Земская управа: что это такое, описание и особенности

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

Земская реформа 1864 года

После крестьянской реформы 1861 г. в экономической структуре России произошли связанные с этим изменения. Невозможно было приспособить старую политическую систему к новым условиям. Областная жизнь управлялась директивами из центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям.

История

Земская реформа 1864 г. имеет историю, уходящую к правлению Александра I, когда он заказал Сперанскому проект системы самоуправления. Сперанский справился с задачей: он создал проект системы самоуправления, ориентированный на нужды населения. Схематично это выглядело так: внизу — волостные думы. Избиратели отбираются не по сословному принципу, а по имущественному цензу. На собраниях избираются делегаты в уездную думу. Уездные думы выбирают делегатов в губернию; губернские — делегатов в Государственную думу.

Но в реформе Александра II данный проект претерпел значительные изменения: например, не было волостных дум, где должно было преобладать крестьянство, не было и Государственной думы – земство кончалось на уровне губернии и, таким образом, не было преемственности, хотя именно это подразумевалось: главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учёта местной специфики.

Г. Мясоедов “Земство обедает”

Но власть не хотела делиться властью и ограничивала земство только определенными задачами, о чем мы скажем ниже. Общие вопросы жизни страны затрагивать земствам запрещалось вплоть до роспуска собрания при нарушении этой установки.

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях»

Задачи организации местного самоуправления должны были решить земская и городская реформы. В соответствии с «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. в уездах и губерниях создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы — выборные, на началах бессословности.

Схема выборов в земства

Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Курия — особые разряды, на которые делились избиратели по имущественному, национальному, расовому и другим признакам в дореволюционной России при выборах. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 десятин земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или другого недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии.

Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание.

Как видим, формально земские учреждения состояли из представителей всех сословий, но избирательное право обусловливалось имущественным цензом. Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства. Создавались также исполнительные органы – губернские и уездные земские управы. Земства не имели политических функций и не обладали исполнительной властью, они решали в основном хозяйственные вопросы: содержание путей сообщения; строительство и содержание школ и больниц; наем врачей и фельдшеров; устройство курсов для обучения населения и устройство санитарной части в городах и деревнях; «попечение» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечение народного продовольствия, забота о скотоводстве и птицеводстве; взимание налогов на местные нужды и т. п. Но и в этих пределах они контролировались губернаторами и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.

Гравюра по рисунку К. Трутовского «Земское собрание в провинции»

Вводились земства постепенно и не во всех районах империи. К концу 1870-х годов земства были введены в 34 губерниях Европейской России, в Бессарабии и в области Войска Донского, где в 1882 г. были ликвидированы. Позже земские органы появились в Ставропольской, Астраханской, Оренбургской губерниях. Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 г. Их компетенция все более и более ограничивалась правительством. Несмотря на ограничения, земства в России сыграли заметную роль в решении вопросов как хозяйственного, так и культурного плана (просвещение, медицина, земская статистика и т.д.). Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, хозяйства и культуры. При этом земство было системой внебюджетной, но обладало правом самообложения. Поэтому на земских собраниях было два актуальных вопроса: что конкретно строить (делать) и где брать на это деньги. Естественно, давать их никто не хотел, поэтому – налогообложение, поборы…

Читайте также:
Межбюджетные отношения: что это такое, описание и особенности

Существует обширная литература о земских учителях, врачах – этих идеалистах, с энтузиазмом бросившихся в народ: Глеб Успенский, Чехов, М. Булгаков рассказывают о них в своих произведениях.

В результате реформы органов местного самоуправления господствующее положение в земствах (особенно на губернском уровне) заняло дворянство, а в городских думах — представители крупной буржуазии, а на земства чиновники взвалили самые неприятные обязанности: содержание мест заключения, например; а наиболее консервативные помещики вообще добивались отмены земств или хотя бы «выдавливания» наиболее активных деятелей, чтобы заполнить эти места. Закон о земстве постоянно ограничивался, а к самим земцам отношение становилось пренебрежительным, с одной стороны, а с другой – подозрительным, их запросто могли сослать в Сибирь в результате доноса или клеветы, особенно после убийства Александра II.

Нельзя при этом не отметить, что создание земских учреждений было успехом сторонников конституционного правления. Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. За годы своего существования земства подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть и расширили агрономическую помощь крестьянам в таком масштабе, на который государственная власть была неспособна.

Основные положения земской реформы

Заключение

Земская реформа была актуальной для России. Но она не была достаточно продумана: проект Сперанского был искажен, а нового ничего предложено не было. Вступив в силу, земская система самоуправления добилась определенных положительных результатов, но, не поддерживаемая и сильно ограничиваемая правительством, она постепенно вырождалась, теряя популярность и актуальность.

О земстве снова вспомнили в начале 90-х из-за голода 1891-1892 годов. Комитеты помощи голодающим при Александре III действовали вместе с земствами. Но земства уже не возродились. Окончательно уничтожили всю земскую систему самоуправления большевики, заменив ее системой советов.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Она заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными городскими учреждениями — городскими думами и городскими управами.

Какими полномочиями обладали земские управы?

Земская управа являлась губернским и уездным исполнительным органом в рамках действия земского самоуправления в Российской империи в период с 1864 г. по 1917 г. Введение данного способа самоуправления прошло в рамках осуществления земской реформы 1864 г. с последующим реформированием на основании Земского положения 1890 г.

Обязанности земских управ

Земские управы осуществляли исполнение распоряжений, изданных земскими собраниями. Их деятельность представляла собой управление хозяйством земства в рамках своих полномочий. На эти учреждения возлагались обязанности по составлению смет и раскладок повинностей, а также сбор необходимых сведений и их предоставление на рассмотрение земского собрания. Также управы предоставляли собраниям заключения для обсуждений различных вопросов.

Отчет о деятельности и результатах содержания учреждений, использующих земские средства, происходил ежегодно.Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1864 г. определяло, что избрание земских управ происходило на срок до 3 лет. Утверждение на должность председателя губернской управы осуществлял министр внутренних дел. Самого же председателя уездной управы утверждал губернатор. С 1890 г. утверждению губернатором подлежали уже все члены управы в уезде.

Формирование земского самоуправления

В рамках Земской реформы 1865-1875 гг. создавались учреждения, обеспечивающие земское самоуправление. К ним относились органы с распорядительными (уездные и губернские земские собрания) и исполнительными (земские управы) функциями.

Учреждены они были в 34 губерниях, а с 1875 г. начали действовать и в Области войска Донского. Уездные земства формировались по итогам выборов от 3 избирательных съездов, именуемых куриями. Это были курии землевладельцев, горожан, выборных сельских сообществ. Голосом обладали владельцы земельных наделов с минимально фиксированной площадью, а также собственники объектов промышленного, торгового и иного назначения с ценой от 15 тыс. руб. и ежегодным доходом от 6 тыс. руб. В городские курии могли избираться купцы, собственники промышленности и торговли с доходом от 6 тыс. руб. в год, а также собственники недвижимого имущества. Благодаря такой избирательной системе, в большинстве земств были представлены в основном представители дворянского сословия.

Читайте также:
Сложение наказаний: что это такое, описание и особенности

Основные функции и полномочия земств

Земства создавались для того, чтобы обеспечить эффективное заведование делами, относящимися к местной хозяйственной сфере и нуждам губерний и уездов. Обязательной функцией становилось решение вопросов содержания тюремных заведений, ремонта почтовых трактов, организации подвод для использования чиновниками и полицейскими чинами. В число необязательных полномочий входило решение проблем народного образования, медицины, статистики. Финансирование земств проводилось за счет местных сборов.

Перечень полномочий и функций земских управ определялся вопросами, относящимися к ведению земств. Земские управы главным образом выполняли функции, связанные с народным образованием, здравоохранением, строительством местных транспортных путей, развитием местной промышленности и сельского хозяйства. Решали они вопросы поземельного кредитования, земской статистики и т.д.

При создании земских учреждений правительство принимало меры ограничения их полномочий узким кругом дел хозяйственного назначения. К ведению земских учреждений были отнесены:

  • заведование проблемами обеспечения взимания земских повинностей в денежной и натуральной форме;
  • заведование вопросами капиталов и имуществом земства;
  • недопущение нехватки продовольственных средств, оказание пособий нуждающимся;
  • контроль за состоянием дорожной сети местного назначения и дорожных сооружений;
  • обустройство и обеспечение сохранности пристаней за пределами города;
  • обеспечение деятельности земской почты;
  • решение вопросов взаимного имущественного страхования в земстве;
  • обеспечение деятельности земских заведений медицинского и благотворительного назначения;
  • попечение о призрении нуждающихся, больных, психически нездоровых, сирот и людей с увечьями;
  • развитие медицинской помощи населению;
  • проведение мероприятий ветеринарно-полицейской направленности;
  • недопущение пожаров и их устранение;
  • обеспечение развития образования (школьных и иных учебных учреждений)
  • содействие местному земледелию, развитию торговой деятельности и промышленности;
  • содействие эффективному решению вопросов управления в воинской и гражданской сферах и т.д.

Земские учреждения наделялись и определенным перечнем финансовых полномочий. В их число было отнесено взимание различных повинностей. Это были местные налоги и сборы, которые не передавались в бюджет государства, а оставались в провинции и использовались для ее нужд. Поэтому земские учреждения должны были контролировать вопросы полноты и своевременности поступления денег в бюджет. При обнаружении недоимки становилось возможным привлечение к ее взысканию органов полиции.

Земская модель самоуправления в России

Важнейшим этапом реформ местного самоуправления стала реформа 1861 г. В её положении было указано, что волостное управление отныне составляют волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд. В состав самоуправления входили сельский староста и сельский сход. Должности крестьянского самоуправления замещались на три года.

Земская реформа 1864 г.

Сельский сход решал вопросы, которые касались пользования общинной землёй, общественных нужд, благоустройства, призрения, обучения грамоте членов сельского общества, а также занимались раскладкой казённых податей, денежных сборов и т.п. У сельского старосты были большие полномочия в отношении общественных дел в пределах компетенции сельского самоуправления. Более того, он имел полномочия и по административно-полицейским делам. Сюда включались охрана общественного порядка, безопасность лиц и имущества, паспортный контроль. В случае, если сельский староста отсутствовал, то все решения, принятые без него, не имели никакой законной силы.

Для контроля крестьянского самоуправления были созданы должности мировых посредников, уездные мировые съезды и губернские по крестьянским делам присутствия. Об этом говорилось в «Положении о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях». Должности мировых посредников занимали местные потомственные дворяне-помещики, которые несли ответственность за определённые имущественные условия. Одновременно с тем мировые посредники выступали и земскими гласными, и начальниками крестьянского самоуправления, которые имели возможность влиять на результаты выборов гласных из крестьян.

Стоит отметить, что волостное и сельское самоуправление должного развития не получило. Ключевой преградой служило сохранение сословного принципа формирования местного самоуправления. Органы крестьянского самоуправления находились под жёстким контролем местных учреждений по крестьянским делам, которые в большинстве своём состояли из помещиков и состояли под контролем со стороны судебно-административных органов, представители которых замещали должности по крестьянскому управлению.

В результате проведения реформы крестьяне были в большей массе недовольны собственным положением. Это, в свою очередь, стало причиной всплеска политической и общественной активности населения и привело к развёртыванию борьбы на всех уровнях государственной власти, в том числе правительство и императорский двор.

Последствием таких действий стало то, что император Александр II был вынужден в 1864 г. Принять в противовес ещё одно «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое уже в 1867 г. Охватило своим действием 34 губернии европейской России.

Читайте также:
Можно ли подать в суд на защиту чести и достоинства родителей

Этот момент стал точкой отправления для земской модели местного самоуправления.

Все ведомства и службы, которые занимались до 1864 г. Делами земских повинностей, общественного призрения, народным продовольствием и т.п. были упразднены. Дворянское самоуправление больше не занималось делами, которые относились бы к местному хозяйству губерний и уездов.

Система земских учреждений, которая была создана заново, включала в себя:

  • Земские избирательные съезды, члены которых избирались на три года – земские гласные в земские собрания.
  • Земские собрания.
  • Земские управы.

Выборы в земские учреждения могли проводиться на трёх избирательных земских съездах от трёх избирательных курий:

  • Курии уездных землевладельцев.
  • Городской курии.
  • Сельской курии.

Для сельской курии было характерно отсутствие имущественного ценза, но при этом существовала система трёхступенчатых выборов. Происходили они по принципу того, что крестьяне, собирались на волостной сход, назначали своих выборщиков и отправляли их на уездное собрание. Это уездное собрание было уполномочено проводить выборы земских гласных.

Избирательные съезды наделялись правами один раз в три года выбирать состав земских собраний. Заседание земских собраний проходило не менее одного раза в год. Роль председателя земского собрания отводилась предводителю дворянства. В полномочия уездных земских собраний входило решение таких вопросов:

  • Распределение внутри уезда государственных и губернских сборов. Эта функция возложена законом или исходит от правительства на уездные учреждения.
  • Формирование предварительных планов для губернских смет касательно размеров и способов исполнения в уезде повинностей, которые имеют отношение к разряду губернских или состоят в губернском земском собрании.
  • Получение разрешений на открытие торгов и базаров.
  • Предоставление по требованию в отношении предметов хозяйствования губернским земским учреждениям местных сведений и заключений.
  • Отнесение просёлочных и полевых дорог к разряду уездных, а также установление соответствия уездных дорог и последующий перевод их в разряд просёлочных. Кроме этого в их ведении находились вопросы относительно изменения направлений уездных дорог.
  • Выполнение местных распоряжений и надзора по указаниям губернской управы в границах уезда по устройству губернских путей сообщения, а также для исполнения потребностей сообщения и взаимному страхованию.
  • Предоставление отчёта для губернского земского собрания, в котором содержится информация касательно соответствующих действий.

Исключительными компетенциями земских учреждений были такие:

  • Раздел на уезды и губернские земские здания, сооружения, пути сообщения, повинности, заведения общественного призрения, а также их разделение и изменение.
  • Принятие решений относительно открытия новых ярмарок и перенесение или изменение сроков уже существующих.
  • Принятие решений относительно открытия новых пристаней на судоходных реках и перенесение имеющихся.
  • Предоставление ходатайств через начальника губернии с информацией о переносе по уважительным причинам земских дорожных сооружений в разряд государственных.
  • Распределение средств между уездами, полученных от государственных сборов, а также распоряжение ими как средствами, которые полагаются по закону или распоряжению правительства.
  • Рассмотрение и разрешение возникающих трудностей, которые встречались в утверждении смет и раскладок уездных сборов.
  • Рассмотрение дел в отношении взаимного земского страхования имущества от огня.
  • Рассмотрение жалоб, поступающих от населения, на действия земских управ.

Положение 1864 г. не содержало конкретного устава функций земств. Главная задача, которая стояла перед ними было наведение порядка в выполнении земских повинностей. Список возможных, но не всегда обязательных занятий земств, согласно тексту положения, выглядел так:

  • Распоряжение имуществом, капиталами и денежными сборами земства, земскими благотворительными заведениями.
  • Попечительство «О развитии народного продовольствия», местной торговли и промышленности.
  • Руководство над взаимным земским страхованием имущества.
  • Принятие участие в попечительском совете, который рассматривает вопросы народного образования и здравие.
  • Распределение государственных денежных сборов, которое находится в ведении земства.
  • Взимание и распределение трат местных сборов.

Говоря об общих губернских повинностях, стоит отметить, что в ведении земских учреждений находились следующие функции:

  • Строительство и поддержание жизнеспособности дорог, мостов, переездов и верстовых столбов.
  • Наём домов для рекрутских присутствий, становых приставов и судебных следователей.
  • Содержание подвод при полицейских управлениях и становых квартирах.
  • Содержание посредников, которые находятся в специальном положении межевания, а также канцелярий посреднических комиссий.
  • Содержание местных учреждений, которые занимаются крестьянскими делами.
  • Содержание комитетов, которые отвечают за статистику.

Важно отметить тот факт, что к участию земства в образовании и здравоохранении допустили только с хозяйственной стороны, иными словами земства имели право ассигновать установленные суммы на дело народного образования и здоровья, но не могли распоряжаться данными средствами.

Читайте также:
Можно ли препятствовать сособникам приводить гостей?

По право сказать, даже в таким маленьких пределах, земства не использовали свои права на свободу и самостоятельность. По большому счёту практически все постановления, заключения займов, проекты смет и т.п. требовалось утвердить у губернатора или министра внутренних дел. Любое постановление могло быть опротестовано.

Кроме этого, закон 1864 г. серьёзно ограничил полномочия исполнительной власти.

Для того, чтобы взыскать сборы, необходимые земству, нужно было обращаться с просьбой о содействии к местной полиции, но, к сожалению, это не было гарантом проведение в жизнь земских распоряжений.

В распоряжении земств были весьма незначительные суммы. К ключевым источникам доходов относились права облагать земских налогоплательщиков всё новыми и новыми налогами. Даже несмотря на то, что земства действовали в интересах населения, они были вынуждены прибегать к увеличению налогов и их видов. Но стоит отметить, что и в этой сфере их действия также были ограничены.

Земские управы представляли собой исполнительные органы земств. Их состав складывался из тех, кого избирали на первом заседании земского собрания нового созыва. В свою очередь, губернская управа могла быть избрана на срок три года. Председателя губернской управы утверждал министр внутренних дел. Уездная управа складывалась из председателя и ещё двух лиц, которые входили в состав земства. Председателя уездной управы обязательно утверждал губернатор.

Управы были обязаны выполнять распоряжения земских собраний. А также:

  • Составлять губернские сметы, расклады и отчёты.
  • Вести подготовительные работы по сбору необходимых сведений и заключений.
  • Наблюдение за поступающими земскими доходами и расходами.
  • Представлять в суде интересы земства по имущественным делам.
  • Распоряжаться с позволения губернатора о своевременном созыве и об открытии земских собраний.

Одним из главных принципов деятельности управ предусматривал публичный контроль. Согласно тексту Положения 1864 г., все сметы, раскладки, отчёты управ и даже результаты ревизий должны были представляться на всеобщее обозрений в «Губернских ведомостях».

Стоит отметить, что в 1867 г. приняли закон, согласно которому были запрещены все сношения между земствами разных губерний, а вскоре даже по общим делам управления. Постановление гласило, что отчёты земских управ могут быть напечатаны только с позволения губернатора. Таким образом, можно говорить о том, что местное население в большей степени потеряло возможность контролировать деятельность земских учреждений. Конечно, это негативным образом сказалось на эффективности их деятельности.

Иногда наблюдались ситуации, в которых новые пришедшие на должности гласных даже не могли ознакомиться с результатами деятельности своих предшественников.

Реформа не была в состоянии создать низшее звено самоуправления, которое могло служить бы дополнением в системе земских учреждений – волостного земства. Тот факт, что полностью отсутствовали достаточные средства для формирования счёта обложения местного населения, говорил о том, что наблюдалась острая необходимость создания собственного исполнительного аппарата. Зависимость земств от правительственных органов была очень высока.

Даже несмотря на все недостатки, которые характерны земствам, им удалось сыграть свою важную роль в развитии местного хозяйства, средств связи, здравоохранении и народного просвещения. В общей массе, органы городского самоуправления были наделены широкой самостоятельностью в области ведения городского хозяйства и в решении вопросов на местном уровне.

Результаты реформы городского управления

Говоря о результатах земской реформы, необходимо учитывать тот факт, что более эффективной она была в городской среде, нежели в сельской местности. Чуть позднее, уже в 1870 г. в городах смогла установиться рациональная структура городского управления. Важно, что распорядительные функции получила городская дума. Управа стала исполнительным органом. А деятельность управы контролировала дума, которая полагалась на соответствующую инструкцию. Все члены управы выбирались думой, и, что крайне важно, они не утверждались дополнительно на разных уровнях. К тому же их могли отстранять от занимаемых должностей постановлением и далее дела передавались в суд. Дума избирала и городского главу. Но утверждался он, опираясь на ранг города, либо губернатором, либо министров внутренних дел.

Городской глава чаще всего одновременно был ещё и председателем думы.

В таблице ниже приводится пример того, как росла активность земств с 1910 по 1915 гг., а также структура их расходов.

Виды расходов Тыс. руб. %
Участие в расходах правительственных учреждений 15 130 4,4
Содержание земского управления 23 482 6,9
Арестные помещения 1815 0,4
Дорожное дело 23 663 6,9
Народное образование 93 034 27,1
Общественное призрение 8 128 2,4
Медицина 82 835 24,2
Ветеринария 9 920 2,9
Экономические мероприятия 24 087 7,0
Прочие расходы 60 227 17,8
Всего 342 816 100,0
Читайте также:
Мировой суд: что это такое, описание и особенности

Земская модель местного самоуправления имела свои характерны черты. Они таковы:

  • Для земской модели было характерна работа учреждений вне системы государственных органов.
  • Наличие земской системы на двух административных уровнях: уездном и губернском.
  • Земские органы были наделены значительными полномочиями.
  • У земских органов была стабильная финансово-экономическая база.
  • Земская система имела чёткую правовую регламентацию.

Заключительный период истории земств в России связан с их ликвидацией. Осенью 1917 г. серьёзное воздействие на них оказывали параллельные органы местной власти – Советы рабочих, солдатский и крестьянских депутатов. Таким образом это стало причиной возникшего кризиса власти – двоевластие Советов и Временного правительства, комиссарами которого по большей части были земские деятели. Ликвидировать губернские, уездные и волостные собрания стали сразу после победы в вооружённом восстании в Петрограде. А после III Всероссийского съезда Советов этот процесс стал необратим. Полностью земства были ликвидированы в середине 1918 г.

Земское о городское управления полностью отвечали всем требованиям времени и законам самоуправления.

Хозяйственная самостоятельность земских учреждений не имеет аналогов во всём мире.

Земская система самоуправления уникальна по своей сути не только в России, но и во всём мире.

Структура, компетенция и функции земств

Согласно положению «О губернских и уездных земских учреждениях» структура земских учреждений предусматрива­ла наличие распорядительных органов – уездных и губернских земских собранийи исполнительных органов — уездных и гу­бернских земских управ.

Собрания избирались на 3 года. Их члены именовались глас­ными (количество гласных в уездном собрании колебалось от 10 до 96, в губернском — от 15 до 100).

Система выборов в уездные земские собрания называлась куриальной.Для выборов в земские органы учреждались три курии.

Первая курия — землевладельческая,В нее входили все, кто располагал земельной собственностью в размере не менее 200 десятин или владел недвижимостью на сумму от 15 тыс. руб. При этом допускалось дробление ценза: мелкие собственники, владевшие 10 десятинами земли (но не менее), могли суммировать свои доли; таким образом, 20 крестьян с 10десятинами (или 10 крестьян с 20 десятинами и т. д.) могли быть избирателями по данной курии, но имели лишь один голос. Также избирателями могли быть монастыри, владевшие земельной собственностью, и различные юридические лица; их интересы представляли уполномоченные и поверенные.

Вторая курия называлась городской.В нее входили вла­дельцы недвижимости (в разных городах ценз составлял от 500 до 3000 руб.) и торгово-промышленных заведений с тор­говым оборотом не ниже 6000 руб., а также уполномочен­ные, представлявшие интересы различных юридических лиц.

Третья курия была курией сельских обществ. Ее можно назвать также крестьянской (точно также, как первая курия была фактически помещичьей, а вторая — купеческой), но избирать­ся от нее могли и представители духовенства, и помещики. Ценза здесь не было, но выборы были двухстепенными. Сначала в деревнях и селах на сходах избирали выборщиков, за­тем эти выборщики на волостном сходе избирали выборщи­ков на уездные съезды, выбиравшие непосредственно «гласных» от третьей курии ( депутатов).

Число гласных одной курии не могло превышать их обще­го количества от двух других. Уездные земские собрания из­бирали гласных губернского земского собрания (примерно в пропорции 1:6). Все это приводило к преобладанию в земствах дворянства: так, в уездных земских собраниях доля дворян со­ставляла в среднем 42% (крестьян — 38%), в уездных земских управах было 55% дворян (31% — крестьян), в губернских зем­ских собраниях — уже 74% дворян (10% — крестьян) и в губерн­ских земских управах — 90% дворян (1,5% — крестьян)[6].

Председатели земских собраний и в уезде, и в губернии были предводителями дворянства. Председатели управ изби­рались на соответствующих земских собраниях. Собрания должны были собираться ежегодно (хотя кворум часто сры­вался), Гласные не получали жалованья, но если они прожи­вали в другом населенном пункте, им выплачивались коман­дировочные, суточные и прогонные, Земские управы рабо­тали на постоянной основе, их члены и служащие получали жалованье. В среднем в губернских управах работало по 200— 300 человек конторских служащих (например, в Казанской — 182 человека), Структурными подразделениями управ были отделы. В земских управах различных губерний насчитыва­лось от 13 до 22 отделов, в том числе распорядительный, са­нитарный, отдел народного образования, статистический, страховой, дорожный, ветеринарный, агрономический, бух­галтерия и др. Иногда в структуру земских исполнительных органов входили больницы, учительские и фельдшерские школы и даже редакция газеты.

Читайте также:
Требование об уплате налога

Таким образом, «Положение. » предусматривало двухуровневую (территориальную) структуру земских учреждений: на уровне уезда и на уровне губернии. С точки зрения функциональных обязанностей земские учреждения делились на избирательные, распорядительные и исполнительные органы.

Итак, в систему земских учреждений входили:

избирательные съезды, задача которых состояла в том, чтобы раз в три года определять состав корпусауездных гласных;

губернские и уездные земские собрания, которые представляли собой распорядительные органы;

губернские и уездные земские управы, которые являлись исполнительными органами.

В основу избирательной системы было положено имущественное, в значительной мере — сословное начало.

Согласно «Положению» 1864 года, в компетенцию земств вхо­дили:

· устройство и содержание местных путей сообщения;

· забота о развитии местной торговли и промышленности;

· народное продовольственное дело (борьба с голодом);

· земские школы, больницы, богадельни и приюты;

· ветеринарная и агрономическая службы;

· постройка церквей, тюрем и сумасшедших домов.

В пределах этой компетенции земства жестко контролиро­вались администрацией (губернатором и министерством внутренних дел). Она имела пра­во отменять любые постановления земских собраний, если воз­никали сомнения в законности этих постановлений, не утверждать любое должностное лицо, избранное земством (с 1867г.). Кроме того, земства не обладали средствами принуждения и были вынуждены в случае необходимости обращаться в поли­цию. Наконец, земствам разных губерний было даже запреще­но сообщаться друг с другом[7].

Губернские и уездные управыкак исполнительные органы земств в период между сессиями собраний управляли имуществом земства и «вообще хозяйством губернии или уезда». В своей деятельности они руководствовались решением земских собраний, их постановлениями и инструкциями, не выходящими за пределы компетенции земств. Законодательство содержало перечень обязанностей управ и предусматривало их ежегодный отчет перед собранием.[8]

Самостоятельность земских учреждений, провозглашенная в «Положении..» , на деле носила во многом декларативный характер. Земские собрания и управы не располагали реальной властью, которая позволяла бы им строго следить за исполнением в губернии и уезде принятых постановлений. При неисполнении кем-либо возложенных на него обязанностей земства могли требовать применения принудительных мер от местной полиции, либо взыскивать с виновных через суд.

Положение о земских учреждениях содержало нормы, которые позволяли центральному и местному государственному аппарату направлять деятельность земских учреждений. В частности, губернатор и министр внутренних дел утверждали в должности соответственно председателей уездных и губернских земских управ. Министерство внутренних дел устанавливало и правила о производстве дел в земских собраниях. Ряд постановлений земских собраний не мог быть приведен в действие без утверждения сверху (например, постановлений о приведении в действие земских смет и раскладок, об отстранении от должности членов земских управ и т.д.).

Уже с 1867 года земства были поставлены под политический надзор губернаторов, в результате – к началу XX века усилился государственно-административный контроль за деятельностью земств, обострилось полицейское вмешательство в дела местного самоуправления. Такое положение совершенно не устраивало видных земских деятелей, и они стали стремиться к наделению земств политическими функциями. При самом положительном исходе это привело бы к «сращиванию» органов местного управления с системой местного самоуправления, что, по сути , противоречило идее самоуправления.

Что касается функций земских учреждений, то они были достаточно широки. Прежде всего, на земские учреждения возлагалось общее заведование местными хозяйственными делами:

-забота о народном продовольствии и ветеринарии;

-медицинская помощь населению;

-содействие развитию начального народного образования и общественного призрения;

-строительство и благоустройство дорог;

содействие промыслам, торговле, промышленным предприятиям;

-раскладка государственных сборов;

-содержание земской полиции и пожарной части;

-развитие взаимного земского страхования и т.п.

Например, в качестве конкретного примера деятельности земств можно привести меры, предпринятые ими для борьбы с голодом. История свидетельствует о случавшихся в последние десятилетия прошлого столетия голодных годах: 1873 (Самарская губерния), 1880-1881 (Юго-восточные и южные губернии); 1891-1892 (всероссийское бедствие). «Земства вплотную занимались продовольственной проблемой уже с 80-хгодов. Хлопоты земцев вынудили правительство снизить выкупные платежи и учредить Крестьянский банк. . Немалую помощь земледельцам оказывала Земская агрономическая организация, которая к началу XX века насчитывала более полутора тысяч человек и тесно сотрудничала с кооперативным движением».[9]

Большую роль сыграли земства и в становлении кооперации: «В самих земствах кооперативы привлекали, прежде всего, агрономов, считавших эти организации «опорным пунктом агрономической работы». Кооперация активно проявила себя и в деятельности земских касс мелкого земельного кредита, которые возникли с 1904 года в ряде губернских и уездных земств.

Читайте также:
Как взыскать с магазина причиненный ущерб?

Кооперативные объединения создавали благоприятные условия для расширения хозяйственной деятельности земств».[10]

Такой широкий спектр задач, исполнение которых было возложено на земские учреждения, привел к тому, что земства замкнули на себе тот круг специфических социально-экономических функций, обеспечивали те сферы общественной жизни, которые оказались непосильными для государственных бюрократических структур.

Деятельность управы осуществлялась небольшим числом выборных служащих (3-6 человек). Основную же работу, связанную с управлением и развитием земского хозяйства, вели наемные земские служащие – специалисты, которые были заняты непосредственно в земских учреждениях (управа, комиссии, статистики и т.п.) и в заведениях, которые были отданы на содержание земства: учителя, медики, агрономы, ветеринары, землемеры и т.п.

Земства способствовали развитию местных кустарных промыслов, поддерживали кооперацию, создали сеть кредитных товариществ для крестьян.

Положительные результаты дала и земская статистика, возникшая и развивающаяся в силу практической необходимости, в частности для потребностей земских учреждений в описании и оценке недвижимого имущества и определении величины земского сбора.[11]

Осуществление земской реформы затянулось на целый десяток лет. В 1865 г. земства были созданы только в 19 губерниях Европейской России из 33 первоначально намеченных, в 1866 г. – еще в 9, и только к 1876 г. земства работали в 34 губерниях[12].

Земская реформа привлекла к местному управлению довольно большое число людей: гласными стали 14 тыс. человек. В среднем по стране дворяне и чиновники составляли свыше 40% земских гласных, а крестьяне около 39%. По своим взглядам и настроениям эта масса не была однородной. В обстановке общественного подъеме 60-х годов в земства устремились те, кто готов был «служить», люди, сознательно посвятившие себя народу. С другой стороны, в земствах пытались найти «приют» и те, кому не нашлось места у «казенного пирога». Именно они формировали в новых органах самоуправления традиции казнокрадства и мздоимства.

Постепенно земское движение стало выступать за предоставление земствам не только хозяйственных, но и политических прав, т.е. наметился переход от собственно земской системы к либерально-демократической.

Невозможность резкого обособления земского и государственного управления очень скоро обнаружилась. Все местное управление оказалось пронизанным дуализмом, основанном на противопоставлении правительственного и земского начал, в связи, с чем появилась необходимость возложения на земства отдельных функций государственной власти, что было сделано осуществлением мероприятий в ходе контрреформ 80-90 гг. XIX в., когда над земствами был усилен контроль государства.

16. ЗЕМСКИЕ И ГУБНЫЕ ИЗБЫ

16. ЗЕМСКИЕ И ГУБНЫЕ ИЗБЫ

Местными сословно-представительными органами с сер. XVI в. стали земские и губные избы.

Городским и сельским обществам стали выдавать губные грамоты, предоставлявшие право преследовать и наказывать «лихих людей», для этого создавались спец. губные органы.

Борьбу с разбойниками организовывали и осуществляли выборные присяжные заседатели (губные целовальники), из среды черносошных крестьян и посадских людей. Эти лица действовали в пределах особого судебного округа – губы (примерно в границах волости).

Губные органы возглавлялись выборными старостами (головами) от дворян данной волости. Представители губных организаций проводили свои съезды, на кот. решались наиболее важные дела, выбирался всеуездный губной староста (голова).

Губные старосты в своей деятельности опирались на многочисленный штат губных целовальников (избираемых в волостных, становых, сельских и посадских округах), сотских, пятидесятских, десятских – полицейские чины мелких округов.

В компетенцию губных органов в сер. XVI в. входил суд по делам о разбое и татьбе, а в XVII в. – также по убийству, поджогу и др.

В XVII в. деятельность губных изб попала под контроль воеводы. Со временем губные органы потеряли независимость, выборность, были включены в централизованную государственную административную систему.

Введение губных учреждений еще не предполагало отмены кормлений. По пути дальнейшего ограничения и ликвидации кормлений вообще пошла другая местная реформа XVI в. – земская. Ее целью стала замена наместников и волостелей выборными общественными властями, распространив их компетенцию на земское, местное управление и гражданское судопроизводство. Официальное решение о ликвидации кормлений было принято царем Иваном IV в 1552 г. А в 1555 г. правительство издало закон, провозгласивший земство общей, всероссийской и обязательной формой местного самоуправления.

В компетенцию земских органов входило разбирательство судных (гражданских) дел и тех уголовных дел, которые рассматривались в состязательном процессе (побои, грабеж и т. п.). Иногда более тяжкие дела (поджог, убийство, разбой и т. п.) земские старосты и целовальники рассматривали совместно с губными старостами. Земские выборные осуществляли сбор откупного оброка, а также др. окладных налогов, причем отвечали за это жизнью и имуществом (в отличие от кормленщиков). Фактически земские учреждения не были органами самоуправления а являлись органами местного, но государственного управления, их деятельность была гарантирована и связана круговой порукой.

Читайте также:
Надо ли подавать на алименты для пособия?

Земские старосты и целовальники (земские судьи) избирались (сначала на неопределенный срок, позже – лишь на год) из своей среды черносошными и дворцовыми крестьянами в сельской местности и посадским населением в городах. Делопроизводство в земских избах вел выборный дьяк. В своей деятельности земские выборные опирались на выборных крестьянской общины – сотских, пятидесятских и десятских.

Читайте также

Земские соборы

Земские соборы В XVII в. земские соборы оставались органами сословного представительства, но роль их существенно изменилась: возросло представительство дворян и посадских людей. В течение XVII в. значимость земских соборов была различной. В начале столетия из-за социальных

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В.

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В. Одним из следствий обособления сословий была новая политическая жертва, новая потеря для русского государственного порядка — прекращение созывов Земского собора.Господа и крепостные. Самым едким элементом сословного взаимоотчуждения было

Земские соборы

Земские соборы Этому органу в нашей литературе усвоено название земского собора, а в памятниках XVII в. он называется иногда «советом всея земли». До конца XVI в. земский собор созывали четыре раза: в 1550, 1566, 1584 и 1598 гг. Надобно рассказать, при каких обстоятельствах и в каком

Земские соборы XVII в

Земские соборы XVII в Перемена в составе и значении земских соборов — одно из важнейших следствий Смутного времени. На соборы XVI в. призывались должностные лица, органы центрального и местного управления. Но уже на соборах 1598 и 1605 гг. заметно присутствие выборных и от

Губные старосты

Губные старосты Воевода судил и рядил в съезжей или приказной избе: это — наше губернское правление. Рядом с воеводой стоял другой орган центральной власти в уезде со специальным назначением — губной староста, сидевший в губной избе; в иных уездах их было двое и даже

§ 2. Боярская дума и Земские соборы

§ 2. Боярская дума и Земские соборы Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу — высший совет из первенствующих членов. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин — боярский — царь жаловал

Глава девятая «Государевы дела и земские»

Глава девятая «Государевы дела и земские» Писцовые описания. — Торговые люди. — Смета русского войскаПосле прекращения деятельности земских соборов в 1622 году «государевы дела и земские», ранее решаемые царем Михаилом Федоровичем вместе со «всей землею», стали

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В.

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В. Одним из следствий обособления сословий была новая политическая жертва, новая потеря для русского государственного порядка — прекращение созывов Земского собора.Господа и крепостные. Самым едким элементом сословного взаимоотчуждения было

Избы в Потсдаме

Избы в Потсдаме Еще одна линия русского присутствия в Германии прослеживается в традиции устройства православных приходов для русских великих княгинь, выходивших замуж за немецких монархов. Достаточно себе представить, что каждое из 38 немецких государств того времени

17 ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ЗЕМСКИЕ ОПОЛЧЕНИЯ

17 ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ЗЕМСКИЕ ОПОЛЧЕНИЯ Польские интервенты, поддерживающие Лжедмитриев, не теряли надежды сами захватить русский престол. Тогда правительство стоявшего в то время у власти В. Шуйского, понимая, что не сможет противостоять натиску поляков, обратиться за

6.3. Мытные землянки и избы

6.3. Мытные землянки и избы Первые типы оседлых рукотворных жилищ (вместо нор и пещер) создавались в Северной Европе на базе концепции землянок. Перекрытия землянок выполнялись из древесных материалов. Поэтому потолки в курных землянках, омываемые дымовыми газами, были

§ 2. Боярская дума и Земские соборы

§ 2. Боярская дума и Земские соборы Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу – высший совет из первенствующих членов. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин – боярский – царь жаловал

Читайте также:
Как закрывается ИП-банкрот?

Земские соборы XVII века

Земские соборы XVII века Перемена в составе и значении земских соборов – одно из важнейших следствий Смутного времени. На соборы XVI в. призывались должностные лица, органы центрального и местного управления. Но уже на соборах 1598 и 1605 гг. заметно присутствие выборных и от

Московское государство

Сайт является сборником научных статей и книг по истории Московского государства в XV-XVII веках.

Земская изба

Волостное самоуправление и Земские избы Ивана Грозного

Земской избой на Руси назывался выборный орган местного самоуправления, который осуществлял контроль за деятельностью должностных лиц, а также проводил финансовые и судебные процессы. Такие учреждения существовали во всех волостях с середины XVI до начала XVIII века.

История возникновения

Земские избы на местах образовались в результате земской реформы, проведенной Иваном Грозным в 1550 году. Эти преобразования имели целью снижение власти наместников и волостелей, которую требовалось достигнуть путем передачи управления на местах во власть выборных учреждений.

В 1552 году царь издал новый Судебник и ряд уставов, определивших появление новых органов самоуправления. В этих постановлениях наместникам волостей запрещалось вести судебные разбирательства без участия представителей общины. Также в ведение общины переходили права собственного управления, сбора податей и надзора за порядком. Эти правила распространялись как на город, так и на сельские образования.

Состав

Земская изба состояла из нескольких человек, выбираемых на службу путем голосования. Возглавлял учреждение земский староста, которому подчинялись дьячки и целовальники. В числе избирателей были крестьяне, тяглые и посадские люди, за исключением военных («служилых людей»), которые не подчинялись решениям земства.

На пост старосты могли претендовать зажиточные посадские люди и государственные крестьяне. Они избирались сроком на 1-2 года или, в некоторых случаях, на неопределенное время. В должностные обязанности главы организации входили вопросы:

  • распределения общинной земли между крестьянами;
  • надзора за исполнением системы общественных повинностей (тягло);
  • взымания податей в казну;
  • управления другими должностными лицами.

Целовальники находились в подчинении у старосты и занимались проведением финансовых, судебных и полицейских операций. Их должность была избираемой. В их компетенции были следующие вопросы:

  • поиск и поимка преступников (воров, разбойников);
  • помощь старосте при сборе податей, торговых и таможенных пошлин;
  • учет и выдача собранных средств для откупа.

Дьяки и подьячьи исполняли функцию писаря при совете местного самоуправления. В их обязанности входило оформление всех бумаг, издаваемых волостью. Они занимались:

  • составлением финансовых документов;
  • изданием частных и судебных актов;
  • перепиской со столичными органами власти.

Должность дьяков не была выборной, назначение проходило путем свободного найма по критериям грамотности и навыкам ведения документации. Дьяки принимали присягу от старост и подчинялись непосредственно им.

Развитие и изменение

После преобразований 1550 года, Земские избы стали основным органом местного самоуправления, однако власть наместников в некоторых областях оставалась достаточно устойчивой. Наиболее полно реформа Ивана была принята в северо-восточных областях, где преобладало черносошное (общинное) крестьянство. Менее эффективно самоуправление действовало в южных волостях, где сохранялся авторитет бояр-вотчинников.

В XVII веке функции местного самоуправления были расширены, старосты и целовальники получили право ведения всех финансовых процессов и должны были отчитываться за них перед центральными представителями власти. На некоторое время, орган были объединен с воеводским управлением и фактически подчинялся ему.

При Петре I по указу 1699 года избы были вновь получили самостоятельность и статус главного распорядителя на местах. Служебные посты старосты и целовальников были заменены бурмистрами, которые избирались посадскими людьми и несли ответственность сначала перед Бурмистерской палатой, а затем – губернаторами. В начале 20-х годов XVIII в. они были преобразованы в магистраты и ратуши.

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

Смотреть что такое ЗЕМСКАЯ ИЗБА в других словарях:

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

см. Избы приказные и земские.

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

выборный орган местного самоуправления, создан на местах в результате земской реформы Ивана IV (См. Земская реформа Ивана IV). З. и. состояла и. смотреть

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

ЗЕМСКАЯ ИЗБА, выборный орган местного самоуправления, создан на местах в результате земской реформы Ивана IV. 3. и. состояла из возглавлявшего её зем. смотреть

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

Земская изба — см. Избы приказные и земские.

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

Земская изба в Русском государстве 16-17 веков выборный орган местного самоуправления в городах, черных и дворцовых волостях. Земские избы были органи. смотреть

Читайте также:
Денежная система: что это такое, описание и особенности

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

выборный орган местного самоуправления в городах, черных и дворцовых волостях, созданный в результате земской реформы Ивана IV Грозного. В конце XVI-XV. смотреть

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

в Русском государстве 16-17 веков выборный орган местного самоуправления в городах, черных и дворцовых волостях. Земские избы были организованы в ходе земской реформы Ивана IV Грозного, содержались на деньги местного населения. Земская изба состояла из возглавлявшего ее земского старосты, земского дьячка и целовальников, которые выбирались городскими и волостными тяглыми людьми на срок один-два года. В конце 16 – 17 веках земские избы сосуществовали с воеводским управлением, фактически подчиняясь ему. При Петре I Великом по указу 1699 земские избы были превращены в органы городского самоуправления. Они состояли из выбираемых посадскими людьми бурмистров и подчинялись Бурмистрской палате, а с 1708 – губернаторам; в 1721-1724 заменены магистратами и ратушами. смотреть

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

выборный орган местного самоуправления в XVI—XVIII вв. Создан в результате земской реформы Ивана Грозного. Земская изба состояла из земского старосты, . смотреть

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

выборный орган местного самоуправления в XVI-XVIII вв. Создан в результате земской реформы Ивана Грозного. Земская изба состояла из земского старосты, ее возглавлявшего, земского дьячка и целовальников, которые выбирались городскими и волостными тяглыми людьми, но по посошной раскладке на 1-2 года. Содержалась на деньги местных тяглых миров. Во 2-й пол. XVI в. на посадах и в районах черносошного земледелия была основным органом местного управления. В 1721-24 заменена магистратами и ратушами по западноевропейскому типу. смотреть

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

ЗЕМСКАЯ ИЗБА, выборный орган местного самоуправления в городах, черных и дворцовых волостях по земской реформе Ивана IV (земский староста, земский дьячок, целовальники). В кон. 16-17 вв. сосуществовала с воеводским управлением, фактически подчиняясь ему. С 1699 орган городского самоуправления, в 1721-24 заменена магистратами и ратушами.

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

ЗЕМСКАЯ ИЗБА – выборный орган местного самоуправления в городах, черных и дворцовых волостях по земской реформе Ивана IV (земский староста, земский дьячок, целовальники). В кон. 16-17 вв. сосуществовала с воеводским управлением, фактически подчиняясь ему. С 1699 орган городского самоуправления, в 1721-24 заменена магистратами и ратушами.
. смотреть

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

ЗЕМСКАЯ ИЗБА — выборный орган местного самоуправления в городах, черных и дворцовых волостях, созданный в результате земской реформы Ивана IV Грозного. В конце XVI-XVII в. сосуществовала с воеводским управлением, фактически подчиняясь ему. С 1699 г. — орган городского самоуправления. В 1718 г. заменена магистратами и ратушами.

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

ЗЕМСКАЯ ИЗБА , выборный орган местного самоуправления в городах, черных и дворцовых волостях по земской реформе Ивана IV (земский староста, земский дьячок, целовальники). В кон. 16-17 вв. сосуществовала с воеводским управлением, фактически подчиняясь ему. С 1699 орган городского самоуправления, в 1721-24 заменена магистратами и ратушами. смотреть

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

ЗЕМСКАЯ ИЗБА, выборный орган местного самоуправления в городах, черных и дворцовых волостях по земской реформе Ивана IV (земский староста, земский дьячок, целовальники). В кон. 16-17 вв. сосуществовала с воеводским управлением, фактически подчиняясь ему. С 1699 орган городского самоуправления, в 1721-24 заменена магистратами и ратушами. смотреть

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

выборный орган местного самоуправления в городах, черных и дворцовых волостях по земской реформе Ивана IV (земский староста, земский дьячок, целовальники). С конца XVI XVII вв. существовала с воеводским управлением, фактически подчинялась ему. С 1699 г. – орган городского самоуправления, в 1721-1724 гг. заменена магистратами и ратушами. смотреть

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

ЗЕМСКАЯ ИЗБА – выборный орган местного самоуправления в городах, черных и дворцовых волостях, созданный в результате земской реформы Ивана IV Грозного. В конце XVI-XVII в. сосуществовала с воеводским управлением, фактически подчиняясь ему. С 1699 г. – орган городского самоуправления. В 1718 г. заменена магистратами и ратушами.
. смотреть

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

Древнерусское административное здание, в котором совершался суд и исполнялись наказания по приговорам. (Термины российского архитектурного наследи. смотреть

ЗЕМСКАЯ ИЗБА

в 17 веке – орган местного выборного самоуправления

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: