Жалованная грамота: что это такое, описание и особенности

Жалованные грамоты дворянству и городам

Мы видели, что уже при Елизавете дворянство становилось привилегированным классом, получив имущественные права, каких не имели другие общественные классы. Освобождая его от личной государственной службы, Петр III создает ему этим личные привилегии, также чуждые другим классам. Ко времени Екатерины II, таким образом, дворянство делается уже вполне привилегированным сословием. Но оно не имеет внутренней организации; до сих пор ему организацию давала самая служба по полкам, его соединяли служебные связи; теперь эта организация должна была потерять свою прежнюю роль, ибо дворянство усиленно уходило из службы в деревню и нуждалось в новой организации – сословной. Ее дала дворянству Екатерина II.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000 http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats005.htm#gl15

«ГРАМОТА НА ПРАВА, ВОЛЬНОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА БЛАГОРОДНОГО РОССИЙСКОГО ДВОРЯНСТВА»

«Жалованная грамота дворянству» состояла из вводного манифеста и четырёх разделов (92 статьи): О личных преимуществах дворян; О собрании дворян, установлении общества дворянского в губернии, и о выгодах дворянского общества; Наставление для сочинения и продолжения дворянской родословной книги в наместничестве; Доказательства благородства.

Грамота свела воедино и окончательно закрепила все привилегии дворянства. В соответствии с ней дворянству предоставлялись особые существенные льготы в сравнении с другими сословиями — свобода от обязательной службы, уплаты податей, право на владение крепостными крестьянами и земельными недрами в пределах своих владений. Дворяне могли организовывать мануфактуры, заниматься промышленным производством и торговлей, освобождались от постоя войск, их имения не подлежали конфискации. Впервые предоставлялось право организации дворянских собраний в губерниях и уездах (дворянские собрания могли делать представления властям о своих нуждах). Честь, жизнь и имущество дворянина отныне можно было отнять только после совершённого им преступления, доказанного судом, состоящим из равных ему. Дворянство отныне именовалось «благородным».

Екатерина II подписала два законодательных акта: «Жалованная грамота городам» и «Жалованная грамота дворянству» // Президентская библиотека http://www.prlib.ru/history/pages/item.aspx?itemid=514

О личных преимуществах дворян

[…] 1. Что есть благородное дворянское достоинство

Дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.

2. Благородное дворянское достоинство наследственно есть

Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благороднаго дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо; и для того изстари, ныне да и пребудет на веки благородное дворянское достоинство не отъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются, и следственно:

3. Дворянин сообщает дворянское достоинство жене своей.

4. Дворянин сообщает детям своим благородное дворянское достоинство наследственно. […]

Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства 21 апреля 1785 г // Российское законодательство X–XX вв. В 9 т. Т.5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М., 1987. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/dv_gram.htm

ГРАМОТА НА ПРАВА И ВЫГОДЫ ГОРОДАМ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

Подписанная в этот же день [21 апреля (2 мая) 1785 г.] «Жалованная грамота городам» состояла из вводного манифеста и четырнадцати разделов: Городовое положение; О городовых обывателях. Установление общества градского, и о выгодах общества градского; Наставление для сочинения и продолжения городовой обывательской книги; Доказательства состояния городовых обывателей; О личных выгодах городовых обывателей, среднего рода людей или мещан вообще; О гильдиях и гильдейских выгодах вообще; О первой гильдии; О второй гильдии; О третей гильдии; О выгодах цеховых; О иногородних и иностранных гостях; О выгодах именитых граждан; О городовых доходах; О городской общей думе и о городской шестигласной думе.

Грамота устанавливала новые выборные городские учреждения, расширяя круг избирателей и закрепляя основы самоуправления. Горожане были поделены на шесть разрядов по имущественным и социальным признакам: «настоящие городские обыватели» — владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства; купцы трёх гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; «именитые граждане»; «посадские» (все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслами или рукоделием). В соответствии с Грамотой в городах раз в три года созывалось собрание «градского общества», в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянно действующим городским органом была «общая градская дума», состоящая из городского головы и шести гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты.

Екатерина II подписала два законодательных акта: «Жалованная грамота городам» и «Жалованная грамота дворянству» // Президентская библиотека http://www.prlib.ru/history/pages/item.aspx?itemid=514

ГРАМОТА НА ПРАВА И ВЫГОДЫ ГОРОДАМ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 21 АПРЕЛЯ 1785 Г.

Читайте также:
Что грозит директору ООО, которое занимается обналом

[…] 62. Городовую обывательскую книгу разделить на шесть частей.

63. В первую часть городовой обывательской книги внесут состояние и имяна настоящих городовых обывателей по алфавиту. Толкование: Настоящие городовые обыватели суть те, кои в том городе дом или иное строение, или место, или землю имеют. Примечание: Каждый дом или иное строение, или место, или земля в городе да означится нумером.

64. Гильдии: Во вторую часть городовой обывательской книги внесут вписавшихся в гильдии, первую, вторую и третью по алфавиту. Толкование: Вписавшиеся в гильдии суть все те (какого кто бы ни был рода или поколения, или семьи, или состояния, или торга, или промысла, или рукоделия, или ремесла), кои за собою объявят капитал, а имянно: 1 ) кто объявит за собою капитал от десяти тысяч рублей и до пятидесяти тысяч рублей, того вписать в перьвую гильдию; 2) кто объявит за собою капитал от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей, того вписать во вторую гильдию; 3) кто объявит за собою капитал от тысячи рублей до пяти тысяч рублей, того вписать в третью гильдию. Примечание: Разчисление гильдий по капиталам долженствует быть от одной в государстве общей переписи до другой таковой же, и по воле императорскаго величества подтверждаемо или исправляемо.

65. Цехи: В третью часть городовой обывательской книги внесут вписавшихся в цехи по алфавиту. Толкование: Вписавшиеся в цех суть те мастера, подмастерья и ученики различных ремесл, кои вписалися в цех своего ремесла.

66. Иногородние и иностранные гости: В четвертую часть городовой обывательской гости книги внесут иногородных и иностранных гостей по алфавиту. Толкование: Иногородные и иностранные гости суть те иных российских городов или иных государств люди, кои ради промысла или работы, или иных мещанских упражнений записалися.

67. Имянитые граждане: В пятую часть городовой обывательской книги внесут имянитых граждан по алфавиту. Толкование: Имянитые граждане суть те, кои: 1. Проходя по порядку службу городскую и получив уже название степенных, вторично по выборе отправили службу мещанских заседателей совестнаго суда, или губернскаго магистрата,или бургомистра, или городскаго главы с похвалою. 2. Ученые, кои академические или университетские атестаты, или письменныя свидетельства о своем знании, или искустве предъявить могут и таковыми по испытаниям российских главных училищ признаны. 3. Художники трех художеств, а имянно: архитекторы, живописцы, скульпторы и музыкосочинители, кои суть члены академические или удостоения академическия о своем звании или искустве имеют и таковыми по испытаниям российских главных училищ признаны. 4. Всякаго звания и состояния капиталисты, кои капитала от пятидесяти тысяч рублей и болееза собою объявят. 5. Банкиры, кои деньги переводят и для сего звания капитала ото ста до двух сот тысяч рублей за собою объявят. 6. Те, кои оптом торгуют и лавок не имеют. 7. Кораблехозяева, кои собственные корабли за море отправляют.

68. Посадские: В шестую часть городовой обывательской книги внесут посадских по алфавиту. Толкование: Посадские суть в том городе старожилы, или поселившиеся, или родившиеся, кои в других частях городовой обывательской книги не внесены, промыслом, рукоделием или работою кормятся в том городе.

69. Городской глава и депутаты да не внесут в городовую обывательскую книгу, буде кто не представит доказательства своего состояния. […]

Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства 21 апреля 1785 г // Российское законодательство X–XX вв. В 9 т. Т.5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М., 1987. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gorgram.htm

ЖАЛОВАННЫЕ СОСЛОВНЫЕ ГРАМОТЫ

Через несколько времени устройство областного управления завершено было двумя жалованными сословными грамотами – дворянству и городам. […] Вот главные черты того и другого акта. В жалованной грамоте дворянству завершено было корпоративное устройство сословия: сверх уездных дворянских собраний с их предводителями, созванных впервые для выбора депутатов в комиссию 1767 г., теперь возникли губернские дворянские собрания с губернскими предводителями во главе. Губернские учреждения 1775 г. вводились лет двадцать, и при введении их съезжались в губернские города дворяне всех уездов и выбирали губернских представителей дворянства. Право выбирать губернских предводителей было признано за сословием жалованной грамотой 1785 г. В этой грамоте окончательно определены права дворянства: дворянин пользуется недвижимым имуществом своим вместе с крестьянами на праве полной собственности, передает свое звание жене и детям, не лишается этого звания иначе как по суду за известные преступления; приговор о преступлении дворянина получает силу только с утверждения верховной власти. Дворянин свободен от личных податей, от рекрутской повинности и от телесных наказаний; дворянские собрания имеют право ходатайствовать о своих сословных нуждах перед высшим правительством.

Читайте также:
Незаконное использование товарного знака

Точно так же получили окончательное устройство и городские состояния. До сих пор судебные дела вместе с надзором за благочинием в городах сосредоточивались в губернских и городовых магистратах; по жалованной грамоте городам Российской империи 1785 г. рядом с магистратом как судебным учреждением возникают городские, полицейско-хозяйственные учреждения. Городское население было разделено на шесть состояний […]. Эти состояния различались или происхождением, или размером капитала. Так, купцы разделены были на три гильдии: низший размер капитала для купцов 3-й гильдии – 1000 руб. Торговцы, не имевшие такого капитала, причислялись к мещанам и распределялись по ремесленным цехам. Городское хозяйство и управление вели две думы: общая и шестигласная; общая состояла под председательством городского головы из гласных от всех разрядов и имела распорядительное значение, собираясь в известные сроки или по мере надобности; дума шестигласная, состоящая из шести членов по одному от каждого из шести состояний под председательством того же городского головы была исполнительным учреждением и действовала постоянно, собираясь еженедельно. Оба эти самоуправления – дворянское и городское – развивались с неодинаковым успехом. Губернские учреждения ввели необычайное оживление в среде губернских дворян. Через каждые три года дворяне съезжались в губернский город и выбирали на разные должности среди пиров и увеселений, которыми их угощали своя братья – губернский предводитель и губернатор. Напротив, городское управление действовало очень вяло под тяжелой рукой наместника, или губернатора. Оживление, каким отличались дворянские сословные учреждения, даже вызвало преувеличенное опасение в иностранцах: два француза, путешествовавшие по России в начале 90-х годов, наслушавшись этих речей, пророчили в своих записках, что “рано или поздно эти собрания непременно приведут к великой революции”.

Для каких целей были созданы жалованные грамоты?

Жалованные грамоты являются правовыми актами в Российском государстве, которые принимались и действовали в период XIV — начала XX вв. В этих актах фиксировалось проявление милости от царя либо церкви, связанной с предоставлением тех или иных льгот и привилегий для частных лиц, предприятий, учреждений, монастырей.

Виды грамот

Жалованные грамоты в зависимости от предмета делились на:

  • вотчинные (устанавливающие преимущества по владению земельными наделами);
  • льготные (с фиксацией определенных привилегий);
  • освобождающие (с возможностью собственными силами решать что-либо без жесткой связи с государством);

Исходя из типа привилегий, грамоты делились на:

  • чистые;
  • смешанные (для нескольких объектов). Например, вотчинно-льготные грамоты, связанные с передачей имения и устанавливающие комплекс льгот для лиц, живущих на определенной территории.

Органы власти тщательно разработали формуляр для жалованной грамоты. В нем были предусмотрены элементы, необходимые для идентификации субъекта и объекта. Также были сведения об имени царя, от которого оформлена грамота. Прописывалась суть поданной челобитной, относительно которой выдана жалованная грамота. Было подробное изложение условий для исполнения царского указа, прописанного в грамоте, и точное установление даты изложения.

На протяжении XIV-XV вв. на территории Московского государства именно жалованные грамоты считались главным источником права в письменной форме. Наиболее значимыми и известными документами того времени выступают:

  • грамоты на кормления, которые давали наместнику князя в той или иной волости право осуществлять управление, суд, а также пользование доходами наместнического происхождения;
  • грамоты на поместья, указывающие на передачу князем в пользу служилых людей прав на земельные наделы и поместья. Эти права сохранялись на время, когда получивший грамоту остается на службе.

Порядок выдачи жалованных грамот с XVI в.

Начиная со 2-й половины XVI в., частота выдачи жалованных грамот финансового типа резко снизилась. Причиной стало то, что Российская держава начала уделять больше внимания формированию бюджета. С XVII в. перечень получателей жалованных грамот существенно расширился — их выдавали не только лицам знатного сословия, но и непривилегированным слоям. В частности, некоторые грамоты вводили привилегии для проживающих на Слобожанщине, жителям левобережья Днепра и его притоков.

Допетровская эпоха в России была тесно связана с жалованными грамотами, которые юридически действовали до того момента, пока выдавший их государь не умирал. В дальнейшем правопреемник должен был подтвердить волю умершего и засвидетельствовать сохранение грамотой своей юридической силы. Такое подтверждение правовой силы делалось исключительно письменно на обороте документа. Изменения в практике выдачи жалованных грамот произошли в XVIII в., когда с их помощью оформлялся факт пожалования графского или баронского титула.

Читайте также:
Как развестись, если муж забрал свидетельство о браке?

Жалованная грамота дворянству 1785 г.

Она являлась законодательным актом, который окончательно определял с юридической точки зрения статус дворянского сословия. Документ был подписан императрицей Екатериной II 21 апреля (2 мая) 1785 г. и включал преамбулу, 4 главы, 92 статьи.

В жалованной грамоте дворянству аккумулировались и подтверждались все предоставленные ранее дворянскому сословию права и привилегии, кроме права на владение крепостными. По крепостным крестьянам в грамоте не было указано ничего. При этом подтверждалась и свобода дворян от службы в обязательном порядке. Эту свободу дворяне получили по Манифесту от 1762 г. Указывалась возможность дворян выезжать за пределы Российского государства и поступать на службу в дружественных государствах, а также привилегия на освобождение от телесного наказания. Государь подтверждал, что наследственные имения остаются неотчуждаемыми, а самих дворян освобождал от уплаты налогов личного типа.

Жалованная грамота городам 1785 г.

В этом законодательном акте определялся юридический статус единого сословия в городах. Отдельно указывался статус непосредственно города как правового субъекта в лице его жителей. Документ был подписан Екатериной II 21 апреля (2 мая) 1785 г. Он включал 14 глав со 178 статьями. Грамота была ориентирована на стимулирование процесса формирования единого городского сословия, а также развития городского образования.

Городское общество было разделено на 6 категорий. Эти категории различались по имущественному статусу, особенностям исполнения фискального обязательства, занятиям. Среди них выделялись:

  • обычные обыватели городов;
  • представители купеческой гильдии;
  • представители цехов ремесленников;
  • именитые горожане;
  • иностранные граждане или жители других городов;
  • посадские, не относящиеся к предыдущим группам.

В тексте Жалованной грамоты в детальной форме представлен состав и особенности правового статуса каждой категории городского общества с указанием привилегий и обязательств.

Этапы создания и суть Жалованной грамоты городам Екатерины Великой

В 1785 году была принята Жалованная грамота городам, определяющая основы самоуправления и разделяющая население на категории. Больше всего прав было у дворянства и купечества.

Жалованная грамота городам — указ, подписанный Екатериной Великой 21 апреля 1785 года. Полностью текст назывался «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Документ определял основы самоуправления городов империи, привилегии, тяготы городского населения, которое отныне выделялось в отдельное сословие — мещанство. Мещане разделялись на 6 категорий. Привилегированное положение получало состоятельное купечество (1-й, 2-й гильдий), а также новая категория населения — именитые граждане.

Издание екатерининской Жалованной грамоты городам последовало в тот же день с дарованием аналогичного документа для дворянства. Оба акта имеют одну дату публикации. Фактически императрица давала понять, что, кроме дворян, намерена опираться также на купечество.

С точки зрения правительницы — разумная цель. Если дворянство составляло 1,5% населения, то купечество — 4%, причем оно играло все большую роль в экономической и политической жизни страны, сосредотачивая в своих руках значительную часть денежных средств.

Основные положения Грамоты

Грамота имеет значительный объем текста, она подробным образом расписывает все аспекты самоуправления города, основные обязанности, тяготы его жителей.

Документ ставил в привилегированное положение не всех городских обитателей, а исключительно купечество и приравненных к ним именитых граждан.

Под именитыми гражданами понимались:

  • члены межсословного (совестного) и городского (магистрата) судов губернского уровня, городские главы, бургомистры, отслужившие не менее 2 сроков беспорочно;
  • ученые с аттестатами академий или университетов;
  • художники, композиторы, скульпторы, состоящие в художественных академиях;
  • мещане, имеющие недвижимого, движимого имущества и денег на сумму не менее 50 тысяч рублей;
  • банкиры с капиталом от 100 до 200 тысяч рублей;
  • оптовые торговцы;
  • владельцы морских кораблей, ведущие заморскую торговлю.

Для купцов подтверждались все права, которыми их наделили до 1785 года.

Вводился имущественный ценз, участвовать в самоуправлении города могли только те обыватели, которые его проходили.

Все горожане разделялись на 6 категорий. Для каждой категории устанавливался собственный перечень привилегий, повинностей.

Разряды городского населения

Раньше все горожане считались единым сословием, имевшим примерно одинаковые привилегии. Теперь они разделялись по наличному имуществу, занятиям:

  • Купцы 3-х разрядов. Принадлежность к гильдиям определялась величиной имущества: 1-я — от 10 до 50 тысяч рублей, 2-я — от 5 до 10, 3-я — от 1 до 5 тысяч рублей.
  • Именитые граждане.
  • Обыватели — горожане, имеющие свои дома или участки земли.
  • Посадские люди — обыватели, не имеющие собственных домов и занимающиеся различной работой.
  • Ремесленники — как правило, наемные работники, занятые на мануфактурах, заводах, в мастерских.
  • Иностранцы — под этой категорией понимались граждане иных государств. К ней же причислялись временно проживающие российские подданные из других мест.
Читайте также:
Как защитить дом от раздела?

Ранее в истории попыток официально выделить категории обитателей городов не было. Население отныне разделялось на рядовых граждан и состоятельную элиту, имеющую значительные привилегии.

Можно сказать, что власть в городах переходила в руки купцов и богатых жителей, так же, как в губерниях, уездах властью самочинно распоряжались дворяне.

Привилегии купечества

К купцам 1-й и 2-й гильдий отныне не могли применяться телесные наказания. Представители всех 3 гильдий могли откупиться от рекрутской повинности за единоразовый взнос в 360 рублей. Также они освобождались от подушной подати, платя вместо нее в качестве налога 1% с капитала.

Именитые граждане получали возможность в перспективе стать дворянами — любой из их рода, кто оставался в этом статусе на протяжении 3 поколений, мог обратиться с прошением о даровании ему дворянства.

Городское самоуправление

С принятием Жалованной грамоты управление городскими населенными пунктами передавалась выборным органам самоуправления.

У горожан появлялся свой суд — магистрат, который решал споры между ними.

Управление городом сосредотачивалось в 2 палатах: общегородском собрании и Шестигласной думе.

Однако практически все управление сосредотачивалось в руках богатейшего купечества.

Право избирать имели лишь те жители, кто имел доход за год не менее 50 рублей. Большинство городских обывателей, ремесленников, посадских людей такого дохода не имели. Городское общество избирали на 3 года Общегородское собрание, которое уже избирало главу города, городской магистрат и Шестигласную думу, представляющую собой исполнительный орган городской власти.

В Шестигласной думе заседали 6 человек, избранных от каждого городского разряда, и городской голова. Этот орган решал вопросы исполнения казенных повинностей, сбора и расходования финансов на городские нужды, градоустройство.

Получалось так, что из 7 человек Шестигласной думы 2 (от своего разряда и главу думы) выбирали купцы. С учетом того, что представитель от именитых людей тоже был из среды богатых горожан, купцы получали изрядное преимущество при принятии любого решения — им достаточно было всего 1 голоса оставшихся членов собрания.

Итоги и результаты городской реформы 1785 года

Новый закон создавал возможности решений по местным вопросам в городах. Но он же отдавал реальные рычаги власти дворянам и богатейшим гражданам, оставляя остальным гражданам разве что право совещательного голоса.

Высокопоставленные должности оставались в руках дворян. Если купцы теперь могли принимать решения по развитию города, то их исполнение оставалось в ведении дворянства.

Выделился новый класс мещан, разделенный на разряды с определенными для каждого разряда правами и обязанностями.

Жалованная грамота дворянству 1785 года — основные положения и последствия преобразований

Существенной чертой документа являлось разрешение вольностей и прав благородным дворянам не в силу их принадлежности к государственным структурам, а в качестве милости государя.

Общее понятие

В 1785 году Екатерина ІІ грамотой освободила представителей дворянского сословия от обязательной службы в армии. Это положение впервые было изложено в манифесте Петра ІІІ еще 28 июля 1762 года. В документе государя «О вступлении на престол императрицы Екатерины ІІ» подчеркивалось, что необходимость в принуждении к воинской службе отсутствует, хотя существовала до этого времени. Представители дворянского сословия продолжали службу по собственному желанию, а отставка ограничивалась за 3 месяца до начала военных действий или в период войны.

Положение манифеста распространялось на дворян:

  • которые во время вступления в силу манифеста были на службе, и у них не было чина обер-офицера;
  • не прослужили в армии 12 лет.

Лица, уволенные из войска, беспрепятственно ездили в другие страны Европы и по желанию служили там в армии, но были обязаны по первому требованию вернуться в Россию. Бояре обязывались предоставлять сведения о месте обучения своих несовершеннолетних детей, которые достигли возраста 12 лет.

Представители богатого сословия выбирали учебу в учреждениях России, в европейских заведениях или получали знания в домашних условиях. Обедневшие аристократы обучали наследников в кадетском шляхетском корпусе.

Значение манифеста

После предоставления льгот Петр ІІІ был уверен, что бояре и дальше будут поступать на военную службу с таким же усердием. Принятие манифеста не должно было снизить желание дворянских представителей к обучению и воспитанию детей. Истинные и верноподданные граждане обязаны были презирать тех, кто поступал иначе и признавать их «нерадивыми об общем добре». Такие личности не имели доступа ко двору и публичным собраниям.

Читайте также:
Иностранная рабочая сила: что это значит

Манифест имел в тексте положение о клятвенном обещании. В соответствии с нормой подданные присягали в торжественной форме верно и без проявления лицемерия служить и повиноваться государю. О том, что представителям высшего сословия даровалась свобода участия в законодательстве, в начальный период принятия манифеста не упоминалось. Документ кратко засвидетельствовал особое положение бояр в обществе, отменил обязательность призыва в армию для людей благородного происхождения.

Документ Петра о вольности не был отменен или утвержден окончательно, хотя некоторые нормативы реализовались в работе Сената и Герольдмейстерского управления. Вопрос об окончательном принятии и законодательном формировании дворянских привилегий оставался на стадии разработки.

Дворянство с радостью встретило манифест, но Екатерина ІІ осталась недовольна и в январе 1763 года составила комиссию по детальному рассмотрению закона. Для обсуждения проекта была создана Комиссия о коммерции, затем Уложенная специальная комиссия.

Императрица мотивировала это тем, что некоторые пункты еще больше ограничивали свободу, чем стандартные требования государственных положений о военной службе.

Принятие грамоты

При царствовании Екатерине ІІ досталась от супруга малоустойчивая позиция на престоле и законодательная бумага, которая диктовала осмотрительное отношение во внутренней политике. В обществе давно приближалась потребность преобразования старых взаимоотношений благородного сословия и властных структур. Закон, подписанный Петром ІІІ, был написан с применением специальной терминологии и благородный класс ожидал не возрождения новых прав, а хотел получить свободу.

Екатерина славилась дальновидностью и талантливым правлением, ее интуиция подсказывала, что понятие вольности нужно мягко обойти. Она предполагала строить новые отношения с господствующей элитой на основе усиления желания к служению Отечеству и монарху. С точки зрения закона, она рассматривала дарение привилегий дворянскому сословию в качестве предварительного плана, который бы помогал переформировать режим государственной службы всех представителей высшего общества.

В измененной форме акт вышел в свет только по истечении 20 лет. Это был важный документ для того, кто издал жалованную грамоту дворянству. «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» появилась в 1785 году. В начале указа приводилось вступление о величественных подвигах России, заслугах дворянского сословия и благоволении к нему монархов. В дальнейшем тексте рассматривались преимущества и вольности бояр.

Вторая часть грамоты состоит из разделов:

  1. О преимуществах дворян личного характера.
  2. О реформировании высшего общества в районах России и положения о дворянском собрании.
  3. Распоряжения о комплектовании и ведении родословных книг относительно нового закона.
  4. О формировании доказательств о благородном дворянском происхождении.

Наказ Екатерины развивал и дополнял положения манифеста. В нем подчеркивалось естественное право дворянства, приобретенное по факту рождения, составлять элитарную часть общества.

Содержание документа

Население делилось на 3 класса, первый относился к благородному сословию, которое обязано было регулярно подтверждать особое предназначение. Добродетель, честь, стремление к верному служению рассматривались в ракурсе любви к Отечеству. Дворяне должны были в обязательном порядке проявлять послушание и не допускать бесчестных дел.

Текст грамоты начинался с введения, где перечислялись подвиги дворянства по отношению к государственному строю.

Затем говорилось о благочестивом отношении правящей особы к российскому благородному сословию на основании ревностного служения, заслуг и непоколебимой преданности.

В законодательной бумаге приводились акты о дворянстве, которые были приняты до вступления в силу Жалованной грамоты:

  1. Именной указ от 16.01.1721.
  2. Табель о рангах.
  3. Указ царя Федора Алексеевича об упразднении местничества (1682).

Структура текста немного усложнялась тем, что в ней приводилось множество разъяснений, объясняющих толкований, определений. Исследователи истории объясняют такую структуру стремлением составителя избежать грубых ошибок в рамках юридического суждения, которые были отмечены в манифесте Петра ІІІ.

Такие недосказанности послужили причиной невозможности принятия и дарования дворянских привилегий прежним правителем.

Определение звания дворянина

Дворянство относилось к привилегированному слою, который сформировался в феодальном обществе в качестве государствообразующего фундамента в средневековой истории. К категории жалованного дворянства относилось звание, присвоенное государем за видные заслуги или по результатам безукоризненной службы длительное время.

Жалованное дворянство могло быть:

  • наследственное;
  • пожизненное.

Первый вид передавался по наследству потомкам жалованного представителя дворянства. Пожизненный титул существовал только до смерти индивидуума и не передавался детям. Дворянский чин являлся потомственной и неотъемлемой характеристикой и предоставлялся членам семьи благородного человека.

Некоторые индивидуумы лишались титула, если совершали уголовно наказуемые деяния, список которых был строго регламентирован. Перечень таких деяний не расширялся и не пересматривался ни при каких обстоятельствах. Лишение дворянства, чести или даже жизни проводилось при внесении на рассмотрение Сената и при утверждении императора. Восстановление утраченных титулов не было в обычае, как и не делалось попыток к этому.

Читайте также:
Как выписать проданную компанию с моего адреса?

Права благородного сословия

Дворяне тем чаще приравнивали себя к высшему обществу, чем больше получали льгот. Привилегированным положением пользовались бояре, аристократы, дворяне, они избегали сравнения их с тяглой гильдией. В последний класс входили посадские люди и крестьяне, которые были обязаны платить государству подати, отрабатывать повинности или проходить обязательную службу.

Дворяне стали активнее бороться за личные свободы и права для укрепления благородного достоинства и чести. Особенно возмущали бояр позорящие пытки и наказания, проведение которых было узаконено при Петре І. Такое публичное шельмование на площади вело к лишению титула дворянина и снятию иных рангов. Последствием публичного обнажения и телесного наказания был возврат в низшее сословие, т. к. после такого человек не мог принадлежать благородному классу.

В жалованной грамоте впервые устанавливается положение, что лишение наиболее важных характеристик — дворянского титула, имения, чести и жизни может происходить только по решению судебного органа. По этому документу бессудная отмена звания уже не являлась следствием публичных пыток, больше того, подписание документа привело к освобождению аристократов от телесных наказаний. В грамоте определялись процессуальные и судебные права бояр, в соответствии с которыми их мог судить только состав равных.

Имущественные права предусматривали неограниченные прерогативы владения и наследования собственности любого вида, в том числе и крестьян. Аристократы занимались предпринимательством, торговлей по морским путям. Люди из благородного сословия приобретали и строили фабрики и заводы в городах и территориальных регионах, заводили магазины и лавки, продавали выращенные продукты и произведенные товары. Бояре и дворяне освобождались от уплаты личных податей.

Принципы самоуправления

Издание грамоты освободило дворян от обязательного призыва на службу. Обстоятельство открыло возможность для расширения местного самоуправления, которое теперь закрепилось в рамках законодательства.

В грамоте Екатерина предусмотрела положения:

  1. Дворянским собраниям увеличивались права управления. Контроль работы объединений одновременно возлагался на региональных должностных представителей. Генерал-губернаторы, государевы наместники координировали деятельность высшего собрания.
  2. Созданные дворянским сословием собрания имели собственные имущественные права. Они скапливали финансы, выдавали ссуды, могли принять на работу служащих, решить жалобные вопросы. Собрания обладали политическим правами в части подачи проектов управления монарху.
  3. В собрание входили все дворянские представители, которые проживали в местности. Губернский предводитель управлял обществом, кандидатуру которого утверждал губернатор. Собрание выбирало судебных заседателей и представителей на должности в полиции.

В собрание не могли избираться дворяне, у которых не было земельных наделов и те, кто не достиг 25 лет. Права аристократов без офицерского чина, и которые не служили в армии, ограничивались. Дворяне, которые наказывались судом за преступления, исключались из состава. Уездный дворянский предводитель избирался сословием через 3 года с учетом баллов.

Оформление родословных книг

Составление таких книг было предоставлено уездным представителям. Все дворяне с потомственными титулами имели тождественные права, независимо от древности фамилии и разницы в званиях.

Родословные книги составлялись только на потомственных аристократов, а личные в них не вносились. В статьях грамоты подробно расписывался порядок оформления генеалогических книг.

Юридические записи признания действительности благородного подтверждения требовали доказательств.

Список таких актовых документов приводится в статьях Жалованной грамоты.

Основными целями принятия грамоты являлись:

  • стремление увеличить лояльность аристократов, дворян и бояр к императрице;
  • укрепление власти;
  • правовое формирование вольностей и привилегий благородных сословий перед другими классами.

Екатерина придавала большое значение документу и считала ее вершиной закона. Предоставление новых вольностей дворянам привело к еще большему превращению крестьян в рабов и их закрепощению. Императрица провозглашала равенство людей, а на деле разделяла общество в плане свобод и прав человека.

Естественная монополия – что это такое?

Естественная монополия является производственной отраслью, занятой компаниями, способными нормально работать только при отсутствии конкуренции. Если в этой сфере производства появится конкурент, то издержки перестанут быть минимальными, а это повлечёт уменьшение доходности, и увеличит стоимость товаров или услуг. Естественная монополия – важный аргумент в пользу национализации экономически важных для страны и общества отраслей (например, железнодорожного хозяйства).

Суть естественной монополии

Понятие «монополия» в переводе с греческого языка означает «один продаю». При такой структуре на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна компания, являющаяся большим капиталистическим предприятием, которое контролирует производство и сбыт продукции. Производится уникальный продукт, не имеющий аналогов, и закрыто вхождение новых компаний на рынок.

Читайте также:
Нештатный консул: что это такое, описание и особенности

Естественной называется разновидность монополии, которая занимает на рынке привилегированное положение из-за особенностей технологии производства: эксклюзивно владеет ресурсами, имеет исключительную материально-техническую базу или крайне высокую стоимость. Как правило, естественные монополии являются компаниями, управляющими трудоёмкими инфраструктурами, создать которые другие фирмы технически не в состоянии или это считается экономически неоправданным.

Естественными монополиями являются такие сферы коммунального хозяйства как электро-, тепло-, газо- и водоснабжение. Другим ярким примером служат железные дороги РФ. Создание альтернативной системы железнодорожного сообщения в государстве невозможно, поэтому РЖД монополист в области железнодорожных перевозок. Но у пассажиров есть возможность выбора аналогов: можно выбрать не только поезд, но и самолет или автомобиль. Поэтому РЖД не монополист на рынке транспортных перевозок, но остаётся монополией в сфере железнодорожного транспорта.

Естественная монополия образуется в том случае, когда деятельность приносит доход в долгосрочной перспективе при обслуживании всего рынка. Чаще всего требуются большие затраты на начальном этапе. В этом случае предприятия объединяет единая сбытовая организация.

Причины образования монополии и характерные особенности

Основная причина создания монополии заключается в стремлении бизнеса извлечь максимум дохода от монополизации рынка. Дополнительными причинами, которые способствуют образованию монополий, могут являться:

  • правительство устанавливает законодательные барьеры для ведения бизнеса (сертификация, лицензирование, распределение квот);
  • наличие значительных затрат при ведении деятельности, которые не окупятся в конкурентной среде;
  • компании укрупняются путём слияния и поглощения;
  • протекционистская политика защищает отечественных производителей от зарубежных конкурентов.

Характерные особенности монополий:

  1. Отрасль представляет одна компания-производитель определённого товара.
  2. Фирма-монополист может регулировать количество своей продукции на рынке, таким способом определяя её стоимость.
  3. Производителям аналогичной продукции при попытках реализовать её на монополизированном рынке создают искусственные барьеры: юридические, технические или экономические.
  4. Компания-монополист чаще всего не использует рекламу.
  5. Покупатели вынуждены покупать товар производителя-монополиста или обходится без него.

Способы монополизации рынка

Чтобы занять доминирующее положение на рынке, компания может воспользоваться несколькими способами:

  • произвести новый уникальный продукт, аналоги которого пока не могут освоить конкуренты. Подобная ситуация обычно бывает временной. Отсутствие конкуренции обусловливает технологический отрыв, который конкуренты стараются быстро преодолеть;
  • достигается высочайшая эффективность производства, позволяющая предлагать продукцию по минимальной стоимости;
  • создаются конгломераты и концерны. Крупные производители объединяют ресурсы и создают такую ситуацию на рынке, когда они имеют возможность диктовать условия конкурентам послабее. Типичный приём, способствующий достижению этой цели – одновременное владение несколькими значительными потребительскими секторами (например, производство автомобилей или железнодорожные перевозки);
  • сформировать картели. При этом несколько монополистов договариваются между собой по поводу ценовой политики. Регулирующие органы практически всех государств ведут активную борьбу с таким сговором, который ограничивает свободу торговли;
  • некоторым субъектам хозяйствования власти предоставляют исключительные права. Отличительная черта административной монополии заключаются в действиях государства, направленных на ограничение конкуренции и подчинение властным структурам (например, министерству, управлению, главку и т. д.).

Отличия естественной монополии от искусственной

Основой свободных рыночных отношений является конкуренция, поэтому государство стоит на её защите. Однако, существуют товары или услуги, которые обладают специфическими характеристиками. Главная их черта – жизненная важность для государственной экономики. Чаще всего, то, что подобные продукты предлагает один продавец, является оправданным и рациональным.

Естественная монополия – ситуация на рынке, когда конкуренция негативно влияет на макроэкономические показатели государства, является стратегически опасной или технологически невозможной.

Естественные монополии обладают следующими признаками:

  1. Чрезвычайно высокой стоимостью входа в бизнес. Затраты на начальном этапе деятельности настолько огромны, что обычно только государство может их понести.
  2. Постоянные составляющие издержек тоже слишком масштабны.
  3. Неэластичным спросом на продукт, предназначенный удовлетворить первоочередные потребности и который население будет покупать по любой цене.
  4. Отсутствием альтернативы продукту. Другими словами, товар или услуга уникальны, и их нельзя ничем заменить.

Роль естественных монополий в государственной экономике

В Российской Федерации, как и в других государствах, существуют естественные монополии, которые соответствуют следующим критериям:

  • единственное предприятие-гигант;
  • уникальная продукция;
  • непреодолимые барьеры для конкурентов;
  • полная информация.

В настоящее время в список отраслей, которые отвечают вышеперечисленным критериям, включены важнейшие для экономики государства позиции:

Вид естественной монополии Комментарий
Транспортировка газа и нефти Значительная доля экспорта занята углеводородами, играющими в экономике России большую роль. Кроме того, стоимость средств доставки тоже очень высока
Железнодорожный транспорт Единственная компания, выполняющая рельсовые перевозки в Российской федерации – РЖД, которая владеет всем путевым хозяйством
Транспортные терминалы Очень трудно представить частный железнодорожный вокзал или аэропорт, который конкурирует со стоящим неподалёку
Транспортировка электроэнергии Единая энергосистема обладает особенностями функционирования, не позволяющими поделить её между несколькими собственниками
Теплоснабжение Монополизация этой сферы оправдана по тем же причинам, что и снабжение электроэнергией
Коммунальная сеть и водоснабжение Социальная роль этих отраслей критически важна. Стоимость услуг ЖКХ устанавливается таким образом, что вызывается возникновение дилеммы её регулирования (выбор эффективного или справедливого уровня). Власти контролируют деятельность таких монополий, чтобы предотвратить рост тарифов, нарушающих равновесие расходов и доходов населения
Почтовые услуги ФГУП «Почта России» федеральные органы власти предоставляют преференции в сфере доставки корреспонденции, посылок и бандеролей
Читайте также:
Как оформить изменения в Уставе?

Видео по теме:

Антимонопольное регулирование

Государство регулирует деятельность предприятий-монополистов, все они заносятся в реестр Государственной Антимонопольной службы. Сведения о субъектах, имеющих статус монополиста, доступны на официальном сайте ФАС. Сферы деятельности для удобства поиска делятся на пять разделов: связь, энергетический комплекс, транспорт, водоснабжение, захоронение радиоактивных отходов.

При отсутствии конкуренции в обществе происходят негативные процессы:

  1. Отсутствует стимул развития новых технологий.
  2. Дефицит товаров и услуг.
  3. Ресурсы расходуются не эффективно.
  4. Доходы распределяются не справедливо.

Поэтому правительства многих стран ограничивают создание монополий введением антимонопольных законов. Они защищают интересы потребителей и способствуют экономическому процветанию. При этом специальными государственными органами осуществляются следующие действия:

  • контролируется ценообразование;
  • предотвращается зависимость небольших компаний от гигантов;
  • отслеживается степень конкуренции на рынке.

Монополия

Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.

То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.

При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.

Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.

Причины создания монополий

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Характерные черты монополии

Характерные черты монополии заключаются в следующем:

вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

Виды монополий

На практике выделяют следующие виды монополий:

государственная (закрытая) монополия.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

спекуляция ценными бумагами.

Открытая монополия

Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.

При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.

Читайте также:
Уголовно-исполнительная система: что это такое, описание и особенности

Государственная (закрытая) монополия

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

субъект монополии (монополиста);

товарные границы монопольного рынка;

формы контроля и регулирования его деятельности;

компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

Формы монополий

На практике выделяют следующие формы монополий:

Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;

Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.

Преимущества и недостатки монополий

Достоинства монополии заключаются в следующем:

Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.

Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.

Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.

Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.

К недостаткам монополии можно отнести:

▪ Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.

▪ Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.

▪ Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

отсутствию стимула развивать новые технологии;

не эффективному расходованию ресурсов;

не справедливому распределению доходов.

Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;

следят за уровнем конкуренции на рынке.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Естественная монополия

Опубликовано 23.06.2021 · Обновлено 23.06.2021

Что такое Естественная монополия?

Естественная монополия – это тип монополии, который существует из-за высоких начальных затрат или значительной экономии за счет масштабов ведения бизнеса в конкретной отрасли. Компания с естественной монополией может быть единственным поставщиком, продуктом или услугой в отрасли или географическом местоположении. Естественные монополии могут возникать в отраслях, для работы которых требуется уникальное сырье, технологии или аналогичные факторы.

Ключевые моменты

  • Естественная монополия – это тип монополии, возникающий из-за естественных рыночных сил.
  • Компания с естественной монополией может быть единственным поставщиком, продуктом или услугой в отрасли или географическом местоположении.
  • Естественные монополии разрешены, когда одна компания может поставлять товар или услугу по более низкой цене, чем любой потенциальный конкурент, но часто жестко регулируются для защиты потребителей.

Понимание естественных монополий

Естественная монополия, как следует из названия, со временем становится монополией из-за рыночных условий и без какой-либо недобросовестной деловой практики, которая могла бы задушить конкуренцию. Некоторые монополии используют тактику для получения несправедливого преимущества за счет сговора, слияний, поглощений и враждебных поглощений . Сговор может включать в себя сговор двух конкурирующих конкурентов для получения несправедливого рыночного преимущества путем согласованного фиксирования или повышения цен.

Вместо этого естественные монополии возникают двумя способами. Во-первых, это когда компания использует высокие барьеры для входа в отрасль, чтобы создать «ров» или защитную стену вокруг своих деловых операций. Высокие барьеры для входа часто возникают из-за значительного количества капитала или денежных средств, необходимых для покупки основных средств , которые являются физическими активами, которые необходимы компании для работы. Производственные предприятия, специализированная техника и оборудование – все это основные фонды, которые могут помешать новой компании войти в отрасль из-за своих высоких затрат.

Во-вторых, производство в крупных масштабах намного эффективнее мелкомасштабного производства, поэтому одного крупного производителя достаточно, чтобы удовлетворить весь доступный рыночный спрос. Поскольку их издержки выше, мелкие производители просто никогда не смогут конкурировать с более крупными производителями с более низкими издержками. В этом случае естественная монополия единственного крупного производителя также является наиболее экономически эффективным способом производства рассматриваемого товара. Этот вид естественной монополии не связан с крупномасштабными основными фондами или инвестициями, но может быть результатом простого преимущества первопроходца , увеличения отдачи от централизации информации и принятия решений или сетевых эффектов .

Почему разрешены естественные монополии

Естественные монополии разрешены, когда одна компания может поставлять продукт или услугу по более низкой цене, чем любой потенциальный конкурент, и в объеме, который может обслуживать весь рынок. Поскольку естественные монополии эффективно используют ограниченные ресурсы отрасли, чтобы предлагать потребителям самую низкую цену за единицу продукции, во многих ситуациях выгодно иметь естественную монополию.

Читайте также:
Как пожаловаться в арбитражный суд на решение налоговой?

Например, электроэнергетика – это естественная монополия. Коммунальные монополии предоставляют воду, канализацию, электричество и энергию, такую ​​как природный газ и нефть, в города по всей стране. Начальные затраты, связанные с созданием коммунальных предприятий и распространением их продукции, значительны. В результате капитальные затраты являются сильным сдерживающим фактором для потенциальных конкурентов.

Кроме того, обществу может быть выгодно иметь коммунальные предприятия в качестве естественных монополий. Создание нескольких коммунальных компаний было бы невозможным, поскольку для каждого конкурента потребовалось бы несколько распределительных сетей, таких как канализационные линии, электрические столбы и водопроводные трубы. Поскольку экономически целесообразно, чтобы коммунальные предприятия работали как естественные монополии, правительства позволяют им существовать. Однако отрасль жестко регулируется, чтобы потребители получали справедливые цены и надлежащие услуги.

Другой пример естественной монополии – железнодорожная компания. Железнодорожная отрасль финансируется государством, что означает, что их естественные монополии разрешены, потому что они более эффективны и в интересах общества способствовать ее процветанию. Кроме того, отрасль не может поддерживать двух или более крупных игроков, учитывая необходимые уникальные ресурсы, такие как земля под железнодорожные пути, вокзалы и их дорогостоящие сооружения. Однако то, что компания действует как естественная монополия, явно не означает, что это единственная компания в отрасли. Компания может иметь монополию в одном регионе страны. Например, кабельные компании часто работают в регионах, хотя в отрасли наблюдается консолидация, в результате чего появляются национальные игроки.

Более современные примеры естественных монополий включают платформы социальных сетей, поисковые системы и онлайн-торговлю. Такие компании, как Facebook, Google и Amazon, создали естественные монополии для различных онлайн-сервисов, во многом благодаря преимуществам первопроходцев, сетевым эффектам и естественной экономии за счет масштаба, связанной с обработкой больших объемов данных и информации. В отличие от традиционных коммунальных предприятий, эти типы естественных монополий пока практически не регулируются в большинстве стран.

Важный

Естественная монополия обычно существует, когда эффективно иметь только одну компанию или поставщика услуг в отрасли или географическом местоположении.

Регулирование естественных монополий

Компании, обладающие естественной монополией, могут иногда использовать преимущества, ограничивая предложение товаров, завышая цены или используя свою власть в ущерб другим способом, кроме цен.

Например, коммунальная компания может попытаться повысить тарифы на электроэнергию, чтобы накопить сверхприбыли для владельцев или руководителей. Или платформа интернет-услуг может использовать свою монопольную власть над информацией, интерактивным взаимодействием и коммерцией, чтобы оказывать чрезмерное влияние на то, что люди могут видеть, говорить или продавать в Интернете. Регулирование естественных монополий часто устанавливается для защиты населения от любых злоупотреблений естественными монополиями.

Согласно общему праву, многие естественные монополии действуют как общие перевозчики, чей бизнес признан имеющим риски монопольного злоупотребления, но им разрешено вести бизнес, пока они служат общественным интересам. Обычные операторы связи обычно должны предоставлять открытый доступ к своим услугам без ограничения предложения или дискриминации среди клиентов, а взамен им разрешается действовать как монополия и предоставляется защита от ответственности за возможное неправомерное использование клиентами. Например, компании стационарной телефонной связи обязаны предлагать домашним хозяйствам в пределах своей территории телефонные услуги без дискриминации по манере или содержанию телефонных разговоров человека и, в свою очередь, обычно не несут ответственности, если их клиенты злоупотребляют услугой, совершая розыгрыши по телефону.

В большинстве случаев естественных монополий, разрешенных государством, в каждом регионе есть регулирующие органы, которые служат сторожевой собакой для населения. Коммунальные предприятия обычно регулируются государственными департаментами коммунальных предприятий или государственными комиссиями. Министерство транспорта США несет широкую ответственность за безопасность передвижения по железным дорогам, в то время как Министерство энергетики США отвечает за нефтяную и газовую промышленность. До сих пор ни одно из аналогичных агентств в США не наделено полномочиями аналогичным образом регулировать технологические и информационные монополии, и они не управляются как общие операторы, хотя это может стать тенденцией в будущем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: