивать и проверять качество и своевременность реализации законов.

Готовые работы на аналогичную тему

Функции законодательной власти

1) законодательная функция. Сущность данной функции состоит в том, что законодательный орган имеет право издавать нормативные акты, которые наделены высшей юридической силой после конституций. Данное право имеет исключительный и вместе с тем универсальный характер. Законодательная функция рождает нормативный акт, который содержит в себе правило поведения, регулирующее ту или иную сферу общественных отношений в пределах полномочий государства или его субъекта.

2) представительская функция. Связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;

3) учредительная функция. Состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;

4) функция контроля и ответственности. Парламентский контроль призван не дать исполнительной власти занять главенствующую позицию и не дать институтам демократии стать более авторитарными. Контрольная функция может рассматриваться в широком и узком смыслах.Чаще всего данный вид контроля предполагает проверку деятельности государственных органов и возможность применения санкций. В более широком понимании в парламентский контроль входит право законодательного органа участвовать в формировании различных высших органов власти, что перекликается с учредительной функцией законодательной власти.

Контрольная функция проявляется в разных формах, например контроль парламентских органов, и контроль должностных лиц, не входящих в структуру парламента.

Структура федеральных органов законодательной власти в Российской Федерации

Федеральное собрание По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Исправление ошибок подробнее .

Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее . Вторая (нижняя) палата Федерального Собрания Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Федеральное собрание Российской Федерации подробнее . Она состоит из 450 депутатов. Полномочия Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума РФ подробнее определяются Конституцией Российской Федерации Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума Российской Федерации подробнее также может назначать и освобождать от должности ряд других высших чиновников в государстве ( Центральный банк России По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Центральный банк России подробнее , Счетная палата, Уполномоченный по правам человека По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Комитет по правам человека подробнее ). Дума вправе выдвигать обвинения против Президента (импичмент) и объявлять амнистию. Основная задача Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Депутат подробнее – принятие федеральных законов большинством голосов от общего числа депутатов. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Председатель Правительства ежегодно отчитывается перед Госдумой о своей деятельности и отвечает на ее запросы, при этом, в случае неудовлетворительной работы, она может выдвинуть ему вотум недоверия.

Читайте также:
Трасологическая экспертиза: что это такое, описание и особенности

Совет Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Порядок формирования Совета Федерации. подробнее . Верхняя палата Федерального Собрания. Каждый субъект федерации отправляет туда двух своих представителей. Один – от исполнительного органа власти (правительства области или республики), а другой от местного представительного органа власти (например, от областной Думы). СФ утверждает указы Президента о военном и чрезвычайном положении, назначает выборы Президента Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , участвует в изменении основного закона страны – Конституции, процедуре импичмента Президента, утверждает Председателя Счетной палаты. По представлению Президента Совет Федерации назначает судей высших судебных органов власти, утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации.

Законодательная власть: что это такое, что делает. структура кратко

  • Понятие законодательной власти
  • Система законодательной власти Российской Федерации
    • Совет федерации
    • Государственная дума
  • Что мы узнали?

Понятие законодательной власти

Законодательная система государства, в котором провозглашена демократия, основывается на деятельности законодательной власти. В большинстве стран органом, который её осуществляет, является парламент. Его решения обладают высшей юридической силой, так как в основу его деятельности положен принцип верховенства закона.

Узнаем, что делает парламент в рамках своих полномочий.

  • Разрабатывает законодательство.
  • Утверждает состав правительства.
  • Распределяет государственный бюджет.
  • Утверждает международные соглашения.
  • Вносит изменения в систему налогообложения.
  • Принимает решение по поводу объявления войны.

Рис. 1. Жан-Жак Руссо.

Система законодательной власти Российской Федерации

Законодательная власть в РФ осуществляется Федеральным собранием. В его состав входят две палаты — Совет федерации и Государственная дума. Кратко познакомимся с особенностями каждого органа власти.

Совет федерации

Верхней палатой парламента в России является Совет федерации. В его состав входит по два представителя (сенатора) от каждого субъекта страны. Таким образом в нём представлены интересы всех регионов. Помимо них, президент РФ полномочен назначать не более 30 членов СФ.

Совет федерации занимается решением важных вопросов, касающихся развития государства. В его полномочия входит, например:

  • утверждение указов действующего президента о введении чрезвычайного или военного положения;
  • определение границ между регионами;
  • вынесение решения о прекращении полномочий президента РФ;
  • назначение кандидата на должность генерального прокурора РФ;
  • назначение выборов президента.

Рис. 2. Заседание Совета федерации РФ.

Государственная дума

Государственная дума — нижняя палата Парламента РФ. Её структура состоит из 450 депутатов, выбранных в результате тайного голосования.

  • 225 человек из них избираются по одномандатным округам, то есть от каждого округа выдвигается один кандидат.
  • 225 членов избираются по федеральному округу в зависимости от количества голосов, отданных за партии. После подсчёта в процентном соотношении определяется число мест в Госдуме, выделенных для кандидатов от политической партии. Учитываются только те организации, которые смогли пройти через минимальный барьер (5 %).

Рис. 3. Государственная дума РФ.

  • не менее 21 года;
  • не имеющий гражданства в другой стране;
  • не хранящий деньги или другие ценности на счетах в зарубежных замках.

Состав Государственной думы РФ формируется сроком на 5 лет. В её полномочия входит:

  • утверждение председателя правительства РФ, его заместителей;
  • принятие федеральных законодательных актов;
  • заслушивание отчётов правительства;
  • назначение главы Центрального банка РФ;
  • объявление амнистии.

Что мы узнали?

Разделение властей на три ветви — важный признак демократического государства. В Российской Федерации законодательная власть представлена Федеральным собранием, которое состоит из Совета федерации и Государственной думы. Основной их задачей является принятие действующего законодательства.

Читайте также:
Требование об уплате налога

Особенности законодательной власти

Россия / Особенности законодательной власти

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту — Федеральному Собранию, состоящему из Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти. Правовой основой формирования и деятельности Совета Федерации являются Конституция РФ и Закон о порядке формирования Совета Федерации от 5 августа 2000 года.

В соответствии с этими актами Совет Федерации формируется путём делегирования. Представитель в Совете Федерации от законодательного собрания субъекта Федерации избирается этим представительным органом на срок его полномочий. Представитель от исполнительной власти субъекта назначается указом или постановлением высшего должностного лица субъекта Федерации с последующим утверждением этого назначения Законодательным собранием (в конце 2008 года Президент РФ внёс предложение об изменении порядка назначения членов Совета Федерации, который вступит в силу с 2011 года).

Совет Федерации утверждает или отклоняет законопроекты, принятые Государственной Думой.

К ведению Совета Федерации также относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение Указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооружённых сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов (ст. 102 п. 1).

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на 5 лет прямым всенародным голосованием. Возможно досрочное прекращение полномочий Государственной Думы Президентом РФ:

а) после трёхкратного отклонения ею представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ.

б) в случае повторного в течение трёх месяцев выражения недоверия Государственной Думой Правительству. В данных ситуациях Государственная Дума не может быть распущена Президентом РФ, если после её избрания не прошло одного года. Также она не может быть распущена в период рассмотрения выдвинутого против Президента РФ обвинения, «до принятия соответствующего решения Советом Федерации» (ст. 109 п. 4) и в период действия на всей территории страны военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Государственная Дума принимает законопроекты, которые для вступления в силу должны быть одобрены Советом Федерации и Президентом.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности (ст. 103 п. 1).

Согласно ст. 104 Конституции РФ, право законодательной инициативы принадлежит: Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации, Верховному суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Как правило, законопроекты предварительно готовятся в комитетах Государственной Думы.

Основные вопросы избирательной системы регулируются Федеральными законами «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Читайте также:
Перерегистрация ООО: что это такое, описание и особенности

В 1993 году при выборах депутатов Государственной Думы была введена смешанная мажоритарно-пропорциональная система. Часть депутатов избиралась по мажоритарной системе, а другая часть — по пропорциональной. Такая процедура применялась при выборах депутатов Государственной Думы РФ до 2003 года. При этом был установлен барьер для партий, не набравших 5 % голосов избирателей, принявших участие в выборах. Списки партий и объединений, набравшие меньшее количество голосов, не проходили в Государственную Думу, а их голоса перераспределялись между победителями.

В 2005 году избирательная система РФ существенно изменилась. Выборы Государственной Думы стали проводиться на пропорциональной основе и только по партийным спискам. При этом новое избирательное законодательство установило более высокий барьер для прохождения в парламент, подняв его с 5 % до 7 %. Выборы Государственной Думы РФ по этому законодательству состоялись в декабре 2007 года.

В 2009 году по инициативе Президента РФ Д. А. Медведева внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие гарантии представительства в Государственной Думе политических партий. Согласно этим изменениям, по результатам выборов в Государственную Думу федеральному списку партии, получившей от 6 до 7 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, передаются два депутатских мандата. При этом список, набравший от 5 до 6 %, получает один депутатский мандат. Депутат, получивший мандат в соответствии с этой нормой, согласно думскому регламенту, имеет право наравне с представителями фракций в Государственной Думе предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется нижней палатой парламента. Такой депутат также имеет право на выступление в Государственной Думе, получение и распространение материалов и документов, участие в работе Совета Думы. При этом такие права принадлежат только одному депутату из двух получивших мандат. Кроме того, политической партии, федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат, предоставляется право регистрации кандидатов на выборах разного уровня без сбора подписей избирателей. Согласно закону, указанный депутат не может входить ни в одну из думских фракций. Он может быть членом только той партии, от которой он был избран членом нижней палаты парламента.

По мажоритарной системе избирается Президент РФ, а также президенты республик в составе РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти, органы местного самоуправления и главы администраций.

На федеральном уровне выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ.

Организацией выборов занимаются избирательные комиссии. На них возлагаются подготовка и проведение выборов, реализация и защита избирательных прав граждан, контроль за их соблюдением. В систему избирательных комиссий входят: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии принимают решения о допуске партии и кандидатов к выборам. Они осуществляют подсчёт голосов и подводят итоги голосования. Начиная с 2003 года избирательные комиссии подвергаются резкой критике со стороны большинства участников выборов. Критики оценивают избирательные комиссии как часть так называемого «административного ресурса», то есть использования полномочий чиновников в интересах той или иной партии (с 2003 года преимущественно «партии власти», как оппозиция характеризует «Единую Россию»).

В соответствии с законом при подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →

Тема 15 Законодательная власть

15.1. Структура Федерального Собрания, состав и порядок формирования его палат

Законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Как и предыдущие конституции России, действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента — Федеральное Собрание состоит их Совета Федерации и Государственной Думы, однако современная двухпалатность (бикамеральность) принципиально отличается от прежней. Компетенция палат строго разделена, круг полномочий каждой из палат четко очерчен непосредственно в Конституции РФ, и свои полномочия палаты осуществляют исключительно на самостоятельных (раздельных) заседаниях. Совместные заседания палат возможны в трех случаях: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств, при этом никаких решений на таких совместных заседаниях не принимается.

Читайте также:
Как оформить развод?

Таким образом, в Конституции РФ не устанавливается компетенция Федерального Собрания (закреплена компетенция только его палат), невозможны решения Федерального Собрания (возможны решения только Государственной Думы и решения Совета Федерации). В то же время Федеральному Собранию присуще единство правовой природы: единственным законодательным и представительным органом Российской Федерации является именно Федеральное Собрание (а не Государственная Дума или Совет Федерации), в качестве постоянно действующего органа определено также Федеральное Собрание, а не одна из палат, законы являются результатом деятельности обеих палат, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают одинаковым статусом и т. д.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года непосредственно избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов регламентируется Федеральным законом от 20.12.2002 № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» с изм. и доп.

Выборы проводятся с использованием смешанной избирательной системы: половина депутатов (225) избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина — в едином федеральном избирательном округе по пропорциональной избирательной системе (по партийным спискам) с установлением 7 %-го заградительного барьера (ранее он определялся в 5 %) на основе принципа естественной квоты с применением правила наибольшего остатка (наибольшей дробной части). В настоящее время в стадии рассмотрения находится президентский законопроект, предусматривающий переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по пропорциональной избирательной системе.

Требования к активному избирательному праву на парламентских выборах — те же, что и на выборах Президента РФ, а требования к пассивному избирательному праву (к кандидатам в депутаты) — более мягкие: депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 21 года и не лишенный избирательных прав. Ограничений по количеству переизбраний для депутатов Государственной Думы не устанавливается.

Выборы, по общему правилу, назначаются Президентом РФ, а если он эту обязанность не выполняет, — то Центральной избирательной комиссией РФ (ЦИК), на первое воскресенье месяца, в котором истекает установленный срок полномочий Государственной Думы предыдущего состава.

Право выдвижения кандидатов в одномандатных округах принадлежит политическим партиям (избирательным блокам) и самим гражданам в порядке самовыдвижения; списки кандидатов в федеральном избирательном округе могут выдвинуть исключительно политические партии (избирательные блоки). Регистрация выдвинутых кандидатов осуществляется окружными избирательными комиссиями на основе представленных подписей избирателей в поддержку кандидата или внесения избирательного залога. Подписей должно быть представлено не менее 1 % от количества избирателей округа (если в округе зарегистрировано менее 100 тыс. избирателей — то не менее 1 тыс. подписей). Избирательный залог составляет 15 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата (на выборах 2003 г. эта сумма была установлена в 6 млн руб., следовательно, размер избирательного залога составлял 900 тыс. руб. Регистрация федеральных списков кандидатов осуществляется ЦИК также на основе представленных подписей или внесения избирательного залога, однако требования здесь более жесткие: подписей в поддержку списка, выдвинутого политической партией (избирательным блоком), должно быть представлено не менее 200 тыс. (при этом на один субъект РФ может приходиться не более 14 тыс. подписей, т. е. партийный список должен получить предварительную поддержку избирателей как минимум в 15 регионах), а размер избирательного залога (также 15 %) исчисляется от предельной суммы всех расходов избирательного фонда партии (блока) (на выборах 2003 г. она была установлена в размере 250 млн руб., следовательно, сумма избирательного залога составляла 37,5 млн руб.).

Результаты выборов по единому федеральному избирательному округу устанавливает ЦИК, а по одномандатным округам — окружные избирательные комиссии. Общие итоги выборов устанавливает и публикует ЦИК. На первое заседание вновь избранная Дума собирается на 30-й день после избрания (если Президент РФ не соберет заседание ранее), и именно с начала работы Государственной Думы нового созыва прекращаются полномочия Государственной Думы прежнего созыва.

Читайте также:
Жалованная грамота: что это такое, описание и особенности

Полномочия Государственной Думы могут быть прекращены Президентом РФ досрочно в трех случаях (все они связаны с преодолением возможного правительственного кризиса и являются частью системы «сдержек и противовесов»):

1) после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);

2) в случае повторного (в течение трех месяцев) выражения недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);

3) в случае однократного отказа в доверии Правительству РФ при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Во втором и третьем случаях роспуск Государственной Думы не является безальтернативным: Президент РФ может и объявить об отставке Правительства РФ. Конституция РФ устанавливает и ограничения для роспуска Государственной Думы: даже при наличии указанных оснований Государственная Дума не может быть распущена в пяти случаях (ч. 3 ст. 92, ч. 3–5 ст. 109 Конституции РФ):

1) в течение первого года после ее избрания;

2) с момента выдвижения обвинения против Президента РФ (в рамках процедуры отрешения последнего от должности) до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;

5) исполняющим обязанности Президента РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ или ЦИК назначает внеочередные выборы, с тем чтобы вновь избранная Дума приступила к работе не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Конституция РФ содержит лишь отправные моменты, касающиеся состава и порядка формирования Совета Федерации — верхней палаты Государственной Думы. В нем представлены все субъекты РФ на паритетных началах: по два представителя, при этом один от представительного, а другой — от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (таким образом, при нынешнем составе Российской Федерации численный состав Совета Федерации — 178 членов).

Порядок формирования Совета Федерации за непродолжительный срок функционирования Конституции РФ 1993 г. уже дважды изменялся: первый состав Совета Федерации в 1993 г. был сформирован посредством прямых выборов в субъектах РФ сроком на два года; с 1995 г. в состав Совета Федерации по должности входили глава региона и председатель законодательного органа субъекта РФ. В настоящее время Совет Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с Законом представитель от законодательного органа субъекта РФ избирается законодательным органом на срок полномочий этого органа (а если региональный парламент двухпалатный, то представитель от законодательного органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока ее полномочий), а представитель от исполнительного органа субъекта РФ назначается главой региона (но при условии отсутствия возражения законодательного органа, которое может быть выражено 2/3 голосов от общего состава парламента региона). Соответствующие органы государственной власти субъекта РФ должны осуществить избрание (назначение) «своего» представителя в Совете Федерации в 3-месячный срок после формирования (наделения полномочиями).

После внесения изменений в Федеральные законы «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» и «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» в декабре 2004 г. (Федеральный закон от 16.12.2004 № 160-ФЗ) существенно изменился порядок досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации — в настоящее время региональные органы государственной власти не вправе досрочно прекратить полномочия назначенного (избранного) ими члена Совета Федерации по своему усмотрению, соответствующие решения могут быть приняты только по представлению Председателя Совета Федерации (процедура досрочного прекращения полномочий членов верхней палаты парламента такая же как и процедура их назначения или избрания).

Читайте также:
Как оформить дарение квартиры от брата, если он за границей?

Руководят деятельностью Совета Федерации и Государственной Думы председатели палат и их заместители, которые избираются на заседаниях палат. Внутреннюю структуру (набор и компетенция комитетов, подкомитетов и комиссий) процедурные нормы палаты определяют самостоятельно, в частности в принимаемых каждой палатой регламентах.

Читайте также

§ 5. Власть и средства властвования. Что такое власть? В чем ее отличие от права?

§ 5. Власть и средства властвования. Что такое власть? В чем ее отличие от права? I. Власть как факт. Рассмотрим сперва власть как отношение фактическое. Существует власть экономическая (например, хозяина над работником); политическая (правящих над управляемыми);

1.1 Законодательная власть в системе публичной власти и правопорядок: понятие, сущность, соотношение

1.1 Законодательная власть в системе публичной власти и правопорядок: понятие, сущность, соотношение Конституция РФ в числе основ конституционного строя закрепляет принцип народовластия, предполагающий создание соответствующей современным реалиям системы власти,

Тема 1 Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации

Тема 1 Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации Вопрос 1. Государственное управление: понятие, виды, признаки, функцииРазличными кодифицированными словарями управление понимается как функция организованных систем, обеспечивающая

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 1.1. Управление: понятие, признаки, видыУправление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате

Законодательная власть

Законодательная власть С точки зрения конституционной доктрины, законодательная власть в Индонезии представлена двумя высшими государственными органами — Народным консультативным конгрессом (НКК) и Советом народных представителей (СНП).Согласно конституции 1945 г.,

24. Конгресс, президентская власть, судебная власть США

24. Конгресс, президентская власть, судебная власть США Конгресс США состоит из двух палат: Сената и Палаты представителей.Именно Конгрессу как высшему органу государства принадлежат полномочия законодательной власти.Состав Конгресса США избирается тайным прямым

33. Конгресс, президентская власть, судебная власть США

33. Конгресс, президентская власть, судебная власть США Все полномочия законодательной власти принадлежат органу народного представительства – Конгрессу США, состоящему из двух палат: Сенат и Палата представителей. Обе палаты избираются на основе всеобщих, прямых,

49. Законодательная, исполнительная и судебная власть Германии

49. Законодательная, исполнительная и судебная власть Германии Парламент ФРГ фактически состоит из двух палат: нижней – Бундестага и верхней – Бундесрата. Бундестаг олицетворяет весь народ, проживающий на германской территории, депутаты избираются всем населением

87. Законодательная, исполнительная и судебная власть

87. Законодательная, исполнительная и судебная власть Законодательная власть осуществляется однопалатным Народным собранием (Парламент), избираемым гражданами по смешанной избирательной системе сроком на 5 лет. Народное собрание должно включать не менее 350 избранных и

91. Законодательная, исполнительная, судебная власть

91. Законодательная, исполнительная, судебная власть Законодательным органом федерации является Национальный конгресс. Он состоит из Палаты депутатов и Сената.Палата депутатов избирается на четыре года по пропорциональной избирательной системе. В результате

ЗАКОННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ..-Кто это? Его права и обязанности в суде? Какой НПА его регламентирует.

ЗАКОННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ..-Кто это? Его права и обязанности в суде? Какой НПА его регламентирует.

Ответы на вопрос:

Законный представитель — лицо, правомочное выступать в защиту прав и законных интересов других граждан, которые либо недееспособны или ограниченно дееспособны, либо в силу своего возраста или физического состояния не могут лично осуществлять свои права и обязанности, а также в защиту прав и законных интересов юридического лица.

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица могут быть его родители, усыновители, опекуны или попечители.

КоАП РФ, Статья 25.3. Законные представители физического лица

1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

Читайте также:
Как отказаться от алиментов и отцовства?

2. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

4. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Права и обязанности могут осуществляться лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

В том случае, когда совершение действий представителя обусловлено предписанием закона, речь идет о законном представительстве.

– законным представителем несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет являются родители, усыновители, попечители (ст.26 Гражданского кодекса РФ (часть первая), ст. 64 Семейного кодекса РФ);

– автора, опубликовавего свое произведение анонимно или под псевдонимом – издатель (ст.1265 Гражданского кодекса РФ (часть четвертая));

– судовладельца и грузовладельца – капитан судна (ст. 71 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст. 30 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации);

– общества с ограниченной ответственностью – единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) (ст.40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”)

Права и обязанности законных представителей в суде определяются соответствующим процессуальным законодательством.

Так, согласно ст. 59 АПК РФ дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций.

Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами (ч. 1 ст. 61 АПК РФ).

​​Законный представитель несовершеннолетнего

Действовать от имени ребенка при судебном процессе, поступлении в ВУЗ, сделках с недвижимостью могут только взрослые. Прямую формулировку о том, кто такой законный представитель для несовершеннолетнего российское законодательство не дает. В ст. 64 СК РФ указано, что представлять интересы детей могут родители или лица, назначенные органами опеки.

Для чего нужен законный представитель несовершеннолетнего лица?

На законного представителя возлагается защита интереса подопечного в ситуациях, где он не сможет постоять за себя. Родитель, официальный опекун или попечитель чаще всего:

  • защищает ребенка, действуя исключительно в его интересах;
  • является распорядителем наследства, принятого в распоряжение на основании закона или завещания;
  • представляет ребенка при образовательном, воспитательном процессе, которые находятся под контролем государства;
  • выступает в качестве доверенного лица при осуществлении сделок;
  • несет ответственность за правонарушения несовершеннолетнего.

Опекун или иной представитель не имеют права возлагать обязанность образования и воспитания несовершеннолетнего на третью сторону.

Законодательный аспект

Понятие законного представительства связано с дееспособностью ребенка. По этой причине несколько законов уточняют нюансы статуса:

  1. Понятие дееспособности подростков. Законные представители для несовершеннолетнего, как поясняет ст. 28 ГК РФ, должны одобрять гражданские поступки ребенка. Исключение составляют интеллектуальное и авторское право, эмансипация относительно трудоустройства и вступление в брак.
  2. Защита детьми своих прав. Это указано в ст. 52 ГК — лицо, достигшее 14 лет, может отстаивать свои гражданские права в присутствии попечителя.
  3. Родительское право и опекунство. Подробно прописывается в ст. 64 СК.
  4. Уголовное преследование. Совершение уголовного преступления лицом от 14 лет предусматривает, согласно ст. 48 УК, его защиту законным представителем.
  5. Письменное согласование сделок. На основании п. 1 ст. 26 ГК опекун или родители могут оспаривать сделки несовершеннолетнего лица (14-18 лет), заключенные без их согласия.
  6. Соблюдение имущественных прав ребенка. В ч. 3 ст. 37 ГК отмечено, что при разделе наследства должны соблюдаться интересы малолетнего.
  7. Представительство в исполнительном производстве. Основание для участия законного представителя — п. 3 ст. 51 ФЗ № 229.
Читайте также:
Место семейного кодекса в законодательной системе Украины

Кто является законным представителем несовершеннолетнего в уголовном производстве

Согласно ч. 1 ст. 20 УК уголовная ответственность возлагается на лицо, достигшее на момент преступления 16 лет. В ч. 2 ст. 20 УК указан состав преступлений, за которые наказываются граждане с 14 лет.

На основании ст. 48 УК РФ законный представитель для ребенка, совершившего преступление — это усыновители, опекуны, родители и попечители. Привлечь данных граждан к участию в уголовном процессе может только следователь по постановлению. У представителя есть право присутствия на заседаниях, допросах.

В ходе судебного процесса он может знакомиться с материалами, составлять жалобы и ходатайства, собирать и предоставлять доказательства невиновности подопечного в уголовном преступлении.

Особенности действий при допросах

Представители несовершеннолетнего лица при уголовном производстве обязаны защищать его интересы и права. При допросах ответственные граждане имеют следующие полномочия:

  • получают информацию о деталях и нюансах дела;
  • присутствуют при обвинении;
  • изучают процессуальные акты и вносят от своего имени корректировки;
  • находятся рядом с подопечным, когда он дает показания;
  • предоставляют поясняющие материалы.

Отстранить от участия в деле законного представителя может только суд. Основанием будут действия лица, направленные не на защиту ребенка. Судебные органы могут назначить для обвиняемого другого представителя.

Документ, удостоверяющий положение законного представителя

Для представления интересов детей родитель, опекун или усыновитель должны иметь следующие документы:

  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего;
  • внутренний паспорт гражданина РФ
  • удостоверение опекуна;
  • свидетельство, подтверждающее факт усыновления или судебное решение;
  • решение, которые выдали органы опеки.

Кто может стать законным представителем ребенка в 2021 году

Согласно ч.1 ст. 64 СК обязанности в качестве законных представителей после появления ребенка свет выполняют родители несовершеннолетнего. В 2021 году мать и отец приобретают данный статус после внесения записи в свидетельство о рождении и отметки в паспортах.

Если родители умерли или лишены своих прав, обязательства законного представителя возлагаются на:

  • попечителя — назначается для детей от 14 до 18 лет;
  • опекуна — назначается для детей до 14 лет.

Лица, которым требуется данный статус, обращаются в органы опеки по месту прописки несовершеннолетнего и предоставить документы. ООП рассматривают заявление, одобряют кандидатуру. После положительного ответа представителю выдают акт и документацию ребенка:

  • свидетельство о рождении;
  • сведения о родителях;
  • документы о праве собственности на недвижимость;
  • опись имущества.

После получения бумаг граждан получает право представлять интересы ребенка и защищать его в различных инстанциях.

Заменяют ли родителей родственники?

Семейное законодательство устанавливают, что лица без прямой кровной связи не исполняют обязанности родителей малолетних. Но в случаях тяжелой болезни родителей, их длительной работы за рубежом или командировке родственники могут их заменить на основании доверенности.

О правах законного представителя несовершеннолетнего лица

Рассмотреть, какие права есть у законного представителя, можно на примере участия несовершеннолетнего в уголовном производстве. Гражданин может:

  • посещать допросы;
  • контролировать соблюдение прав лиц, не достигших 18 лет;
  • присутствовать на заседаниях и слушаниях;
  • понимать и разъяснять ребенку, в чем его обвиняют;
  • своевременно подавать отводы и ходатайства;
  • получать извещения и знакомиться с ними;
  • нанимать адвоката и сотрудничать с юристом;
  • подписывать документы от имени ребенка.

Судебный процесс, в котором участвует несовершеннолетний и опекун, имеет ряд сложностей.

Категория специальных прав

Специальные права приобретаются законным представителем ребенка с аналогичным гражданствам. В данную категорию входят:

  • участие во всех сделках подопечного возрастом от 14 до 18 лет;
  • выдача письменного разрешения на юридически значимые действия;
  • согласие на ответы несовершеннолетнего при допросах;
  • принятие или сохранение наследства в пользу ребенка;
  • предоставление согласия полиции на опрос подопечного;
  • предотвращение запугивания, издевательства или насильственных действий над малолетним;
  • защита прав ребенка, привлеченного к административной ответственности.
Читайте также:
Уголовная статистика: что это такое, описание и особенности

Вопросы и ответы

Приобретение статуса законного представителя связано с несколькими сложностями. У претендентов на представление интересов ребенка может возникнуть ряд вопросов.

Может ли бабушка являться законным представителем ребенка, если она проживает вместе с ним?

На основании п. 2 ст. 64 СК живые дееспособные родители представляют ребенка в отношениях с юридическими и физическими лицами, судами. Они являются законным гарантом соблюдения прав детей по умолчанию.

Бабушка в этом случае не может представлять интересы, даже при проживании вместе с несовершеннолетним. Исключение составляют длительное отсутствие или болезнь родителей. В этих случаях на бабушку оформляется доверенность.

Является ли отчим законным представителем ребенка?

Отчим, официально вступивший в брак с матерью, с юридической точки зрения, не будет родным или близким человеком для ребенка. Он наделяется статусом представителя только после процедуры усыновления или удочерения.

Кто является представителем ребенка-сироты, обучающегося в техникуме?

На основании ст. 123 СК ребенок без родителей, попечителей или опекунов, поступивший в техникум, обязан обратиться в органы опеки и попечительства. Они будут временно представлять интересы данного лица.

Если несовершеннолетний проживает в общежитии техникума, занимающегося воспитанием и обучением сирот, законным представителем будет учебное заведение.

Законный представитель для ребенка, поступающего в ВУЗ, колледж, техникум

Если ребенок поступает в учебное заведение, его представитель пишет заявление от своего имени. Сотрудникам ВУЗа или колледжа также предъявляются удостоверение личности, подтверждение степени родства или факта попечительства.

В ст. 44 ФЗ № 273 указано, что у законного представителя есть право выбора образовательного заведения с учетом пожеланий подопечного и рекомендации медико-педагогической экспертизы. Опекун должен вникать в программу обучения, следить за оценками и успеваемостью, поддерживать ребенка, соблюдать правила учебного заведения.

Когда права и обязанности законного представителя прекращаются?

Ответственность, возложенная на законного представителя для несовершеннолетнего, прекращается в случаях:

  • совершеннолетия подопечного — с 18 лет;
  • заключения лицами от 14 лет официального брака;
  • получения гражданами от 16 лет первой коммерческой прибыли.

Условием прекращения представительства также является психическая дееспособность ребенка.

Законный представитель лишается статуса, если он действует во вред подопечному. В рамках уголовного или исполнительного производства лицу грозит отстранение от дела и штраф в размере 1,5 тыс. руб.

Что такое юридическое представительство?

Специальный правовой статус представительства похож на статус родителя или лица, которое его заменяет. Юридическое представительство важно в процессуальном или материальном плане — сделках несовершеннолетнего или его ответственности за ущерб.

К признакам юридического представительства относятся:

  • отсутствие статуса законного представителя;
  • вступление в юридические отношения от имени ребенка;
  • законодательно ограниченные полномочия;
  • договорные правовые отношения;
  • отсутствие коммерческой составляющей;
  • безотзывность полномочий.

Юридический представитель может действовать от имени недееспособного малолетнего, соблюдая и отстаивая его интересы.

Российское законодательство определяет, что стать законным представителем ребенка может усыновитель, опекун, кровный родственник. При отсутствии вышеуказанных лиц органы опеки могут назначить ответственного. Этот человек заботиться о несовершеннолетнем, отвечает за его действия.

Представительство лица

Представительство – совершение одним лицом (представителем) в пределах имеющихся у него полномочий сделок и иных юридических действий от имени и в интересах другого лица (представляемого).

Представительство и Гражданский кодекс

Согласно статье 182 ГК, сделка, совершаемая представителем на основании его полномочий, непосредственно создаёт, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Таким образом, представительство – форма гражданско-правовых отношений, имеющая ряд признаков:

совершается от имени и в интересах представляемого;

операции, совершаемые представителем, фактически являются действиями представляемого, и правовые последствия наступают именно для представляемого;

все действия совершаются в пределах определенных полномочий.

Стороны в отношениях представительства

В отношениях представительства принято различать три стороны:

Представляемый – лицо, от имени и в интересах которого представитель совершает действия;

Представитель – лицо, совершающее сделки или иные правомерные юридические действия от имени другого лица по его полномочию;

Третье лицо – лицо, с которым у представляемого возникает правовая связь благодаря действиям представителя.

Читайте также:
Валютное законодательство: что это такое, описание и особенности

Субъектами представительства вправе быть как граждане, так и юридические лица.

Однако, если представляемыми могут быть дееспособные и недееспособные граждане, то представителями могут быть лишь дееспособные граждане.

В качестве третьего лица, с которым представляемый с помощью представителя заключает гражданско-правовую сделку либо совершает иное юридическое действие, может выступать также любой субъект гражданского права.

При этом правовые связи при представительстве устанавливаются в виде следующих отношений:

между представляемым и представителем;

между представителем и третьим лицом;

между представляемым и третьим лицом.

Виды представительства

Представительства делятся на:

добровольное представительство на основании доверенности;

добровольное представительство на основании договора;

обязательное представительство на основании закона;

обязательное представительство на основании административного акта.

Добровольное представительство на основании доверенности

Добровольное представительство возникает на основании соглашения между представляемым и представителем. При этом объем полномочий представителя, устанавливаемый представляемым, может быть оформлен специальным документом в виде доверенности или в виде верительного письма.

Добровольное представительство на основании договора

Представительство, основанное на договоре, является добровольным.

Это означает, что представительство возникает по воле представляемого, который определяет представителя и наделяет его соответствующими полномочиями.

Кроме этого, на совершение юридических действий от имени представляемого требуется согласие самого представителя. Между представляемым и представителем заключается договор, определяющий их взаимоотношения. На практике обычно заключается договор поручения.

Следует отметить: если стороной такого договора становится лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательства, то возникает так называемое коммерческое представительство (ст. 184 ГК). При этом полномочия коммерческого представителя должны быть прямо указаны в договоре, заключаемом в письменной форме, либо в выдаваемой доверителю представляемым доверенности.

Для представительства перед третьими лицами представляемый обычно выдает представителю особый письменный документ, именуемый доверенностью.

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК).

Таким образом, доверенность – это документ, фиксирующий полномочия представителя на совершение сделки. Она адресуется третьим лицам и служит для удостоверения полномочий представителя перед ними. Иными словами, благодаря доверенности полномочия представителя на совершение той или иной сделки становятся очевидными для третьего лица.

По общему правилу, доверенность может выдаваться только дееспособными гражданами. Доверенности от имени малолетних и от имени недееспособных граждан выдают их законные представители.

Обязательное представительство на основании закона

В ряде случаев представительские отношения осуществляются на основании закона.

Поэтому данный вид представительства часто называют представительством законным.

Полномочия законного представителя имеют три обязательных признака:

возникают помимо воли представляемого;

полномочия и их границы устанавливаются законом;

представляемый не участвует в регулировании действий своего представителя.

Так, например, законными представителями малолетних детей являются их родители, полномочия которых основываются на фактах материнства и отцовства.

Аналогичную роль играют усыновление, установление опеки и ряд других юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение представительства.

Особенностями законного представительства являются, во-первых, то, что законное представительство осуществляется независимо от волеизъявления представляемого и, во-вторых, то, что полномочия законного представителя устанавливаются строго на законодательном уровне.

Обязательное представительство на основании административного акта

Под представительством, основанном на административном акте, понимается такое представительство, при осуществлении которого представитель обязан действовать от имени представляемого на основании административного акта (распоряжения) представляемого.

Чаще всего административное представительство возникает тогда, когда юридическое лицо утверждает приказ о назначении сотрудника компании на должность, связанную с осуществлением определенных представительских функций.

Например, работники фирмы наделяются полномочиями при заключении торговых сделок, представительстве в суде, составлении юридических актов, для получения товарно-материальных ценностей и т.д.

Полномочия представителя в этом случае устанавливаются в силу изданного административного акта либо вытекают из должностной инструкции сотрудника компании.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: