Женевские конвенции по морскому праву

Женевские конвенции по морскому праву

Государства – Стороны настоящей Конвенции согласились о нижеследующем:

Часть 1

Раздел I. Общие постановления

Статья 1

1. Суверенитет государства распространяется за пределы его сухопутной территории и его внутренних вод на морской пояс, примыкающий к его берегу и называемый территориальным морем.

2. Указанный суверенитет осуществляется с соблюдением постановлений настоящий статей и других норм международного права.

Статья 2

Суверенитет прибрежного государства распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как и на поверхность и недра его дна.

Раздел II. Границы территориального моря

Статья 3

Если иное не предусмотрено в постановлениях настоящих статей, нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.

Статья 4

1. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии, от которой отмеряется территориальное море, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие пункты.

2. При проведении таких исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.

3. Исходные линии могут проводиться к обсыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря.

4. В случаях, когда согласно пункту 1 может быть применен метод прямых исходных линий, при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых доказаны их длительным осуществлением.

5. Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря.

6. Прибрежное государство должно ясно обозначать исходные линии на морских картах, которые должны быть надлежаще опубликованы.

Статья 5

1. Воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства.

2. Там, где согласно статье 4 установление прямой исходной линии приводит к включению во внутренние воды районов, которые до того рассматривались как часть территориального моря или открытого моря, применяется право мирного прохода, предусмотренное статьями с 14 по 23.

Статья 6

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Статья 7

1. Настоящая статья относится только к заливам, берега которых принадлежат одному государству.

2. В настоящих статьях под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой, в соотношении к ширине входа в него, мере, что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его не равна и не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.

3. В целях измерения, площадью углубления считается площадь, расположенная между отметкой наибольшего отлива вокруг берега, углубления и линией, соединяющей отметки наибольшего отлива пунктов его естественного входа. Если, вследствие наличия островов, углубление имеет несколько входов, такой полукруг проводится от линии, длина которой равняется сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, расположенные в углублении, рассматриваются как части водного пространства этого углубления.

4. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не превышает двадцати четырех миль, замыкающая линия может быть проведена между этими двумя отметками наибольшего отлива, и отграниченные таким образом воды считаются внутренними водами.

5. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив превышает двадцать четыре мили, прямая исходная линия в двадцать четыре мили проводится внутри залива таким образом, чтобы линией такого протяжения было отграничено возможно большее водное пространство.

6. Изложенные выше постановления не распространяются на так называемые “исторические” заливы и на те случаи, когда применяется система прямых исходных линий, предусматриваемая в статье 4.

Статья 8

При определении границ территориального моря наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега.

Статья 9

Рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и стоянки судов и которые иначе были бы расположены всецело или отчасти за внешней границей территориального моря, включаются в территориальное море. Прибрежное государство обязано ясно обозначить границы таких рейдов и указывать эти границы на морских картах, которые должны быть надлежаще опубликованы.

Статья 10

1. Под островом понимается естественно образованное пространство суши, окруженное водой и расположенное над уровнем наибольшего прилива.

2. Территориальное море острова отмеряется согласно постановлениям настоящих статей.

Статья 11

1. Под обсыхающим при отливе возвышением понимается естественно образованное пространство суши, окруженное водой и расположенное выше уровня воды при отливе, но покрывающееся водой при приливе. Если обсыхающее при отливе возвышение полностью или частично находится от материка или от острова на расстоянии, не превышающем ширины территориального моря, то линией наибольшего отлива такого обсыхающего при отливе возвышения можно пользоваться как исходной линией для измерения территориального моря.

Читайте также:
Брак частичный: что это такое, описание и особенности

2. Если обсыхающее при отливе возвышение расположено полностью или частично на расстоянии от материка или острова, превышающем ширину территориального моря, оно не имеет своего территориального моря.

Статья 12

1. Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то, ни другое государство не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свое территориальное море за срединную линию, проведенную таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных морей этих двух государств. Однако постановления настоящего пункта не применяются, если, в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств, необходимо разграничивать территориальные моря двух государств иным образом, чем это указано в настоящем постановлении.

2. Граница между территориальными морями двух расположенных друг против друга или примыкающих друг к другу государств обозначается на официально признанных прибрежными государствами морских картах крупного масштаба.

Статья 13

Если река впадает в море непосредственно, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек устья реки между точками на ее берегах, соответствующими наибольшему отливу.

Раздел III. Право мирного прохода

Подраздел А. Правила, применяемые ко всем судам

Статья 14

1. При условии соблюдения настоящих статей, суда всех государств, как прибрежных, так и не прибрежных, пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

2. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью или пересечь это море, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды или из внутренних вод в открытое море.

3. Проход включает остановку и стоянку на якоре, но только поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия.

4. Проход является мирным, поскольку им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с настоящими статьями и с другими нормами международного права.

5. Проход иностранных рыболовных судов не считается мирным, если они не соблюдают законов и правил, которые могут быть изданы и опубликованы прибрежным государством с целью запрещения этим судам заниматься рыболовством в территориальном море.

6. Подводные лодки должны следовать на поверхности и под своим флагом.

Статья 15

1. Прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу через территориальное море.

2. Прибрежное государство должным образом объявляет во всеобщее сведение о всех известных ему опасностях для судоходства в его территориальном море.

Статья 16

1. Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным.

2. Прибрежное государство имеет также право принимать необходимые меры в отношении судов, направляющихся в его внутренние воды, для предупреждения каких-либо нарушений тех условий, на которых эти суда допускаются в эти воды.

3. При условии соблюдения постановлений пункта 4, прибрежное государство может, без дискриминации между иностранными судами, временно приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если такое приостановление существенно важно для охраны его безопасности. Такое приостановление вступает в силу только после должного его опубликования.

4. Не допускается приостановление мирного прохода иностранных судов через проливы, которые, соединяя одну часть открытого моря с другой частью открытого моря или с территориальным морем иностранного государства, служат для международного судоходства.

Статья 17

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода, должны соблюдать законы и правила, издаваемые прибрежным государством в соответствии с настоящими статьями и другими нормами международного права, в частности законы и правила, относящиеся к транспорту и судоходству.

Подраздел В. Правила, применяемые к торговым судам

Статья 18

1. Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами лишь за проход их через территориальное море.

2. Иностранное судно, проходящее через территориальное море, может облагаться только сборами в оплату за определенные услуги, оказанные этому судну. Эти сборы должны взиматься без дискриминации.

Статья 19

1. Уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением следующих случаев:

а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство, или

b) если совершенное преступление такого рода, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море, или

c) если капитан судна или консул страны, под флагом которой плавает это судно, обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи, или

d) если это является необходимым для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами.

2. Изложенные выше постановления не затрагивают права прибрежного государства принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.

3. В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, прибрежное государство должно, по просьбе капитана, уведомить консульские власти государства флага до принятия каких-либо мер и способствовать установлению контакта между указанными властями и экипажем судна. В случаях крайней срочности это уведомление может совершаться в то время, когда принимаются указанные меры.

4. Решая вопрос о том, следует ли вообще и каким образом произвести арест, местные власти учитывают должным образом интересы судоходства.

Читайте также:
Денежное взыскание: что это такое, описание и особенности

5. Прибрежное государство не может принимать на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, никаких мер для ареста какого-либо лица или производства расследования по поводу преступления, совершенного до входа судна в территориальное море, если судно, следуя из иностранного порта, ограничивается проходом через территориальное море, не заходя во внутренние воды.

Статья 20

1. Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна.

2. Прибрежное государство может применять в отношении такого судна меры взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятым или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства.

3. Постановления предшествующего пункта не затрагивают права прибрежного государства применять, в соответствии со своими законами, меры взыскания или арест по гражданскому делу в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.

Подраздел С. Правила, применяемые к государственным судам,
кроме военных кораблей

Статья 21

Правила, содержащиеся в подразделах “А” и “В”, применяются также к государственным судам, эксплуатируемым в коммерческих целях.

Статья 22

1. Правила, содержащиеся в подразделе “А” и в статье 18, применяются к государственным судам, эксплуатируемым в некоммерческих целях.

2. За исключением случаев, указанных в упомянутых в предшествующем пункте постановлениях, ничто в настоящих статьях не затрагивает иммунитета, которым пользуются такие суда согласно настоящим статьям или другим нормам международного права.

Подраздел D. Правило, применяемое к военным кораблям
Статья 23

Если какой-либо военный корабль не соблюдает правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от военного корабля покинуть территориальное море.

Основные этапы кодификации международного морского права принято связывать с проведением ООН трех конференций: в 1958, 1960 и 1973–1982 гг.

На I Женевской конференции ООН по морскому праву 1958 г. На основе проекта статей, подготовленного Комиссией ООН по международному праву, были приняты четыре конвенции, направленные на регулирование режима морских пространств и рыболовства в Мировом океане: о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; об открытом море; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

. II Конференция ООН по морскому праву 1960 г., посвященная главным образом проблеме установления прибрежными государствами единой ширины территориального моря и рыболовной зоны, закончилась неудачей. Слишком противоречивыми оказались позиции государств. Вместе с тем Конференция подготовила почву для будущих позитивных результатов.

Третий этап знаменует собой III Конференция ООН по морскому праву, которая явилась без преувеличения эпохальным событием в современных международных отношениях и международном праве. В результате работы Конференции, продолжавшейся с 1973 по 1982 г., что само по себе не имеет исторических прецедентов, был разработан и 10 декабря 1982 г. В Монтего-Бей принят всеобъемлющий международно-правовой акт – Конвенция ООН по морскому праву. Сразу под ней поставили подписи 119 государств. Конвенция 1982 г. Представляет собой огромную ценность и имеет универсальный характер. Она вступила в силу 16 ноября 1994 г. 26 февраля 1997 г. Конвенцию ратифицировала Россия.

Как и любая отрасль международного права, международное морское право характеризуется специальными принципами. Последние исходят из общих принципов международного права и присущи исключительно международному морскому праву. Важнейшим для международного морского права является принцип свободы открытого моря.Он был сформулирован еще древнеримскими юристами, признававшими всеобщее право на «морские воды».

В декабре 2002 г. В послании Международного Суда ООН Генеральной Ассамблее ООН в связи с празднованием 20-й годовщины открытия к подписанию Конвенции ООН по морскому праву сказано, что положения Конвенции берут свое начало в фундаментальном труде Гуго Гроция «Свободное море». Принцип свободы открытого моря является общепризнанным. Он исходит из того, что открытое море не может быть подчинено суверенитету какого бы то ни было государства. Оно находится в общем и равноправном пользовании всех государств.

С принципом свободы открытого моря тесно связан принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море.Он предусматривает, что в отношении судна, находящегося в открытом море, а также всех лиц на его борту и их имущества действует исключительно законодательство государства флага, под которым плавает данное судно.

Другой важный принцип международного морского права – принцип мирного использования Мирового океана. Он следует из принципов мирного разрешения споров и неприменения силы или угрозы силой. В соответствии с ним морские пространства должны использоваться исключительно в мирных целях.

Принцип охраны морской средыв концентрированном виде сформулирован в ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., устанавливающей, что государства обязаны защищать и сохранять морскую среду.

В последние десятилетия получил всеобщее признание принцип общего наследия человечества.В рамках международного морского права этот принцип предусматривает общее равноправное пользование ресурсами морского дна и его недр за пределами действия национальной юрисдикции, на которые не распространяются суверенитет или суверенные права какого бы то ни было государства.

Читайте также:
Что грозит за присвоение денег компании?

89. Правовой режим внутренних вод и территориального моря

Правовой статус и режим морских пространств

Понятием «морские пространства» охватываются поверхность морских вод, их толща, а также морское дно с его недрами. Международно-правовой статус морских пространств – это их правовое положение, характеризующееся прежде всего подчинением суверенитету или юрисдикции прибрежного государства. С точки зрения статуса все морские пространства можно условно разделить на четыре основных вида:

1) являющиеся неотъемлемой частью территории прибрежного государства и подпадающие под его суверенитет (внутренние воды, территориальное море);

2) не входящие в состав территории прибрежного государства, но правовой режим которых регулируется как национальным законодательством, так и нормами международного права (исключительная экономическая зона, прилежащая зона, континентальный шельф);

3) не подчиненные ни суверенитету, ни юрисдикции какого бы то ни было государства (открытое море, морское дно за пределами национальной юрисдикции);

4) морские пространства с особым правовым статусом (архипелажные воды, международные проливы и каналы). Указанная правовая классификация морских пространств, окончательно оформившаяся с принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., позволяет четко определить права государств по отношению к морским пространствам, установить их правовой статус, выработать и закрепить надлежащий правопорядок.

Под международно-правовым режимом морских пространств понимается совокупность норм международного права, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права по поводу того или иного морского пространства.

Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят:

Водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству;

Акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;

Воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод (см. 3 настоящей главы);

Морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. В случае, если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось возможно большее пространство. Водная территория, расположенная внутри этой линии, является внутренними водами.

Кроме того, внутренними считаются т.н. «исторические воды», перечень которых устанавливается правительством соответствующего государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними водами прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. Отечественная доктрина международного права относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассматриваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11 Конвенции 1982 г.). Прибрежное государство определяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, устанавливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государства.

Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может устанавливать в отношении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).

Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, распространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором — например, соглашениями о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государства.

Территориальные воды (территориальное море) — это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.

Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне). Территориальное море является частью территории соответствующего государства. Вместе с тем нормами международного права признается право мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальное море (в том числе для захода в порты).

Существуют три основных способа отсчета территориальных вод:

1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;

2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов;

Читайте также:
Статутное право: что это такое, описание и особенности

3) от внутренних морских вод.

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).

Конвенция ООН по морскому праву

Вы будете перенаправлены на Автор24

Исторические аспекты принятия Конвенции ООН в области морского права

Для упорядочивания новых видов морской деятельности, которые появились в итоге научно-технического прогресса, для согласования между собой норм права, относимых к разнообразным видам морской деятельности, дополнения положений международного морского права, в 1970 г. Генеральная Ассамблея ООН По данной теме мы уже выполнили реферат Генеральная Ассамблея ООН подробнее созвала в 1973 году третью Конференцию ООН. Последняя работала до 1982 г. и закончилась утверждением Конвенции ООН По данной теме мы уже выполнили эссе Протокольные особенности ООН подробнее по Морскому праву.

Таким образом, на протяженности относительно малого временного промежутка с целью адаптации морского права к новейшим условиям в 1958 году принимались четыре Женевские конвенции:

  • о территориальном море, прилежащей зоне;
  • об открытом море;
  • об охране живых ресурсов открытого моря и рыболовстве;
  • о континентальном шельфе.

Но многие вопросы, включая режим дна, не был разрешен. К тому же на мировую сцену вышли большое число независимых новых государств, требовавшихучета их интересов. В итоге созывалась конференция ООН, в 1982 году принявшая Конвенцию ООН в области морского права.

Этот документ принимался в итоге работы Конференции, которая продолжалась с 1973 по 1982 год, что самостоятельно не имеет исторических прецедентов.

Этот документ включает триста двадцать статей, сопровожден девятью приложениями. Особенный статус в этом комплексе принимает документ по Соглашению 1994 года, касаемо имплементации части 11 Конвенции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Лицензионный договор подробнее , в которой речь заходит о правовом статусе Района По данной теме мы уже выполнили реферат Развитие застроенной территории подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

В 1997 году Российская Федерация приняла участие в Конвенции ООН по морскому праву По данной теме мы уже выполнили реферат Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.: разработка, принятие, структурное значение. подробнее .

Общая характеристика главных положений Конвенции ООН в сфере морского права

Конвенция включает 17 частей, состоящих из 320 статей и 9 приложений. Конвенция закрепила, дополнила множество предложений, которые были закреплены Женевскими конвенциями по морскому По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Международно-правовая ответственность сторон по договору морской перевозки грузов по коносаменту подробнее праву 1958 года. Совместно с этим она присоединила множество новых положений, впервые появившиеся в международном морском праве и существенным образом развивших международный правовой режим Мирового океана По данной теме мы уже выполнили реферат Использование и охрана Мирового океана подробнее в обновленных условиях научно-технической революции, перестроек отношений международного плана.

Важнейшим моментом стало закрепление в Конвенции главнейших, основополагающих начал, принципов и норм международного морского права.

Важным для международного морского права считается принцип свободы открытого моря. Он создан древнеримскими юристами, которые признавали всеобщее право на «морские воды».

Данный принцип вытекает из того, что открытое море не может подчиняться суверенитету какого-либо государства. Оно является общим и равноправным в пользовании всех государств.

С принципом свободы открытого моря тесно связывается принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море. Он предусмотрел, что в отношении судна, которое находится в открытом море, а также всех людей на его борту и их имущественных предметов действует только законодательство государства флага, под которым плавает это судно.

Другим важным принципом международного морского права представляется принципом мирного использования Мирового океана. Он вытекает из принципов мирного разрешения конфликтов и неприменения угрозы силой либо самой силы. Согласно ему морские пространства должны пользоваться исключительным образом в мирных целях.

Принцип охраны морской среды формулируется в 192 статье Конвенции ООН по морскому По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Международные морские перевози подробнее праву 1982 года, которая устанавливает, что государства имеют обязанности защиты и сохранения морской среды.

В Конвенции 1982 года впервые вводятся новые категории морских пространств:

  • международный район глубоководного морского дна – район;
  • исключительная экономическая зона;
  • архипелажные воды.

Конвенция в договорном порядке устанавливает предельную допустимую ширину территориального моря в двенадцать морских миль, что явилось важным вкладом в кодификацию и прогрессирующее развитие международного морского права. Наравне с этим в Конвенции подтверждается право мирного прохода иностранных судов сквозь территориальное море, предусматриваются гарантии его реализации.

Специальная часть Конвенции посвящается защите морской среды от всевозможных форм загрязнения, которые возникают в итоге деятельности человечества. Ярчайшее внимание уделяется урегулированию предотвращения загрязнения с судов моря. Основная ответственность над соблюдением судами общепризнанных международных стандартов и норм, которые содержатся в специальных Конвенциях, принимаемых под эгидой Международной морской организации По данной теме мы уже выполнили реферат Международное морское право подробнее (ИМО) или другим образом, возлагается на государство флага судна. В таких целях государство обязано обеспечивать, чтобы суда под его флагом могли отвечать применимым к ним международным стандартам и нормам, учрежденным основным образом ИМО. В случаях нарушений судном каких-то международных правил государство флага вне зависимости от места совершения нарушений имеет обязанность безотлагательного его расследования и в соответственных случаях возбудить по отношению к виновным преследование, включая и уголовное преследование.

Читайте также:
Может ли меня уволить ИП, если я в декрете?

Существенное новшество, закрепленное в Конвенции – концепт «юрисдикции государства порта»: какому-либо государству, в порт которого вошло иностранное судно, предоставлено право проведения расследования предполагаемого нарушения международных стандартов и норм, совершаемого за гранями территориальной юрисдикции этого государства, то есть в открытом море, а при присутствии достаточных доказательств, возбудить преследование в целях наказания виновных согласно своему законодательству, статья 218.

Наравне со всем этим Конвенция включает специализированный раздел о гарантиях, направленных на защиту интересов судоходства международного уровня от всевозможных злоупотреблений со стороны государств прибрежных районов.

Огромнейшую значимость в Конвенции ООН, касаемо морского права, придано проблемам разрешения мирным способом споров в международной морской области права.

Международное морское прав1

Международное морское право (ММП) – отрасль МПП, определяющая правовой статус морских пространств и порядок использования пространств и ресурсов в мирных целях.

ММП – совокупность норм и принципов, направленных на установление режима морских пространств и регулирование отношений между субъектами МП в связи с их деятельностью в Мировом океане.

Источники МПП:

1) Специальные:

а) универсальные (Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов 1972, Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 и др.);

б) локальные (Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтских проливах 1973, Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992, Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в Северной части Тихого океана 1992 и др.).

а) Женевские конвенции по морскому праву 1958:

Конвенция об открытом море (открытое море открыто для всех наций; никакое государство не вправе претендовать на подчинение его части своему суверенитету; свободы открытого моря; определение пиратства и порядок захвата пиратского судна);

Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне (суверенитет государства распространяется на морской пояс, примыкающий к его берегу (территориальное море), на воздушное пространство над ним, на поверхность и недра его дна; регламентируется порядок мирного прохода судов через территориальное море);

Конвенция о континентальном шельфе (прибрежное государство осуществляет над шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его естественных богатств; данные права не затрагивают правового статуса покрывающих вод открытого моря и воздушного пространства над ними);

Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (каждое государство имеет право, чтобы его граждане занимались рыболовством в открытом море с учетом договорных обязательств, интересов и прав прибрежных государств, постановлений Конвенции).

б) Конвенция ООН по морскому праву 1982 (рассматривает широкий круг вопросов; самая масштабная кодификация в МП; устанавливает всеобъемлющий режим всего морского пространства).

1) внутренние морские воды (бухты, заливы, губы, лиманы, эстуарии, «исторические» вод);

2) территориальное море (территориальные воды);

3) прилежащая зона;

4) исключительная экономическая зона;

5) открытое море;

6) континентальный шельф;

7) Международный район морского дна;

8) международные проливы;

9) воды государств-архипелагов;

10) международные реки, международные каналы.

79. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.: разработка, принятие, структура, значение, новые институты

Этапы кодификации ММП:

1) Гаагская конференция 1930 рассмотрела проект Международной конвенции о территориальных водах(суверенитет над территориальными водами; меры контроля в сопредельных с ним водах; право мирного прохода; порядок преследования иностранного судна; уголовная юрисдикция государства порта; отсутствовали нормы о ширине территориального моря и континентального шельфа).

2) Женевские конвенции по морскому праву 1958 (Комиссия международного права ООН в 1951 г. одобрила проекты конвенций по вопросам континентального шельфа, морских ресурсов, стационарных рыбных промыслов, прилежащей зоны).

3) Конвенция ООН по морскому праву 1982.

Разработка и принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982:

1) в 1967 г. ГА ООН одобрила концепцию общего наследия человечества в вопросах сохранения дна морей и океанов исключительно в мирных целях (учрежден Специальный комитет по изучению этих вопросов, позднее создан постоянный Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции);

2) в 1970 г. ГА ООН приняла декларацию принципов (провозгласила дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции, а также ресурсы этого района общим наследием человечества, не подлежащими присвоению каким бы то ни было государствами или лицами);

3) в 1973 г. ГА ООН созвана III Конференция ООН по морскому праву (в 1982 г. состоялась заключительная сессия Конференции, на которой участники подписали Заключительный акт и Конвенцию ООН по морскому праву).

Структура Конвенции 1982 (17 частей, 320 статей, 9 приложений).

Конвенция ООН по морскому праву устанавливает всеобъемлющий режим всего морского пространства(жирным курсивом выделены новые институты ММП и изменения в существующие институты):

1) регламентирует проблемы торгового и военного судоходства, устанавливает территориальное море шириной в 12 миль, подтверждает права плавания в открытом море и мирного прохода, включая право транзитного прохода, через проливы;

2) расширяет понятие свободы открытого моря (дополнительно включены свобода возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с МП, и свобода научных исследований);

Читайте также:
Могут ли выдать пенсию без удостоверения личности?

3) рассматривает вопросы морских коридоров и схем разделения движения, а также права уголовной и гражданской юрисдикции государств флага, прибрежных государств и портов над судами, находящимися в их водах;

4) впервые закрепляет права прибрежных государств во вновь созданных исключительных экономических зонах шириной 200 морских миль в отношении живых и неживых ресурсов и охватывающих вопросы другой экономической деятельности;

5) определяет права доступа морю и от моря государств, не имеющих выхода к морю, и свободы их транзита;

6) создает пересмотренный режим юрисдикции над континентальным шельфом;

7) устанавливает режим для архипелажных вод;

8) определяет статус и режим морского дна за пределами континентального шельфа, создается новая международная организация (Международный орган по морскому дну);

Международный орган по морскому дну (МОД) (через посредство МОД государства – участники организуют и контролируют деятельность в Районе морского дна, особенно в целях управления его ресурсами; ни одно государство, его компании не вправе без разрешения МОД добывать ресурсы морского дна).

Главные подразделения органа (Ассамблея (состоит из представителей всех государств – участников), Совет (36 членов), Секретариат).

Предприятие по морскому дну (оперативное подразделение МОД, непосредственно осуществляющее деятельность в Районе, а также транспортировку, переработку и сбыт полезных ископаемых, добытых в районе).

9) затрагивает вопросы охраны и сохранения морской среды, научных исследований, разработки и передачи морской технологии, составления новых карт океанических вод и районов, покрытых льдами;

10) предусматривает принудительное судебное решение по просьбе одной из сторон в споре, если процедура примирения и другие средства не приведут к достижению соглашения, учреждает специальный Международный трибунал по морскому праву, а также предусматривает образование арбитражей для рассмотрения споров по рыболовству, судоходству, предотвращению загрязнения, научным исследованиям.

80. Принципы международного морского права. Понятие исключительной юрисдикции государства флага. Иммунитет военных кораблей

Основные принципы ММП:

1) Принцип свободы открытого моря (открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю;

Свобода открытого моря осуществляется в соответствии с условиями Конвенции 1982 и другими нормами МП (включает свободу судоходства; полетов; прокладки подводных кабелей и трубопроводов; возведения искусственных островов и других установок, допускаемых в соответствии с МП; рыболовства; научных исследований).

Все государства осуществляют эти свободы, учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

2) Принцип использования открытого моря в мирных целях (исключение применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств, в запрещении военной деятельности государств на морях и в океанах, обеспечении мирного использования пространств Мирового океана).

Конвенция 1982 (открытое море резервируется для мирных целей – ст.88; правовой режим Конвенции должен содействовать использованию морей и океанов в мирных целях – Преамбула).

3) Принцип рационального использования морских ресурсов (совокупность мер по обеспечению оптимально устойчивой добычи этих ресурсов, необходимых для достижения максимального снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами – Женевская конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958).

Все государства принимают меры или сотрудничают с другими государствами в принятии в отношении своих граждан мер, которые окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого моря (ст.117 Конвенции 1982).

4) Принцип предотвращения загрязнения морской среды (Женевская конвенция об открытом море 1958 (государства обязаны издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью); Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973; Протокол о вмешательстве в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть 1973; Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969).

Государства обязаны защищать и охранять морскую среду (ст.192 Конвенции 1982) (определяются меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнений морской среды; государства обязываются не переносить ущерб или опасность загрязнения и не превращать один вид загрязнений в другой; содержится перечень требований по предотвращению загрязнения (из находящихся на суше источников; вызываемого деятельностью на морском дне; вызываемого захоронением; с судов; из атмосферы или через нее).

5) Принцип свободы морских научных исследований (один из элементов свободы открытого моря).

Все государства, независимо от их географического положения, и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных Конвенцией (ст.238 Конвенции 1982) (определяются общие принципы проведения морских научных исследований; устанавливается порядок проведения исследований в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, на морском дне (прибрежному государству предоставляется информация о характере и целях проекта, методе и средствах ведения исследований, точных географических районах).

Понятие исключительной юрисдикции государства флага.

Каждое государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом (в открытом море любое судно подпадает под действие исключительной юрисдикции государства флага):

1) ведет регистр судов;

2) принимает на себя в соответствии с внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, над его капитаном, офицерами и экипажем;

3) принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море;

4) организует расследование морских аварий или навигационных инцидентов.

Уголовная юрисдикция в случае столкновения или другого навигационного инцидента:

Читайте также:
Налог на доходы физических лиц

1) в случае столкновения или другого навигационного инцидента никакое уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого лица, служащего на судне, не может быть возбуждено иначе как судебными и административными властями государства флага или государства, гражданином которого это лицо является;

2) отобрать диплом судоводителя или квалификационное свидетельство имеет право только власти государства, выдавшего эти документы;

3) ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.

Право на осмотр (за исключением случаев, когда акты вмешательства основаны на правах, устанавливаемых международными договорами, военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, иное чем судно, пользующееся полным иммунитетом, не вправе подвергать его осмотру, если нет оснований подозревать, что:

1) это судно занимается пиратством;

2) это судно занимается работорговлей;

3) это судно занимается несанкционированным вещанием;

4) это судно не имеет национальности;

5) хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Настоящие положения применяются к военным летательным аппаратам, к любым другим должным образом уполномоченным судам или летательным аппаратам, имеющие четкие опознавательные знаки, свидетельствующие о том, что они состоят на государственной службе.

То есть, одно из проявлений юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море – осмотру торговые и другие невоенные суда в открытом море могут подвергнуть только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага (за исключением вышеуказанных случаев).

Полным иммунитетом в открытом море от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага, пользуются:

1) военные корабли;

2) суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой государственной службе.

Иммунитет военных кораблей (нераспространение на них юрисдикции иностранных государств в открытом море и в случае разрешенного захода в иностранные территориальные воды):

1) военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага;

2) при заходе в территориальные воды какого-либо государства военные корабли продолжают пользоваться иммунитетом военных кораблей (но должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также нормы МП, регулирующие мирный проход через территориальные воды);

3) военные корабли пользуются иммунитетом только в условиях мирного времени;

4) иммунитет военных кораблей, находящихся в территориальных водах иностранного государства, не должен использоваться в целях, нарушающих суверенитет и территориальную неприкосновенность государства пребывания;

5) льготы и привилегии, предоставляемые прибрежным государством военному кораблю, находящемуся в его территориальных водах, выражают уважение суверенитета государства флага (объем льгот и привилегий зависит от характера посещения (официальное, неофициальное, оперативное, вынужденное), обычно включает освобождение от таможенного досмотра, от всех видов таможенных, санитарных, портовых и иных сборов).

Женевские конвенции: основа международного гуманитарного права

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним составляют ядро международного гуманитарного права – отрасли международного права, которая регулирует ведение вооруженных конфликтов и стремится ограничить их последствия. Они, в частности, защищают людей, которые не принимают участия в военных действиях (гражданских лиц, врачей и медсестер, гуманитарных работников), или тех, кто перестал принимать участие в военных действиях, например, раненых, больных и потерпевших кораблекрушение солдат, а также военнопленных.

Конвенции и Протоколы призывают принимать меры к тому, чтобы предотвратить любые нарушения права или положить им конец. В них содержатся строгие нормы относительно так называемых “серьезных нарушений”. Лиц, ответственных за серьезные нарушения, следует разыскивать, судить или выдавать другой стране вне зависимости от их гражданства.

Женевские конвенции 1949 г.

Первая Женевская конвенция защищает раненых и больных солдат во время войны на суше

Эта Конвенция является четвертым переработанным вариантом Женевской конвенции о раненых и больных; предыдущие были приняты в 1864, 1906 и 1929 гг. В Конвенции 64 статьи, которые предусматривают защиту раненых и больных, а также медицинского и духовного персонала, медицинских формирований и санитарно-транспортных средств. Конвенция также признает отличительные эмблемы. В двух приложениях к Конвенции содержатся проект соглашения о санитарных зонах и форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

Вторая Женевская конвенция защищает раненых, больных и потерпевших кораблекрушение военнослужащих во время войны на море

Эта Конвенция заменила Гаагскую конвенцию 1907 г. о применении принципов Женевской конвенции к морской войне. По своей структуре и содержанию она во многом повторяет положения Первой Женевской конвенции. В ней 63 статьи, специально предназначенные для применения к войне на море. К примеру, она защищает госпитальные суда. В единственном приложении содержится форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

Третья Женевская конвенция применяется к военнопленным

Эта конвенция заменила Конвенцию о военнопленных 1929 г. В ней 143 статьи, тогда как в Конвенции 1929 г. было всего лишь 97. Был расширен перечень категорий лиц, имеющих право на статус военнопленных, в соответствии с Конвенциями I и II. Получили более четкое определение условия и места содержания в плену, в частности, в том, что касается труда военнопленных, их финансовых средств, получаемой ими гуманитарной помощи и возбуждаемого против них судебного преследования. Конвенция устанавливает тот принцип, что военнопленные должны быть без промедления освобождены и репатриированы после окончания активных военных действий. К Конвенции имеется пять приложений, содержащих различные типовые соглашения, правила, удостоверение личности и образцы карточек.

Читайте также:
Согласие на медицинское вмешательство

Четвертая Женевская конвенция предоставляет защиту гражданским лицам, в том числе на оккупированной территории

Женевские конвенции, принятые до 1949 г., касались только комбатантов, но не гражданских лиц. События Второй мировой войны показали, сколь катастрофичны последствия того, что не существует конвенции для защиты гражданских лиц во время войны. В Конвенции, принятой в 1949 г., учтен опыт Второй мировой войны.

Конвенция состоит из 159 статей. В ней содержится короткий раздел, относящийся к общей защите населения от определенных последствий войны, но не касающийся ведения военных действий как такового, – оно будет позже рассмотрено в Дополнительных протоколах 1977 г.

Основная часть положений Конвенции касается статуса лиц, пользующихся защитой, и обращения с ними, различия между положением иностранцев на территории одной из сторон в конфликте и положением гражданских лиц на оккупированной территории. Она проясняет обязательства оккупирующей державы по отношению к гражданскому населению и содержит подробные положения о гуманитарной помощи, оказываемой населению оккупированной территории. В ней также предусмотрены конкретные нормы об обращении с интернированными гражданскими лицами.

Три приложения к Конвенции содержат проект соглашения о санитарных зонах, проект правил, касающихся гуманитарной помощи, и формы карточек.

Общая статья 3

Статья 3, общая для всех четырех Женевских конвенций, стала настоящим прорывом, поскольку она впервые предусматривала нормы, относящиеся к ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.

Существует много типов подобных конфликтов. Среди них традиционные гражданские войны, внутренние вооруженные конфликты, которые захватывают территорию других государств, или внутренние конфликты, в которые, помимо правительства, вмешиваются третьи государства или многонациональные силы.

Общая статья 3 устанавливает основополагающие нормы, отступление от которых недопустимо. Она напоминает мини-конвенцию в рамках Конвенций, поскольку содержит главные нормы Женевских конвенций в сжатом виде и делает их применимыми к конфликтам немеждународного характера:

  • Она требует гуманного обращения со всеми лицами, находящимися в руках неприятеля, без какого-либо неблагоприятного различия. Она особо запрещает убийство, нанесение увечий, пытки, жестокое, оскорбительное и унижающее обращение, взятие заложников и отсутствие надлежащего судебного разбирательства.
  • Она требует, чтобы раненых, больных и потерпевших кораблекрушение подбирали и оказывали им помощь.
  • Она дает МККК право предлагать свои услуги сторонам в конфликте.
  • Она призывает стороны в конфликте ввести в действие все или часть положений Женевских конвенций путем специальных соглашений.
  • Она признает, что применение этих норм не затрагивает юридического статуса сторон в конфликте.

Учитывая, что сегодня большинство вооруженных конфликтов носят немеждународный характер, применение общей статьи 3 имеет огромное значение. Необходимо полное ее соблюдение.

Когда применяются Женевские конвенции?

Женевские конвенции вступили в силу 21 октября 1950 г.

С каждым новым десятилетием все больше государств ратифицировали Конвенции: в течение 1950-х гг. их ратифицировали 74 государства, в 1960-х – 48 государств, в 1970-х гг. – 20 государств, и еще 20 государств – в 1980-х гг. В начале 1990-х гг., в основном, после распада Советского Союза, Чехословакии и бывшей Югославии, Конвенции ратифицировали 26 стран.

После 2000 г. Конвенции были ратифицированы еще семью странами, таким образом, общее число их участников составило 194, и Женевские конвенции теперь применяются всеми государствами мира.

Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям

В течение двух десятилетий после принятия Женевских конвенций в мире наблюдалось увеличение числа немеждународных вооруженных конфликтов и национально-освободительных войн. В ответ на это в 1977 г. были приняты два Дополнительных протокола к четырем Женевским конвенциям 1949 г. Они усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов и налагают ограничения на средства и методы ведения войны. Протокол II стал первым в истории международным документом, посвященным исключительно ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.
В 2007 г. был принят третий Дополнительный протокол , который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл, обладающую тем же международным статусом, что и эмблемы красного креста и красного полумесяца.

  • Дополнительный протокол I – международные конфликты
  • Дополнительный протокол II – немеждународные конфликты
  • Дополнительный протокол III – дополнительная отличительная эмблема

Стоит ли перерегистрировать ООО каждые три года

Читатель Сергей К. спрашивает:

Компании два с половиной года, работаем без проверок, но опасаемся, что скоро начнется. Думаю, может, перерегистрироваться и еще три года спокойно работать? В этом есть смысл?

Сергей! В законе нет понятия «перерегистрация ООО», его придумали предприниматели. Чаще всего так называют процесс, когда компанию закрывают, а потом снова открывают с небольшими изменениями в реквизитах. Но перерегистрацией считается и внесение правок в реестр юрлиц, например смена адреса.

Если говорить кратко, нет никакого смысла перерегистрировать компанию, чтобы избежать проверок. Объясним, почему.

Перерегистрация не спасает от проверок

Среди предпринимателей есть мнение, что компании первые три года не проверяют, поэтому можно спокойно работать, а потом закрыть фирму, открыть новую и снова спокойной работать. Но это миф.

Проверки контролирующих органов делятся на:

  • налоговые — проверяет непосредственно налоговая служба;
  • неналоговые — это Роспотребнадзор, Росалкогольрегулирование, пожарный и санэпидемиологический контроль, и другие.

Плановые неналоговые проверки проводятся не чаще, чем раз в три года, поэтому первые три года работы компании их не будет. Но при этом могут прийти внеплановые проверки — для этого достаточно несколько жалоб от клиентов или наводки от конкурентов.

Читайте также:
Договор безвозмездного пользования: что это значит

И главное: правило о проверках раз в три года не действует для налоговой. Она может проверять, когда и кого захочет. Причин для этого может быть много, точного списка нет. Даже разных цифр в отчетностях компании и ее контрагента достаточно для проверки.

Но есть приказ налоговой, в котором описаны двенадцать критериев риска — по ним компания может самостоятельно понять, заинтересуется ею налоговая или нет. Чем больше критериев относятся к компании, тем выше вероятность. Вот некоторые из них:

  • слишком мало налогов — меньше, чем платят другие компании в отрасли;
  • маленькие зарплаты, все сотрудники работают на 0,25 ставки;
  • постоянные убытки уже несколько лет.

Единственное ограничение у налоговиков: можно проверять документы только за последние три года, не старше. Этот момент, возможно, и есть причина мифа о том, что три года компании не трогают.

Налоговая тщательно следит за компаниями на ликвидации

Предположим, предприниматель всё же решил перерегистрироваться, чтобы избежать проверок. Мы не берем тот факт, что закрыть компанию займет где-то четыре месяца, и это сложно само по себе.

Важно другое: при ликвидации компании проверяют еще тщательнее, чем в обычное время. Особенно если компания работала на общей системе налогообложения и у нее были обороты, а не нулевая отчетность. Такую ликвидацию могут приостановить и приехать с выездной проверкой.

Переезд в другой город, смена учредителей, новый директор — это тоже перерегистрация. В таких ситуациях налоговая прищуривает взгляд и смотрит на компанию с подозрением.

Еще больше прищура и подозрений к компаниям, в которых постоянно что-то меняют: то адрес, то директоров, то еще что. Если у одного человека десять ликвидированных компаний и одна свежая, его тщательно проверят. У налоговиков есть негласное правило: чем дольше компания работает, тем меньше к ней вопросов.

Чем дольше компания работает, тем меньше к ней вопросов

Есть гораздо более эффективный способ не беспокоиться о проверках: регулярно проверять себя по двенадцати критериям налоговой. Но ликвидировать компанию, менять адреса — это не выход, такие действия только привлекут внимание налоговой, а с каждым последующим разом будет всё хуже и хуже.

Самопроверка для клиентов Модульбанка

В Модульбанке можно оценивать риски своей компании и проверять партнеров автоматически. Эта услуга называется Белый бизнес, ее могут подключить клиенты банка. Белый бизнес — это сервис, который анализирует налоговую нагрузку, контрагентов, движение денег и много что еще и дает рекомендации, что и как исправить.

Смена юридического адреса ООО: пошаговая инструкция

Когда бизнес развивается, компания перерастает своё помещение. Сотрудникам тесно — и пора переезжать в новое место. Вот вы посмотрели несколько вариантов и выбрали самый подходящий. Перед переездом подумайте, обо всём ли вы позаботились.

Бывает, что после переезда компанию ждут неожиданные проблемы. Новые сделки идут плохо, старые контрагенты перестают отвечать на письма. В финале банк блокирует расчётные счета. Всё потому, что директор забыл предупредить налоговиков. Компания получила отметку о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. Похожей «чёрной меткой» клеймят однодневки, а их презирают все: контрагенты, контролёры и банки.

Что будет, если переехать и не предупредить налоговую

Компания обязана работать по юридическому адресу. Если она фактически находится в другом месте, то нарушает закон. Заодно она перестаёт получать официальные письма. Отсюда возникают четыре проблемы:

  1. Пропустите суд. Если пропустить претензию и иск от контрагента — суд примет решение без вас. Письмо отправлено по юридическому адресу, поэтому считается, что вы уведомлены.
  2. Испортите репутацию. Налоговая может написать вам письмо. Отсутствие ответа означает, что компания переехала незаконно. «Чёрную метку» в ЕГРЮЛ будут видеть все, кто запрашивает выписку о вашей компании.
  3. Получите штраф. За недостоверность сведения директоров штрафуют по п. 4 14.25 КоАП на 5000 — 10 000 ₽. При повторном нарушении — дисквалифицируют на срок от одного до трёх лет.
  4. Потеряете компанию. Когда отметка о недостоверности держится в ЕГРЮЛ больше полугода, налоговая имеет право ликвидировать компанию. Важно зарегистрироваться по фактическому адресу раньше этого срока.

На бухгалтерских форумах предлагают хитрое решение: попросить кого-нибудь передавать вам письма с юридического адреса. Мы советуем так не делать. Вот какие будут риски: вам не передадут письмо, обиженный сотрудник, клиент или сосед по офису пожалуются в налоговую, инспектор заглянет в помещение и обнаружит, что вас там нет. В результате будет только хуже.

Гораздо спокойнее — оформить переезд по закону. Да и предупредить налоговую — не так уж сложно.

Как переехать в пределах города

Переезд в пределах города — «смена места регистрации» на языке законодателей. Заявление о переезде подают в регистрирующую налоговую.

Бывает два варианта процедуры:

  1. Место регистрации не прописано в уставе. Подайте в налоговую заявление по форме Р13014, на первой странице укажите причину представления сведений «‎‎2» — изменение сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц .
  2. Место регистрации прописано в уставе. Подайте в налоговую заявление по форме Р13014, укажите причину представления «‎‎1» — внесение изменений в учредительный документ юридического лица и (при необходимости) изменение сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц . Лучше всего — не заменить в документе адрес, а вообще отказаться от него. Оставьте только место нахождения — город, где компания работает. В следующий раз переезд будет проще.
Читайте также:
Как оформить претензию к бывшему директору?

Как изменить устав:

  1. Примите решение о внесении изменений. Если собственников несколько, соберите собрание учредителей. Подписать протокол собрания должно не менее ⅔ участников.
  2. Подготовьте копию устава для налоговой. Раньше требовалось две, с 2018 года достаточно одной.
  3. Подготовьте документы, которые подтверждают право на новое помещение: договор аренды и гарантийное письмо от арендодателя.
  4. В листе Б формы Р13014 заполняйте только пункт 2 — новый адрес. Он должен соответствовать данным ФИАС (Федеральная информационная адресная система) по муниципальному делению. На листе Н напишите данные заявителя.
  5. Заплатите госпошлину 800 рублей. Важно: если подаёте документы через МФЦ или нотариуса, оплачивать пошлину не нужно. Позвоните в центр заранее и уточните, точно ли вам помогут с подачей документов и будете ли вы освобождены от госпошлины.
  6. Отнесите документы в налоговую. Или подайте их через МФЦ или нотариуса.

Налоговая зарегистрирует новую редакцию устава в течение пяти дней. На вашу электронную почту придёт письмо с подтверждением. Ура, переезд завершён!

⚡ Для городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и Байконура не указываются такие элементы адреса, как муниципальный район, городское поселение, населённый пункт.

Как переехать в другой город

Переезд в другой город — смена нахождения на языке законодателей. Проще всего уведомить налоговиков, если компания переезжает на место прописки директора или участника ООО с долей 50% и больше. В этом случае действуйте по инструкции из раздела «как переехать в пределах города». Если у вас другая ситуация, процедура будет сложнее — она происходит в два этапа:

  1. Подайте в старую инспекцию заявление по форме Р13014: н а первой странице заявления укажите причину представления с кодом « 2 » . На второй странице в пункте 6 поставьте код «1». На листе Б в пункте 1 напишите название населённого пункта, куда переезжает компания. Заполните лист Н с данными о заявителе.
  2. В течение 5 рабочих дней инспекторы внесут запись в ЕГРЮЛ: «юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения».
  3. Через 20 рабочих дней подайте в новую инспекцию заявление по форме Р13014 , устав в новой редакции, решение о переезде, квитанцию об уплате госпошлины (если подаёте документы через МФЦ или нотариуса, оплачивать пошлину не нужно), договор аренды и гарантийное письмо от арендодателя. На первой странице заявления укажите причину представления: «2» — если место регистрации не прописано в уставе и «1» — если прописано. В листе Б заполняйте оба пункта: адрес места нахождения и адрес юридического лица. Заполните сведения о заявителе на странице Н.

Налоговая подозрительно относится к переезду в другой город. Вдруг вы переезжаете с фиктивного адреса на фактический или наоборот. Ваши документы внимательно изучат. Если будут признаки нарушений, придётся дать пояснения в инспекции. В крайнем случае вам откажут и придётся подавать документы заново.

Как уведомить сотрудников при переезде в другой город

  1. Предупредите сотрудников за 2 месяца до переезда. В уведомлении напишите, куда переезжаете и когда начнётся работа на новом месте. Укажите срок, в течение которого сотрудник может согласиться или отказаться. Сообщите, что за отказом или отсутствием согласия последует увольнение. Предупреждать сотрудников требует ст. 74 ТК РФ.
  2. Возместите сотрудникам расходы на переезд, провоз имущества и обустройство на новом месте жительства. Этого требует ст. 169 ТК РФ.

С сотрудниками, которые переезжают вместе с компанией, заключите дополнительное соглашение к трудовому договору. Издайте приказ о переводе работников в новое место по форме № Т-5а. Внесите записи о переводе в трудовые книжки сотрудников.

Издайте приказ по форме № Т-8а для увольнения сотрудников, которые отказались от переезда. Ознакомьте с приказом под подпись. В день увольнения рассчитайтесь с сотрудниками: выплатите зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие в размере двухнедельного заработка — по 178 ТК РФ. Выдайте сотрудникам трудовые книжки с записями об увольнении. Заполните личные карточки по форме № Т-2 и попросите расписаться в них.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Как платить налоги при переезде в другой город

Платите налоги и сдавайте отчётность в старую инспекцию, пока в ЕГРЮЛ не обновится адрес. Затем взаимодействуйте только с новой инспекцией.

Отразите переезд в отчётности УСН. Формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ сдайте дважды: со старым и новым ОКТМО. Этого требует письмо ФНС № БС-4-11/25114@.

Кого ещё уведомить о переезде

Предупредите банк и контрагентов. Внебюджетные фонды уведомлять не надо: они узнают о вашем переезде от налоговой.

Статья актуальна на 09.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: